Учет нематериальных активов и неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение учета нематериальных активов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие нематериальных активов;
- изучить классификацию нематериальных активов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УЧЕТУ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1 ПОНЯТИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 7
1.3 ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСОБЫЙ ВИД НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 11
2. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И НЕИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 13
2.1 УЧЕТ НЕИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 13
2.2 УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 15
2.3 УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 20
2.4 УЧЕТ ВЫБЫТИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 22
3. ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ 26
3.1 ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 26
3.2 ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая НМА.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

Этап 1. Анализ структуры нематериальных активов и выделение их составных частей (компонентов), оценка стоимости которых будет производиться дифференцированно различными методами. Если нужно оценить предприятие в целом, а не только его нематериальные активы, то в нем выделяют такие компоненты как: основные фонды (земля, здания, сооружения, машины и оборудование), оборотные материальные средства, денежные средства.

Этап 2. Выбор наиболее походящего метода оценки стоимости для каждого компонента нематериальных активов и выполнение расчетов. Для определения стоимости земельного участка применяют специальные методы, известные из теории оценки недвижимости, или расчеты ведут по ценам за 1 м2, применяемым при исчислении земельного налога.

Этап 3. Оценка реальной степени износа компонентов нематериальных активов. Термин «износ» в теории оценки понимается как утрата полезности объекта, а, следовательно, и его стоимости по различным причинам, то есть не только вследствие фактора времени. Этот термин в ином смысле употребляется в бухгалтерском учете, где под износом или амортизацией понимается механизм переноса издержек на себестоимость продукции на протяжении нормативного срока службы объекта.

В практике оценки различают два  вида износа: физический износ и моральный износ.

Физический износ означает потерю физических возможностей объекта в  процессе его эксплуатации. Реальный физический износ оценивается следующими методами:

¨по эффективному возрасту;

¨по индексам снижения потребительских свойств;

¨по снижению чистого дохода (прибыли) в процессе эксплуатации.

Моральный износ характеризует  потерю конкурентоспособности и  соответственно стоимости, в связи  с появлением на рынке новых более  совершенных аналогов. Моральный  износ принято подразделять на:

¨технологический,

¨функциональный,

¨внешний.

Технологический износ является следствием влияния на стоимость достижений научно-технического прогресса в  области конструкции, технологии, материалов.

Функциональный износ есть следствие  уменьшения функциональных возможностей оцениваемого объекта в сравнении с новым аналогом.

Внешний износ проявляется в  том, что объект в какой-то момент перестает отвечать новым требованиям  и ограничениям, например, по экологическим  причинам, безопасности и т.д.

Основным методом определения  морального износа является метод сравнения  с новым, более совершенным объектом.

Этап 4. Расчет остаточной стоимости компонентов нематериальных активов и суммарная оценка остаточной стоимости всех нематериальных активов. Остаточная стоимость на дату оценки получается вычитанием из стоимости размера накопленного износа.

Применительно к таким объектам, как ноу-хау и изобретения, аннуитетом служат платежи роялти, то есть ежегодно выплачиваемые предприятием-лицензиатом  суммы обладателю ноу-хау или патента (лицензиару), согласно заключенному между ними договору.

Фактически роялти — вознаграждение продавцу, определенное по фиксированной  ставке, проценту от дохода, прибыли  или стоимости в зависимости  от договоренности субъектов сделки. Обычно роялти берется в размере от пяти до двадцати процентов дополнительной прибыли, полученной предприятием, купившим и использовавшим нематериальные активы. Но это справедливо лишь для крупномасштабных производств и для случаев, когда помимо данных нематериальных активов в технологии производства нового или обновленного продукта задействованы также несколько других. Когда же нематериальные активы в рассматриваемой технологии являются единственным и главным элементом новизны, оригинальности или экономичности выпускаемой продукции, то эти проценты существенно занижают фактическую стоимость нематериальных активов.

Роялти, выполняя функцию определителя не стоимости нематериальных активов, а размера вознаграждения, как  фиксированный процент от прибыли  распространяется на весь жизненный цикл данных нематериальных активов.

Роялти как элемент расчета  размера вознаграждения имеет глубокий экономический смысл, стимулируя владельца  нематериальных активов поддерживать его реализацию в производстве, постоянно  его адаптировать к изменяющимся условиям производства и рыночной конъюнктуры.

Ставка роялти такова, что выплаты  по ней обычно не являются для производителя  ощутимой потерей, а владельцу нематериальных активов периодически начисляется  относительно высокая сумма. Поэтому ставки роялти определены, с точки зрения автора, как стихийно сложившийся и принятый в международной практике компромисс между интересами производителя и изобретателя, владельца и покупателя. Причем этот компромисс исторически сложился во времена полного диктата производителя и относительной слабости правовых и рыночных позиций изобретателей и владельцев нематериальных активов. В прежнее время организация внедрения нововведений представляла большую проблему. И если на данном производстве владельцу патента отказывали во внедрении, то шансов внедрить нематериальные активы в другом месте, как правило, было крайне мало.

Сейчас положение в мире существенно  меняется в пользу владельцев нематериальных активов:

- различные компании и фирмы организуют системы поиска, генерации и фильтрации полезных идей;

- создается множество венчурных фирм;

- нематериальные активы закладываются в многочисленные инвестиционные проекты;

- информационные системы и издания рекламируют новые высокоэффективные идеи.

Дальновидные бизнесмены продают ценные патенты лишь при острой необходимости и в последнюю очередь. Хорошие идеи стали «сытно» кормить своих владельцев, превратились в дорогой товар.

Методология оценки нематериальных активов  с использованием роялти предполагает знание всего жизненного цикла объекта, реально предсказать который бывает почти невозможно. Тем более не удается обычно достоверно рассчитать массу прибыли по всем жизненному циклу нематериальных активов ввиду того, что, как правило, не удается обосновать ожидаемое моральное старение нематериальных активов. Поэтому использование роялти для расчетов стоимости нематериальных активов представляется неэффективным.

Более правильным представляется расчет стоимости нематериальных активов  с использованием массы прибыли  за некий обозримый период (лишь несколько лет). Но прибыль, полученную от реализации данных нематериальных активов, было бы разумнее делить поровну между продавцом и покупателем нематериальных активов в течение определенного срока,  владельцем нематериальных активов и производителем продукции, его содержащей.

Проблема определения платежей за использование ноу-хау, изобретения  или другого объекта интеллектуальной собственности заключается в  том, что для их внедрения в  производство требуются инвестиции. Чистый доход от использования ноу-хау или изобретения является частью чистого дохода от реализации определенного инвестиционного проекта. Поэтому сначала разрабатывается инвестиционный проект, составляется бизнес-план, в котором рассчитывают ожидаемый ежегодный чистый доход. Затем выделяют ту часть чистого дохода, которую можно отнести к используемому объекту интеллектуальной собственности. Применяемый при этом долевой коэффициент рассчитывается с учетом фактора получения экономии. Так, применение ноу-хау или изобретения дает прирост чистого дохода предприятия за счет таких факторов, как снижение себестоимости продукции, увеличения объема продаж, увеличения цены за продукцию за счет роста качества. Нужно также иметь ввиду, что применение некоторых ноу-хау позволяет снизить величину налога на прибыль.

Задача упрощается, если инвестиции не требуются. Например, что при оценке стоимости товарного знака, приобретаемого предприятием у другой авторитетной фирмы, достаточно рассчитать прирост  чистого дохода предприятия вследствие увеличения цены и расширения рынка сбыта, но при этом нужно вычесть дополнительные расходы на удовлетворение требований обладателя товарного знака. Кстати, стоимость товарного знака может измеряться значительной суммой.

Особое внимание следует обратить на выбор ставки дисконта. Как уже отмечалось, ставка дисконта складывается из безрисковой ставки и премии за риск.

Когда оцениваются объекты интеллектуальной собственности, премия за риск выбирается повышенной, так как вложения в  эти объекты отличаются большой рискованностью.

Срок полезного применения объекта  интеллектуальной собственности оценивается  предприятием самостоятельно и зависит  от сроков старения передаваемых знаний (опыта) и возможного раскрытия их конфиденциальности. Этот период соответствовать двадцатилетнему периоду действия патента РФ на изобретение или семнадцатилетнему сроку действия патента США. При определении срока действия договор на передачу ноу-хау в международной практике принятым считается срок, равный пяти годам, а по отдельным договорам он изменяется в пределах от двух до десяти лет.

Стоимость деловой репутации предприятия  или гудвилла определяется методом  избыточной рентабельности, который  можно рассматривать как частный  случай метода капитализации. Оценку гудвилла выполняют как составную процедуру оценки стоимости предприятия в целом. Исходят из того положения, что гудвилл – это те нематериальные активы, благодаря которым рентабельность собственного капитала предприятия превышает среднеотраслевую рентабельность. Расчеты выполняют в такой последовательности:

1. Анализируют данные о результатах деятельности предприятий отрасли, к которой относится данное предприятие, и вычисляют среднее по отрасли значение показателя рентабельности собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия).

2.  Определяют чистую прибыль предприятия при среднеотраслевом уровне рентабельности, для чего среднеотраслевой показатель рентабельности умножают на собственные средства предприятия.

3. Определяют избыточную прибыль; при этом из фактической чистой прибыли вычитается чистая прибыль при среднеотраслевой рентабельности.

4. Методом капитализации, то есть делением избыточной прибыли на коэффициент капитализации определяют стоимость гудвилла.

Имеется целый ряд нематериальных активов, стоимость которых может быть оценена только на основе затратного подхода. Методом расчета сметных затрат определяется и учитывается стоимость таких нематериальных активов, как целевые организационные расходы, стоимость результатов НИОКР, стоимость промышленных образцов, стоимость лицензий на право заниматься определенными видами деятельности и т.д. Стоимость определяется как итог затрат по схеме расходов плюс прибыль.

3.2 Инвентаризация нематериальных  активов

Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ «О бухгалтерском  учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию нематериальных активов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие прав, их состояние и оценка.

При инвентаризации нематериальных активов  необходимо проверить:

- наличие документов, подтверждающих права организации на использование нематериальных активов;

- правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

Принципы инвентаризации нематериальных активов:

- инвентаризация прав не должна быть тотальной. Например, объем архива на некоторых предприятиях бывшего военного комплекса может составлять в среднем 1 млн. единиц хранения. Работа с этой информацией займет достаточно много времени, потребует немалых денежных средств;

- инвентаризация должна быть инициативной;

- обязательная инвентаризация может проводиться в строго ограниченных случаях.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ;

- при выявлении патентоспособных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) необходимо принять решение о перспективности этих результатов и эффективности их защиты и охраны.

Инвентаризации подлежат все нематериальные активы, в том числе и права, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах, а также права, не учтенные по каким-либо причинам.

Для проведения инвентаризации создается  постоянно действующая инвентаризационная комиссия, члены такой комиссии отвечают за своевременность и правильность проведения инвентаризации, за полноту и точность несения данных в инвентаризационные описи.

Такие описи могут быть заполнены  как машинным, так и ручным способом. Эти описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества. При этом необходимо составить отдельные описи на права использования ОИС, не принадлежащие организации, числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах.

Информация о работе Учет нематериальных активов и неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности