Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 07:40, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в процессе осуществления своей деятельности организация вступает в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.
Содержание
В рыночной экономике денежные средства образуют основу расчетов всех хозяйственных операций и действий.
Деньги – особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира для осуществления роли всеобщего эквивалента. Денежные средства выполняют следующие функции:
- являются мерой стоимости товаров;
- используются для обмена товарной продукции;
- предназначены для накопления капитала;
- служат для образования сокровищ;
- являются мировым эквивалентом.
Актуальность темы курсовой
работы обусловлена тем, что в
процессе осуществления своей
Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоколиквидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Между организациями большинство расчетов производится без налично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. Поэтому большое значение имеет учет денежных средств и контроль за их обращением на расчетных счетах в банках.
Исходя из вышеизложенного, цель написания курсовой работы заключается в анализе действующей практики учета операций на расчетном счете в банке.
При написании работы поставлены следующие задачи:
- исследовать
основные формы безналичных
- дать организационно
– экономическую
- охарактеризовать систему бухгалтерского учета операций на расчетном счете ЗАО «Унисон».
Объектом исследования является ЗАО «Унисон».
Предметом исследования является организация бухгалтерского учета денежных средств на расчетном счете в банке на примере ЗАО «Унисон».
Информационной базой исследования послужила годовая финансовая отчетность ЗАО «Унисон».
Указанные цели и задачи определили структуру работы, состоящую из двух глав. Первая глава освещает теоретические вопросы организации учета безналичных расчетов. Особенности бухгалтерского учета на расчетном счете в банке ЗАО «Унисон» представлены во второй главе.
В процессе хозяйственной деятельности организации вступают во взаимоотношения друг с другом, кредитными учреждениями, финансовыми органами, органами социального страхования и обеспечения, другими физическими и юридическими лицами. Эти взаимоотношения возникают в связи с реализацией продукции, приобретением материальных ценностей, выдачей заработной платы, осуществлением финансовых операций. Хозяйственные связи – необходимое условие деятельности организаций, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. При этом каждая организация является, с одной стороны, покупателем, а, с другой стороны – продавцом.
Денежные средства – самая ликвидная часть активов (имущества) организации. На рис.1 показана структура денежных средств организации:
Денежные средства организации | |||
Наличные денежные знаки в кассе |
Денежные средства на расчетных счетах |
Аккредитивы, кредитные и расчетные карты, расчетные чеки |
Денежные средства на особых депозитных счетах |
Рис.1 – Денежные средства организации
Бухгалтерский учет обеспечивает информацию для контроля за наличием и движением денежных средств, их рациональным хранением и расходованием.
Безналичные расчеты не предполагают физического перемещения денег от одной организации к другой, равно как и перемещение их от одного банка к другому. Смысл безналичных расчетов заключается в списании сумм денег с одного расчетного счета на другой, в соответствии с документами, имеющими юридическую силу. Такая форма расчетов позволяет легко осуществлять любой объем денежных платежей. Эта форма легко автоматизируется и скорость взаимных платежей с каждым годом увеличивается.
Основными задачами учета денежных средств являются:
- полная и
своевременная регистрация
- контроль за наличием денежных средств, их сохранностью, целевым использованием, соблюдением расчетно-платежной дисциплины, своевременностью возвращения в банк сумм, не использованных по назначению в соответствии с выделенными лимитами и сметами;
- полное, своевременное и правильное отражение в учетных регистрах текущих операций по поступлению и выбытию капитала;
- правильное и своевременное проведение инвентаризации операций по счетам в банках и отражение ее результатов в учете.
Решение этих задач во многом зависит от четкого соблюдения следующих основных принципов учета денежных средств:
- свободные
денежные средства должны
-платежи производятся в безналичном порядке после отгрузки товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг или одновременно с ними. Предварительная оплата допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством и учетной политикой организации;
- платежи производятся с согласия (акцепта) плательщика или по его поручению, без согласия – только в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- платежи производятся
за счет собственных средств
плательщика или за счет
- списание со счетов денежных средств в объеме, достаточном для удовлетворения всех предъявляемых к организации требований, осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание;
- недостаточность денежных средств на счете организации для удовлетворения всех предъявляемых к ней требований обуславливает списание этих средств путем применения установленной очередности платежей.
Основными нормативными документами по учету денежных средств и расчетов являются:
Основные расчеты между организациями проводятся при помощи расчетных счетов.
Чтобы открыть расчетный счет, нужно представить в банк такие документы:
- заявление
на открытие счета
- карточку с образцами подписей руководителя, главного бухгалтера и оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально;
- нотариально заверенные
копии учредительных
- копию свидетельства
о постановке на учет в
- копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования.
О том, что организация открыла расчетный счет, она обязана сообщить в налоговую инспекцию в течение 10 дней1.
Если организация открывает
счета для своих обособленных подразделений,
то сообщать о них нужно только в налоговый
орган по месту нахождения налогоплательщика-организации2
Сообщают в налоговую
инспекцию об открытии или закрытии
счета письменно. Форма сообщения
приведена в приказе
Кроме расчетного счета, банк открывает на каждого клиента (организацию) соответствующий лицевой счет, на котором ведет учет взаимодействия с ним.
Организации периодически получают из банка выписки из расчетного счета и в качестве приложения к ним документы, на основании которых идут зачисления или списания денежных средств. Операции в данных выписках кодируются специальными цифрами (от 01 до 13), которые отражают характер перемещения денежных средств. При расшифровке записей следует иметь в виду, что выписка – это банковский документ, а значит, стоящая в ее дебете цифра означает списание банком с расчетного счета организации, а стоящая в кредите – зачисление на расчетный счет.
Все документы по безналичным расчетам требуют очень тщательного и точного заполнения реквизитов, главными из которых являются:
- наименование расчетного документа и формы;
- номер расчетного документа,
число, месяц и год его
- вид платежа;
- наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- наименование и
- наименование получателя
средств, номер его счета,
- наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
- назначение платежа;
- сумма платежа,
обозначенная прописью и
- очередность платежа;
- вид операции в соответствии с кодами;
- подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускается.
В настоящее время в России для безналичных расчетов используются 7 следующих основных способов:
1. платежными поручениями;
2. платежными требованиями;
3. инкассовыми поручениями;
4. аккредитивами;
5. чеками;
6. при помощи векселей;
7. с использованием банковских карт.
Общие требования к оформлению документов, предъявляемых в банк для осуществления безналичных расчетов, приведены в «Положении о безналичных расчетах в РФ», утвержденном ЦБ РФ 03.10.2002 г. № 2-П (с изменениями и дополнениями от 12.12.2011 г.), и заключается в следующем. Расчетные документы действительны в течении 10-ти дней, не считая дня выписки. Документы на бумажных носителях печатаются на принтере ПК, исключение составляют чеки, бланки которых заполняются ручками с пастой синего, фиолетового и черного цвета. Налог, подлежащий уплате, выделяется в документах отдельной строкой, иначе должна быть обязательна запись о том, что налог по данной операции не уплачивается. Плательщики вправе отзывать свои платежные поручения, а взыскатели – платежные требования и инкассовые поручения, не оплаченные из-за недостатка средств на расчетном счете клиента банка.
Очередность списания денежных средств с расчетных счетов организации определяется ст.855 Гражданского кодекса РФ (с изменениями, внесенными Конституционным судом):
- в первую очередь,
по исполнительным документам, предусматривающим
удовлетворение требований о
возмещении вреда,
- во вторую очередь,
по исполнительным документам, отражающим
обязательства по выплатам
Информация о работе Учет операций по расчетным счетам в банке