Учет основных средств их выбытие, восстановление и аренда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:09, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение организации бухгалтерского учета выбытия основных средств, их восстановления аренды.

В соответствии с поставленной целью, в работе необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть понятие, классификацию и задачи учета основных средств;

2) изучить порядок организации учета выбытия основных средств;

3) проанализировать порядок учета затрат на восстановление основных средств;

4) раскрыть порядок организации бухгалтерского учета аренды основных средств.

Содержание

Введение 3

1. Понятие, классификация, оценка и задачи учета основных средств 5

2. Учет выбытия основных средств 13

3. Учет восстановления основных средств 22

3.1. Ремонт основных средств: виды, способы проведения и отражение

в учете 22

3.2. Модернизация и реконструкция основных средств 25

4. Учет аренды основных средств 28

Заключение 32

Список использованных источников 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Учет ОС их выбытие, восстановление и аренда.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

      Согласно Гражданскому кодексу РФ, право сдачи активов в аренду принадлежит их собственнику и отношения между арендатором и арендодателем обязательно устанавливаются на основе договора аренды. В этом договоре отражается наименование имущества, передаваемого в аренду, его стоимость, срок аренды, размер и порядок внесения арендной платы, обязанности арендатора и арендодателя по содержанию имущества, условия возврата. Как правило, арендная плата устанавливается в виде твердой суммы платежей или путем предоставления доли продукции, услуг или доходов, полученных в результате использования арендуемого имущества.

      Текущая аренда заключается в том, что  арендодатель передает арендатору имущество на определенный срок на условиях возврата. Объект передается в аренду на основании акта приемки-передачи основных средств. Одновременно в инвентарной карточке объекта в бухгалтерии арендодателя делается отметка о передаче. При этом за арендодателем сохраняется право собственности на переданное имущество, а к арендатору переходит только право пользования и владения им. Поэтому арендодатель продолжает показывать сданное в аренду имущество в своем балансе, а арендатор отражает его на забалансовых счетах. Арендатор за взятые в аренду основные средства выплачивает арендную плату /17, с. 178/.

      Возможны  два варианта бухгалтерского учета  аренды основных средств у арендодателя в зависимости от того, является или не является аренда предметом деятельности арендодателя. В любом случае при передаче в аренду объектов основных средств производится запись по дебету субсчета «Основные средства, переданные в аренду» в корреспонденции с кредитом субсчета «Собственные основные средства» к счету 01 «Основные средства».

      В случае, если аренда является предметом деятельности арендодателя, то в учете арендодателя сумма причитающейся арендной платы входит в объем реализации и отражается в составе доходов по обычным видам деятельности. Таким образом, на сумму начисленной платы за предоставление услуг по передаче в аренду объектов основных средств делается запись:

      Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по арендной плате»

      Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

      Все затраты, связанные с оказанием услуг по передаче в аренду основных средств и начисленным по ним амортизационным отчислениям, аккумулируются на калькуляционном счете 20 «Основное производство»:

      Дебет 20      Кредит 02, 10, 70, 69 и др.

      В конце месяца все накопленные  затраты списываются проводкой:

      Дебет 90-2   Кредит 20.

      Кроме того, в дебете счета 90 «Продажи» отражается и начисление к перечислению НДС по оказанной услуге:

      Дебет 90-3 Кредит 68-2 «Расчеты по НДС».

      Таким образом, при сопоставлении двух сторон счета 90 «Продажи» выявляется финансовый результат от оказания арендных услуг и делаются бухгалтерские записи:

      Дебет 90-9    Кредит 99

      - на полученную прибыль;

      Дебет 99       Кредит 90-9

      - на полученный убыток.

      Получение арендной платы от арендатора отражается по дебету счетов денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Расчеты по арендной плате» /17, с. 179/.

      Если  передача объектов основных средств не является предметом деятельности арендодателя, то его доходы и расходы по аренде включаются в состав прочих доходов и расходов.

      В этом случае при начислении причитающейся  арендной платы делаются следующие бухгалтерские записи:

      Дебет 76-6 «Расчеты по арендной плате»   Кредит 91-1.

      Амортизационные отчисления начисляет собственник объектов основных средств:

      Дебет 91-2      Кредит 02.

      Кроме того, на дебете счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» собираются в течение месяца все затраты, связанные с оказанием арендных услуг.

      Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» накапливается вся необходимая информация для определения финансового результата от оказания арендных услуг и отражается:

      Дебет 91-9     Кредит

      - полученная прибыль;

      Дебет 99        Кредит 91-9

      - полученный убыток.

      Поступление от арендатора арендных платежей отражается по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате» и дебету счетов денежных средств.

      Рассмотрим  порядок отражения в бухгалтерском учете арендных операций у арендатора. Основные средства, полученные арендатором, принимаются на забалансовый учет в оценке, указанной в договоре аренды. При этом делается простая бухгалтерская запись по дебету счета 001 «Арендованные основные средства».

      Если  арендованные объекты основных средств используются у арендатора для производства продукции (оказания услуг, выполнения работ), то арендная плата рассматривается как расход по обычному виду деятельности и включается в текущие затраты:

      Дебет 20, 23, 25, 26, 44   Кредит 76-6.

      Затраты на ремонт арендованных основных средств, производимые арендатором (предусмотренные договором аренды), также учитываются в составе его расходов по обычным видам деятельности.

      Если  арендованные объекты используются арендатором для непроизводительных нужд, то арендная плата отражается  проводкой:

      Дебет 29      Кредит 76-6.

      При фактическом перечислении арендных платежей дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате» и кредитуются счета денежных средств /17, с.180/.

    Аналитический учет по счету 001 «Арендованные основные средства» ведется по арендодателям, по каждому объекту арендованных основных средств (по инвентарным номерам арендодателя). Арендованные основные средства, находящиеся за пределами Российской Федерации, учитываются на счете 001 «Арендованные основные средства» обособленно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В  ходе написания курсовой работы была раскрыта тема организации бухгалтерского учета выбытия основных средств, их восстановления и аренды.

      Основные  средства являются одним из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий.

      Основные  средства – это  часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для  управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

      Правила формирования в бухгалтерском учете  информации об основных средствах организации устанавливает Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001г. № 26н (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006г. №156н).

      Бухгалтерский учет наличия и движения собственных основных средств ведется на активном инвентарном счете 01 «Основные средства». Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости действующих или находящихся в запасе и на консервации основных средств организации, оборот по дебету - поступление, по кредиту - выбытие объектов по различным причинам. При разработке учетной политики по учету объектов основных средств в рабочем плане счетов целесообразно создать субсчета к счету 01, которые позволят получить необходимые сведения при заполнении отчетности организации.               

      В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который не используется для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или для управленческих нужд организации либо выбывает, либо подлежит списанию с бухгалтерского учета.

      Выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации  на дату единовременного прекращения  действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.

      Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно) к счету 01 «Основные средства» может быть открыт субсчет «Выбытие основных средств».

      В дебет этого субсчета переносится  стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной  амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

      В процессе эксплуатации объекты основных средств постепенно теряют свои первоначальные технические характеристики. Причем из-за неравномерности нагрузки отдельные части объекта требуют различных восстановительных работ. Восстановление основных средств производится в результате проведения ремонтов, модернизации или реконструкции.

      Затраты на ремонт определяются предприятием самостоятельно исходя из величины первоначальной стоимости основных средств, их технического уровня и физического состояния. Особенности ремонта имеют определенное значение для организации учета связанных с ними затрат.

      Основным  критерием ремонта является то, что он не увеличивает балансовую стоимость основных средств. Так, например, текущий ремонт направлен на поддержание основных средств в рабочем состоянии. К капитальному ремонту относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей здания или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом.

      Учет  ремонта основных средств должен обеспечить:

      - правильное документальное оформление  всех ремонтных работ;

      - выявление объема и себестоимости выполненных ремонтных работ;

      - контроль за использованием средств,  ассигнованных на производство  ремонта по назначению;

      - выявление отклонений (экономия  или перерасход) фактических затрат  на ремонтные работы от утвержденных  смет (при выполнении ремонта  хозяйственным способом).

      К реконструкции действующих предприятий относится переустройство существующих цехов, объектов основного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений. При этом такое переустройство связано с совершенствованием процесса производства, повышением его технико-экономического уровня на основе достижений НТП и осуществляемое по комплексному проекту. Результатом такого переустройства должно быть увеличение производственных мощностей, изменение номенклатуры продукции, улучшение его качества.

      К модернизации относятся работы по восстановлению объектов основных средств, которые приводят к улучшению ранее принятых нормативных показателей функционирования.

      Большинство организаций, не имея возможности приобрести здание, помещение, оборудование или транспортные средства для осуществления своей деятельности, вынуждены арендовать их. Основы арендных отношений, обязанности сторон договора аренды установлены главой 34 Гражданского кодекса РФ.

      В бухгалтерском учете доходы от аренды, не являющейся предметом деятельности организации, признаются прочими. Если же аренда - предмет деятельности организации, то поступления от нее относятся к доходам по обычным видам деятельности

      В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета обобщение информации о  наличии и движении основных средств, арендованных организацией, осуществляется на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». Аналитический учет по этому счету ведется по арендодателям, по каждому объекту арендованных основных средств.

Информация о работе Учет основных средств их выбытие, восстановление и аренда