Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить особенности учета основных средств на предприятии, выбранном в качестве объекта исследования, провести сравнительную характеристику с международными стандартами учета основных средств и предложить пути его совершенствования.
Введение 3
Глава 1. Учет основных средств в соответствии с российскими и международными стандартами 5
1.1. Понятие и классификация основных средств 5
1.2. Оценка основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 и МСФО 16 10
1.3. Амортизация основных средств в соответствии с российскими и международными стандартами 15
1.4. Документальное оформление операций по учету основных средств предприятия 20
Глава 2. Особенности учета основных средств в ОАО «ТАТСПИРТПРОМ» 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Татспиртпром» 23
2.2. Особенности учета основных средств в ОАО «Татспиртпром» 25
Глава 3. Совершенствование учета основных средств в ОАО «Татспиртпром» 32
Список использованной литературы…………………………………………………42
Приложения…………
Для списания пришедших в негодность объектов основных средств применяются:
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) - по форме № ОС-4;
Акт о списании автотранспортных средств - по форме № ОС-4а;
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) - по форме № ОС-4б.
На предпритии предусмотрены три формы первичной учетной документации для оформления и учета оборудования:
Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14) - для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования в качестве объекта основных средств;
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15) - для оформления передачи оборудования в монтаж;
Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16) - составляется на дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля.
Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации оформляется в установленном порядке по формам № ОС-1 или № ОС-1б.
Затраты на восстановление (ремонт) основных средств отражаются в себестоимости продукции отчетного периода, к которому они относятся. Затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств учитываются в порядке установленном для учёта капитальных вложений.
Охарактеризуем теперь порядок выбытия основных средств на предприятии. Рассмотрим, как оформляется выбытие основных средств в ОАО «Татспиртпром».
В 2009 был списан сервер «IBM», поскольку по своим техническим характеристикам не соответствовал требованиям, которые к нему предъявляли. Согласно акту на списание: восстановительная стоимость по данным бухгалтерского учета составляла 45 000 руб. Сумма начисленной амортизации равна 40 000 руб. За годы эксплуатации бухгалтерия предприятии переоценивала принтер, общая сумма дооценки составила 10000 руб.
Списав сервер «IBM», предприятие получило запасные части. Стоимость запчастей была оценена в 8000 руб.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Собственные основные средства» - 45 000 руб. - списана восстановительная стоимость сервера;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» - 40 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации с учетом переоценки;
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» - 5000 руб. (45 000 - 40 000) - списана остаточная стоимость сервера;
Дебет 10 Кредит 91 субсчет «Прочие доходы» - 8000 руб. - оприходованы по рыночной стоимости запасные части;
Дебет 83 Кредит 84 - 10000 руб. - списана сумма дооценки, начисленная по серверу.
Анализ проводок по списанию объекта основных средств позволил выявить следующие:
Остаточная стоимость объекта основных средств списывается аналогично МСФО 16 – на убытки предприятия и находит отражение в отчете о прибылях и убытках.
Аналогичным образом отражается сумма переоценки – списывается со счета добавочный капитал на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток») и, таким образом, не находит отражения в отчете о прибылях и убытках.
Охарактеризуем теперь реализацию основных средств. В соответствии с учетной политикой предприятия, основные средства для реализации оценивать исходя из существующих рыночных цен с учетом износа и применения рыночной наценки или с учётом уровня инфляции.
В учете данная операция отражается следующими проводками:
Продажную стоимость отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно остаточную стоимость основных средств, списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным средствам - в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также НДС по основным средствам (с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») и расходы по продаже основных средств, с кредита счета 44 «Расходы на продажу».
Все участки учета на предприятии автоматизированы. Рассмотрим возможности программы в области учета основных средств.
Операции по учету основных средств - поступление, принятие к учету, модернизация, передача, списание - регистрируются соответствующими документами. Предусмотрено, что основное средство может появиться у предприятия различными способами: в результате его приобретения и последующего ввода в эксплуатацию, в результате строительства, в результате монтажа. Предоставляется возможность регистрации дополнительных затрат, связанных с приобретением и монтажом основного средства, и их отражение в первоначальной стоимости основного средства.
При принятии основного средства к учету в информационную базу вносятся сведения, необходимые для бухгалтерского учета и последующего начисления амортизации. В частности: указываются счет бухгалтерского учета основного средства и счет амортизации, материально ответственное лицо, способ амортизации и срок полезного использования основного средства.
Для учета амортизационных отчислений используется отдельный счет (счет 02 «Амортизация основных средств»), на котором происходит накапливание соответствующих сумм. Сальдо кредитовое отражает информацию двух видов: сумму возмещенной стоимости объектов основных средств с начала их эксплуатации организаций через амортизационные отчисления; показатель изношенности объектов по отношению к их первоначальной стоимости, т.е. их техническое состояние.
Оборот по дебету - списание ранее начисленной амортизации в связи с выбытием объектов основных средств по различным причинам. Оборот по кредиту - сумма начисленной амортизации за отчетный период в корреспонденции с производственными и прочими счетами в зависимости от выполняемых объектами функций.
К счету 02 «Амортизация основных средств» в ОАО «Татспиртпром» открыты следующие субсчета:
1. Амортизация собственных основных средств предприятия;
2. Амортизация арендованных основных средств;
3. Амортизация арендованных у дочерних компаний основных средств.
Аналитический учет ведется по группам основных средств.
Учетной политикой предприятия установлено:
1. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов находящихся на балансе на 01.01.2010 года производить линейным способом;
2. По введенным в эксплуатацию с 01.01.2010 года основным средствам, амортизационные отчисления производить линейным способом, исходя из срока полезного использования, по нормам, указанным в амортизационных группах Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 года № 1;
3. Ускоренную и замедленную амортизацию не применять.
Суть данного метода подробно рассмотрена в теоретической части курсовой работы. Необходимо только отметить, что данный метод разрешен и российскими стандартами (бухгалтерским и налоговым учетом) и международными стандартами.
Рассмотрим на практическом примере порядок учета амортизации основных средств предприятия.
10 января 2009 года предприятием был приобретен копировальный аппарат стоимостью 25 000 руб. (в том числе НДС - 3813 руб. 56 коп.). 20 января он был введен в эксплуатацию. Согласно Классификации основных средств копировальный аппарат относится к третьей амортизационной группе, то есть срок его полезного использования может быть от трех до пяти лет. Главным бухгалтером был установлен срок полезного использования четыре года (48 мес.).
Амортизация стала начисляться с февраля 2009 года. Месячная норма амортизации составляет 2,08 процента (1/48 мес.*100%). Следовательно, ежемесячно будет начисляться 400,68 руб. ((25 000 - 3813,56)*2,08%).
Таким образом, учет амортизационных отчислений в ОАО «Татспиртпром» не нарушает стандарты бухгалтерского учета.
В заключении необходимо отметить, что в ходе анализа организации учета основных средств предприятия были выявлены следующие недостатки:
1. Одним из существенных недостатков в организации бухгалтерского учета на предприятии является отличие систем ведения бухгалтерского учета на различных предприятиях принадлежащих холдингу. Поэтому первоочередной задачей совершенствования учета на предприятии должно стать приведение всех систем ведения бухгалтерского учета к единой системе[22].
Это позволит значительно облегчить ведение бухгалтерского учета вообще и составление консолидированной отчетности в частности. Кроме того, в случае принятия закона о переходе на международные стандарты учета предприятие будет подготовлено к таким изменениям.
Первым этапом должно стать разработка единой для всех предприятий учетной политики. При этом необходимо, чтобы элементы разрабатываемой учетной политики были максимально приближены к международным стандартам ведения бухгалтерского учета[23].
2. Анализ учетной политик предприятия показал, что она максимально приближена к международным стандартам, таким образом, ее можно взять за основу.
Недостатком учетной политик предприятия является отсутствие информации о переоценки активов предприятия.
Потому одним из этапов разработки учетной политики должно стать внесение пункта о переоценки основных средств предприятия.
3. Были выявлены ошибки при заполнении актов о списании основных средств предприятия;
5. Основные средства предприятия не закреплены за материально-ответственными лицами.
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом учет основных средств организован в соответствии с нормативными документами, регламентирующими данный участок учета. Выявленные недостатки в организации учета основных средств свидетельствуют о необходимости усиления внутреннего контроля на предприятии.
Основные направления деятельности ОАО «Татспиртпром» – повышение эффективности производства и производственных процессов, обеспечение стабильно высокого качества продукции, разработка и внедрение новых ликероводочных изделий.
Комплекс мер по развитию предприятия охватывает все жизненно важные сферы деятельности предприятия, а именно:
1. Модернизацию производства и совершенствование технологических процессов за счет использования следующих механизмов:
Автоматизация основных технологических процессов.
Создание автоматизированных пунктов учета расхода энергоносителей.
Внедрения энергосберегающих технологий.
Оптимизация издержек
Замена устаревшего оборудования
Повышение квалификации специалистов.
2. Оптимизацию ассортиментного портфеля, за счет создания и продвижения новых продуктов ориентированных на растущие сегменты рынка: элитные водки, натуральные вина, слабоградусные ЛВИ на основе натурального сырья и т.д.
3. Совершенствование системы продаж, в том числе расширение собственной розничной сети, активизация работы на региональных рынках.
С учетом больших инвестиционных планов компании, основная рекомендация рассматриваемому предприятию – переход к использованию международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Международные стандарты - это стандарты исключительно отчетности, т.е. заключительного этапа бухгалтерской работы. Они не предъявляют никаких специальных требований непосредственно к счетоводству. Компания вправе выбирать любой доступный способ получения международной отчетности. Единственным критерием, предъявляемым к способу ее получения, является непротиворечие принципам подготовки и предоставления информации, принятым в МСФО.
Объективными преимуществами МСФО перед национальными стандартами являются:
четкая экономическая логика;
обобщение современной мировой практики в области учета;
простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.
Одной из главных причин перехода российских компаний на МСФО является упрощение доступа к капиталу. Для финансовых аналитиков и инвесторов отчетность по МСФО более понятна, сравнима, прозрачна, надёжна и вызывает меньшие издержки по анализу отчётности. Однако существуют и другие преимущества МСФО-отчетности.
Применение МСФО позволяет обеспечить руководство компании информацией, которая значительно повышает эффективность управления, дает возможность грамотно общаться с рынком и акционерами, укрепляет систему корпоративного управления
Совокупность данных преимуществ во многом обеспечивает стремление различных стран к использованию МСФО в национальной практике учета [41].
Конкретные предложения и вытекающие преимущества от организации учета основных средств по МСФО описаны ниже.
При переходе на международные стандарты возникает необходимость параллельного учета основных средств. Таким образом, учет будет осуществляться в трех плоскостях (рис. 3.1)[24]:
Рисунок 3.1. Отражение основных средств в разных плоскостях учета
Для приведения показателей российской отчетности в соответствие с МСФО можно выделить следующие основные пэтапы.
Этап 1. Определение отчетной даты и даты перехода.
При составлении первой отчетности по МСФО необходимо четко различать дату перехода (начало первого отчетного периода) на МСФО и отчетную дату (окончание первого отчетного периода).