Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:12, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение вопросов учета основных средств на примере конкретного предприятия. Исходя из целей, можно определить следующие задачи курсовой работы:
1) рассмотрение понятия основных средств предприятия, основных подходов к их классификации и оценке;
2) анализ особенностей начисления амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом учете;
3) оценка состояния учета основных средств на примере конкретного предприятия.
Введение………………………………………………………………………..3
1 Теоретическая часть…………………………………………………………5
1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств…………………..5
1.2 Документальное отражение операций по учету основных средств…..11
1.3 Учет поступления основных средств…………………………………...16
1.4 Изменение стоимости объектов основных средств……………………22
1.5 Учет расходов, осуществленных в результате модернизации объектов основных средств………………………………………………………………..24
1.6 Учет текущего и капитального ремонта………………………………..26
1.7 Учет амортизации основных средств………………………………..….28
1.8 Учет выбытия основных средств………………………………………..38
1.9 Инвентаризация основных средств……………………………………..43
Заключение…………………………………………………………………...49
Список используемых источников и литературы…………………………51
2 Практическая часть………………………………………………………...52
Оценка объекта основных средств, стоимость которого при приобретении выражена в иностранной валюте, проводится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету, в качестве вложений во внеоборотные активы.
Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
В соответствии
с Концепцией бухгалтерского учета
в рыночной
экономике России оценка
активов, включая объекты основных средств,
производится по первоначальной стоимости. ,
Текущая рыночная стоимость (стоимость реализации) — сумма денежных средств или их эквивалентов, которая может быть получена в результате продажи объекта основных средств или при наступлении срока его ликвидации.
Текущая (восстановительная) стоимость основных средств — сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в настоящее время в случае необходимости замены какого-либо объекта основных средств. Восстановительная стоимость основных средств определяется путем их переоценки.
Остаточная стоимость основных средств определяется как разность между их первоначальной стоимостью и суммой накопленной амортизации.
В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости.
1.2 Документальное отражение операций по учету основных средств
Хозяйственные операции, связанные с движением основных средств, оформляются соответствующими первичными документами, перечень которых содержится в п. 5 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. Формы первичных документов по учету объектов основных средств утверждены Госкомстатом России.
Методические указания однозначно определяют, что организация самостоятельно может разрабатывать формы первичных учетных документов по движению основных средств (п. 6, 7 и 12)
Чтобы это было правомерно, необходимо как минимум не допускать противоречия между данной нормой и законодательством в области бухгалтерского учета. При этом согласно п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете к бухгалтерскому учету принимаются только первичные документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
В утвержденные Госкомстатом России унифицированные формы первичной учетной документации организация при необходимости, может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменений (включая код, номер формы, наименование документа). Исключение отдельных реквизитов из унифицированных форм или их изменение не допускаются.
Вносимые
изменения должны быть оформлены
соответствующим организационно
Рекомендованные
форматы бланков могут
Основные средства принимаются к учету после того, как учтены и сформированы все затраты, связанные с их поступлением в организацию. Принятие к учету объектов основных средств или их передача, например, по договорам купли-продажи, мены, дарения и по договору лизинга, оформляется общими документами:
Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве экземпляров по числу сторон, участвующих в сделке. Например, если объект основных средств приобретен через сеть розничной торговли или изготовлен (сооружен для собственных нужд), то оформляется один экземпляр акта, если же объект приобретается или передается по договору купли-продажи или договору мены, то оформляется не менее двух экземпляров (один экземпляр покупателю, другой — продавцу). К акту прилагается техническая документация, паспорт и др. На недвижимое имущество и в случаях сделок с ним заполняется реквизит «Государственная регистрация прав».
Данные об объекте основных средств организации, находящемся в собственности двух или нескольких организаций, в акте записываются соразмерно доле организации в праве общей собственности в реквизите «Справочно». На первой странице акта проставляются сведения об участниках долевой собственности с указанием их доли в праве общей собственности. Если стоимость приобретенного объекта основных средств выражена в иностранной валюте, указывают сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Банка России на дату приобретения в соответствии с требованиями, действующими в системе бухгалтерского учета.
Если до введения в эксплуатацию объекта основных средств требуется осуществить монтажные работы, то форма № ОС-1 будет заполнена только после проведения монтажа.
Данные о приеме и исключении объекта из состава основных средств вносят в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств», № ОС-6а «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств», № ОС-6б «Инвентарная книга учета объектов основных средств»).
Для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой применяется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2). Накладная выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах и подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств также заносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств.
Для оформления поступивших основных средств после ремонта, реконструкции и модернизации составляется акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3).
Акт составляется в двух экземплярах, если работы выполнялись сторонней организацией. Первый экземпляр остается в организации, второй передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
Акт подписывают члены приемочной комиссии или лицо, уполномоченное на прием объектов основных средств, а также представитель организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.
Для оформления и учета списания пришедших в негодность объектов основных средств в результате физического или морального износа применяется акт о списании объекта основных средств (форма № ОС-4), при списании автотранспортных средств применяется акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а), а при списании групп объектов основных средств — акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б).
Акты составляются в двух экземплярах и подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, и утверждаются руководителем или уполномоченным им, лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и продажи материальных ценностей и металлолома, полученного в результате списания. В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом передается документ, подтверждающий его снятие с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД).
Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:
Аналитический учет объектов основных средств ведется в инвентарных карточках (книге) типовых форм № ОС-6, ОС-6а, ОС-6б.
Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к Общероссийскому классификатору основных фондов, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов — по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации). Инвентарные карточки заполняются на основании актов о приеме-передаче основных средств (формы № ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. В инвентарной карточке фиксируется вся информация по объекту основных средств: срок полезного использования, способ начисления амортизации, индивидуальные особенности, проведенные капитальные ремонты, модернизации и т.д. Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре, подписываются бухгалтером и находятся в бухгалтерии организации. На основании инвентарных карточек формируются специальные описи (форма № ОС-7), записи в которых делаются по классификационным группам основных средств.
Данные инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.
Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14) применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования в качестве объекта основных средств. Этот акт составляется в двух экземплярах комиссией, уполномоченной руководителем на прием основных средств, а затем утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. В случае невозможности проведения качественного приема оборудования при его поступлении на склад акт (форма № ОС-14) является предварительным, составленным по наружному осмотру. Качественные и количественные расхождения с документальными данными организаций, поставивших оборудование, а также факты боя и лома отражаются в соответствующих актах в установленном порядке.
Передача оборудования с целью монтажа оформляется актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15). При проведении монтажных работ подрядным способом в состав приемочной комиссии входит представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж формы № ОС-15 не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте и ему передают копию акта.
При выявлении дефектов в результате испытания, монтажа объекта основных средств составляется акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16). Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации оформляется в установленном порядке по форме № ОС-1 или ОС 16.
Для оформления материальных ценностей, полученных в результате разборки и демонтажа зданий и сооружений и пригодных для использования в организации, составляется акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35) в трех экземплярах.
1.3 Учет поступления основных средств
Основные средства поступают в организацию из разных источников:
1) приобретение (сооружение) за плату (большая часть);
Затраты, связанные с поступлением объектов основных средств в организацию, учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». К счету 08 в соответствии с Планом счетов открываются субсчета: 08-1 «Приобретение земельных участков», 08-2 «Приобретение объектов природопользования», 08-3 «Строительство объектов основных средств», 08-4 «Приобретение объектов основных средств» и др.
Наличие и движение основных средств отражается на счете 01 «Основные средства». Сальдо по дебету счета показывает сумму первоначальной стоимости всех основных средств, имеющихся в организации на начало отчетного периода. Оборот по дебету — это сумма основных средств по первоначальной стоимости, поступивших в организацию, а оборот по кредиту — выбытие объектов основных средств по различным причинам.