Учет основных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение вопросов учета основных средств на примере конкретного предприятия. Исходя из целей, можно определить следующие задачи курсовой работы:
1) рассмотрение понятия основных средств предприятия, основных подходов к их классификации и оценке;
2) анализ особенностей начисления амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом учете;
3) оценка состояния учета основных средств на примере конкретного предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1 Теоретическая часть…………………………………………………………5
1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств…………………..5
1.2 Документальное отражение операций по учету основных средств…..11
1.3 Учет поступления основных средств…………………………………...16
1.4 Изменение стоимости объектов основных средств……………………22
1.5 Учет расходов, осуществленных в результате модернизации объектов основных средств………………………………………………………………..24
1.6 Учет текущего и капитального ремонта………………………………..26
1.7 Учет амортизации основных средств………………………………..….28
1.8 Учет выбытия основных средств………………………………………..38
1.9 Инвентаризация основных средств……………………………………..43
Заключение…………………………………………………………………...49
Список используемых источников и литературы…………………………51
2 Практическая часть………………………………………………………...52

Работа состоит из  1 файл

мой курсовик.doc

— 1.14 Мб (Скачать документ)

Д-т сч. 01 «Основные  средства» — К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» — увеличение первоначальной стоимости объектов основных средств на сумму произведенных расходов по реконструкции и модернизации.

Организация может увеличить  срок полезного использования подвергшегося модернизации, реконструкции или техническому перевооружению объекта основных средств, но только в пределах срока, установленного для основных средств, входящих в данную амортизационную группу (п. 1 ст. 258 НК РФ). Сроки определены в постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. В бухгалтерском учете предусмотрен также пересмотр срока полезного использования объекта основных средств, подвергшегося модернизации (п. 20 ПБУ 6/01). Поэтому организации могут устанавливать одинаковые сроки полезного использования модернизированных объектов и в бухгалтерском, и в налоговом учете. При наличии у одного объекта основных средств нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта.

1.6 Учет восстановления основных средств

 

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются. Для поддержания объектов в состоянии, в котором они пригодны для эксплуатации, в производственных целях в течение срока полезного использования осуществляется восстановление этих объектов.

Восстановление производится за счет ремонта, модернизации и реконструкции. Затраты по модернизации и реконструкции  относятся к капитальным, увеличивают первоначальную стоимость объектов и собираются по дебету сета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Затраты по всем видам ремонтов относятся к текущим расходам.

Под модернизацией или  реконструкцией понимаются работы, приводящие к повышению (улучшению) первоначально  принятых нормативных показателей  функционирования объектов.

Модернизация вызывает изменение технологического или  служебного назначения объекта основных средств. Реконструкция – переустройство существующих объектов, связанная с  совершенствованием производства, улучшением качества и номенклатуры продукции.

Реконструкция и модернизация может производиться как своими силами, так и с помощью подрядных  организаций. Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» - К-т сч. 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

После осуществления  модернизации или реконструкции  все затраты, связанные с ними переносятся с кредита 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет 01 «Основные средства», т.е увеличивается первоначальная стоимость объекта.

Способы учета затрат на проведение ремонта основных средств:

1) отнесение всех затрат  на текущие расходы. Данный вариант применяется при осуществлении текущих или средних ремонтов.

Осуществление ремонта  хозяйственным способом:

Д-т 20, 23, 25, 26, 44 К-т 02, 10, 70, 69, 76 – отражение затрат на ремонт.

Осуществление ремонта  подрядным способом:

Д-т 20, 23, 25, 26, 44, К-т 60 – договорная цена ремонта

Д-т 19 К-т 60 – учтен  НДС по произведенному ремонту

Д-т 60 К-т 51 – оплачен  ремонт.

2) создание резервов  на предстоящий ремонт. Данный  способ учета затрат по ремонту  применяется, если осуществляется  капитальный ремонт, для того, чтобы не завышать себестоимость готовой продукции.

Резерв на ремонт создается  в течение года и поэтому ежемесячно на затраты производства или обращения списывается только 1/12 от стоимости ремонта.

Д-т 20, 23, 25, 26, 44 К-т 96 – 1/12 суммы предстоящего ремонта.

После осуществления  ремонта все произведенные затраты  будут отнесены на уменьшение созданного резерва

Д-т 96 К-т 02, 10, 70, 69, 60

В конце года обязательно  уточняется сумма по ранее созданному резерву и оставшаяся часть списывается на увеличение прочих доходов Д-т 96 К-т 91.

В том случае, если сумма  резерва недостаточно, производится его увеличение.

3) учет затрат на  ремонт как расходы будущих  периодов.

Если в организации  не создается резерва на ремонта  на ремонт основных средств , все затраты по нему могут быть единовременно списаны на расходы будущих периодов Д-т 97 К-т 60.

Затем ежемесячно в течение  года эти затраты относятся на расходы текущего периода, в соответствии с принятой в учетной политике базой списания расходов на ремонт (пропорционально-равномерно, пропорционально объему выпущенной продукции). Таким образом, не происходит резкого скачка себестоимости готовой продукции.

Д-т 20, 23, 25, 26, 44 К-т 97 –  часть стоимости ремонта, относящаяся  к отчетному периоду.

1.7 Учет амортизации основных средств

 

Основные  средства организации в процессе эксплуатации подвергаются физическому и моральному износу. В связи с этим каждая организация накапливает средства, необходимые для приобретения новых объектов взамен окончательно износившихся объектов основных средств. Такое накопление достигается путем начисления амортизации по объектам основных средств. Порядок начисления амортизации по объектам основных средств регулируется ПБУ 6/01, в частности, в п. 17,18 предусматривается, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации в течение всего срока полезного использования этих объектов. Амортизационные отчисления в бухгалтерском и налоговом учете являются одним из элементов затрат на производство продукции.

Амортизацию признают в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе первоначальной стоимости амортизируемых активов, срока их полезного использования и принятых в учетной политике организации методов начисления амортизации.

Амортизация по объектам, принятым к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, начисляется в следующем месяце после месяца их принятия к учету, а прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этих объектов либо их списания с бухгалтерского учета в результатах выбытия.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительные свойства которых с течением времени не меняются (объекты природопользования, земельные участки, объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям и др.).

По объектам основных средств некоммерческих организаций  амортизация не начисляется. По данным объектам основных средств отражается износ в конце отчетного года исчисленного линейным способом. Сумма износа отражается в дебете забалансового счета 010 «Износ основных средств».

До 1 января 2006 г. объекты, стоимость которых не превышала 10 000 руб., учитывались в  составе основных средств и отражались на счете 01 «Основные средства», их стоимость списывалась на затраты на производство единовременно при отпуске в производство или в эксплуатацию. С 1 января 2006 г. активы длительного использования стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов в соответствии с приказом Минфина России от 12 декабря 2005 г. № 147н.

Таким образом, активы стоимостью до 20 000 руб. за единицу  можно учитывать в составе оборотных активов на счете 10 «Материалы». Первичными документами, на основании которых будут производиться записи на счетах, являются приходный ордер, оформляемый при приемке, а при списании — требование-накладная.

Организации обязаны обеспечить надлежащий контроль за малостоящими активами даже после того, как они списаны на расходы.

В налоговом  учете имущество, первоначальная стоимость  которого составляет до 20 000 руб., учитывается в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию (подп. 7 п. 2 ст. 256 НКРФ).

В бухгалтерском  учете амортизация может начисляться  одним из четырех способов:

  1. линейным;
  2. уменьшаемого остатка;
  3. списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  4. списания стоимости пропорционально объему продукции 
    (работ).

При всех способах нормы амортизационных отчислений определяются в зависимости от срока полезного использования объектов основных средств. Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяют исходя из количества продукции (объема работ) в натуральном выражении, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Срок полезного  использования объекта основных средств в бухгалтерском учете устанавливают, руководствуясь:

  • ожидаемым сроком использования этого, объекта в соответствии 
    с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемым физическим износом, зависящим от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий, влияния агрессивной среды и системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовыми и другими ограничениями использования этого объекта (например, сроком аренды).

При определении  срока полезного использования объектов основных средств, введённых в эксплуатацию после 1 января 2002 г., в целях как бухгалтерского, так и налогового учета возможно использовать сроки, установленные для определения амортизационных групп объектов в Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

В соответствии с этой Классификацией амортизируемое имущество объединяется в следующие амортизационные группы:

Первая  группа — все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;

Вторая  группа — имущество со сроком полезного использования 
свыше 2 лет до 3 лет включительно;

Третья  группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;

Четвертая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;

Пятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;

Шестая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;

Седьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;

Восьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;

Девятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;

Десятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, устанавливается Правительством РФ.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями рекомендациями организаций-изготовителей.

Пример 1. Первоначальная стоимость объекта основных средств составляет 20 000 руб., срок полезного использования — четыре года, следовательно, норма амортизации равна 25%.

Рассмотрим  разные способы начисления амортизации.

1. При линейном  способе годовую сумму амортизационных отчислений определяют исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, начисленной в соответствии со сроком его полезного использования (табл. 1).

Таблица 1 (руб.)

Конец года

Первоначальная стоимость

Годовая сумма амортизации

Накопленная амортизация

Остаточная стоимость

1-го

20000

20000*25%=5000

5000

15000

2-го

20000

20000*25%=5000

10000

10000

3-го

20000

20000*25%=5000

15000

5000

4-го

20000

20000*25%=5000

20000

0


 

В результате расчета, представленного в табл. 1, можно сделать следующие выводы:

а) в течение  всех четырех лет сумма амортизационных  отчислений одинакова и составляет 5000 руб. в год, и соответственно 416,67 руб. ежемесячно;

б) сумма накопленной амортизации увеличивается равномерно;

в) остаточная стоимость равномерно уменьшается, пока не достигнет нуля.

2. При начислении  амортизации по основным средствам  способом уменьшаемого остатка за расчетную базу принимают не первоначальную, а остаточную стоимость объекта основных средств. Норму амортизационных отчислений определяют исходя из срока полезного использования объекта, т.е. как и при линейном способе, но чаще используют удвоенную норму амортизации по сравнению с той, которую применяют при линейном способе; в данном примере она составляет 50% (табл. 6.2).

Информация о работе Учет основных средств предприятия