Учет расчетов по налогам и сборам

Автор работы: a*************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 17:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ теоретической основы налогового обложения и наблюдение за их практической реализацией в налоговой системе России.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета расчетов организации по налогам и сборам;
Изучить учет расчетов организации по налогам и сборам;
Рассмотреть контроль расчетов по налогам и сборам.

Содержание

ние………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета расчетов организаций по налогам и сборам…………......………...5
Экономическая сущность налогообложения, функции, классификация и система налогов и сборов в России, субъекты налоговых отношений……………………………………………………...5
Задачи учета и нормативно-правовое регулирование учета расчетов с организаций по налогам и сборам……………………………………..18
Глава 2. Учет расчетов организаций по налогам и сборам……….……19
2.1 Учет расчетов по налогам и сборам, возмещаемых за счет издержек и прочих расходов организации………………………………………....19
2.2 Учет расчетов по налогам и сборам, возмещаемых из выручки…..22
2.3 Учет расчетов по налогам и сборам уплачиваемых за счет чистой прибыли……………………………………………………………..……..26
2.4 Учет расчетов по налогу на доходы физических лиц………………29
Глава 3. Контроль расчетов по налогам и сборам………………………34
3.1 Осуществление контроля организации расчетов по налогам и сборам……………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая БФУ.docx

— 97.29 Кб (Скачать документ)

     Стимулирующая функция влечет активизацию технического прогресса, увеличение количества рабочих  мест, инвестиций в соответствующие  отрасли народного хозяйства (расширение одних производств и сокращение других). С этой целью затраты на внедрение новой техники, благотворительную деятельность (определенных размерах) не облагаются налогом на прибыль и т.д.

     Некоторые исследователи кроме вышеназванных  функций выделяют еще и контрольную  функцию налоговой системы. Вместе с тем, эта функция налоговой  системы используется далеко не всегда и не в полной мере.

     В принципе, через реализацию контрольной  функции появляется возможность  количественного отражения налоговых  поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах.

     Благодаря ей возникает возможность оценивать  эффективность каждого налогового канала в целом, выявлять необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в  условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

     Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной  мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством  налоги.

     В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое всех перечисленных  основных функций налоговой системы. При этом взаимодействие и реализация всех функций осуществляется в условиях четкого и отлаженного механизма  реализации контрольной функции  налоговой системы. Таким образом, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при  этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов  в дальнейшем.3

     Первым  законодательным актом, положившим начало системному формированию налоговой  системы в условиях российской экономики, был Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", который содержал официальное определение понятия налоговой системы как совокупности налогов, сборов и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Этот закон, за некоторыми исключениями, утратил силу. Принятый вместо него НК РФ не содержит определения налоговой системы. В экономической и юридической литературе происходит смешение двух понятий: "система налогов" и "налоговая система".

     Система налогов ― более узкое понятие, предполагающее определенные правила систематизации различных видов налогов, их рациональное количество и соотношение между собой, объединение их в завершенной форме в определенные группы. Система налогов представляет собой обособленный элемент налоговой системы любого государства.

     Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов  их юридического состава. Оно обусловлено  общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность  позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.

     Экономическое единство системы налогов в Российской Федерации выражается в том, что  налоги и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть произвольными. Кроме того, недопустимы налоги и  сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

     Схема 1.1. Принципы построения налоговой системы  РФ.4 

     

 
 

     Принцип справедливости

     Эффективное с точки зрения сохранения и лучшей адаптации существующего в стране социально-экономического строя налогообложения - это, прежде всего, налогообложение, справедливое в глазах общественного мнения. При  этом речь идет не о рекламе, убеждении  населения перед выборами или  в критической политической ситуации, которые в долгосрочной перспективе  без реального подтверждения  могут, вызвать реакцию населения, обратную желаемой. Перечислим основополагающие принципы справедливости, без которых  невозможно эффективное налогообложение:

  • равномерность и прогрессивность распределения налогового бремени;
  • глобальность и всеобъемлемость налогообложения;
  • целенаправленность налоговых поступлений.

     Налогообложение должно быть справедливым и равным для всех субъектов, в полной мере обеспечивать поступления средств  в бюджет, содействовать социально-культурному  развитию общества в целом.

     Следует руководствоваться также следующими основополагающими правилами, обеспечивающими  справедливость системы:

  • один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;
  • обязательна регистрация всех субъектов налогообложения в контролирующих налоговых органах;
  • льготы по всем налогам применяются только в соответствии с законодательством;
  • запрещается предоставление индивидуальных льгот отдельным физическим и юридическим лицам;
  • штрафы за нарушение налогового законодательства взыскиваются с налогоплательщиков контролирующими органами в бесспорном порядке.
 

     Принцип простоты

     Создаваемая налоговая система должна быть максимально  проста и, в то же время, обеспечивать средствами бюджет страны, бюджеты  субъектов, местные бюджеты. Для  каждого бюджета должен существовать конкретный набор налогов, определяющий его регулярное пополнение. Налоги должны делиться на косвенные и прямые, причем прямые должны преобладать ввиду  ясности базы налогообложения и  относительной простоты взимания.

     Принцип установления налогов

     На  протяжении всей истории человечества во всех государствах правительства  всех ориентаций не могли существовать без налогов. Как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Изучение механизма налогообложения предполагает определение основных участников налоговых отношений, к которым относятся субъекты хозяйственной деятельности и государственные органы. Субъекты хозяйственной деятельности как участники налоговых отношений выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков, представителей налогоплательщиков (законных или уполномоченных), налоговых агентов. Кроме того, участниками налоговых отношений являются банки как юридические лица, выполняющие ряд возложенных на них функций, связанных с налогообложением. Участниками налоговых отношений являются также лица, предоставляющие необходимые данные (нотариусы, регистрационные палаты, органы лицензирования). Государственные органы как участники налоговых отношений можно подразделить на структуры, реализующие свои основные функции в налоговой сфере, и структуры, наделенные отдельными полномочиями в отношении налогообложения (финансовые органы, сборщики налогов и сборов). Специальные правоохранительными органами, выполняющими функции предупреждения, пресечения и расследования нарушений законодательства о налогах и сборах, являются федеральные органы налоговой полиции. Кроме того, лицами, участвующие в мероприятиях налогового контроля являются судьи, процессуальные лица и др. Налогоплательщик (субъект налогообложения) ― это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. В соответствии со ст. 19 части первой НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. При этом следует иметь в виду, что в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

     В соответствии со ст. 24 части первой НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Налоговыми органами в Российской Федерации в соответствии со ст. 30 части первой НК РФ являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (далее МНС России) и его подразделения в Российской Федерации. В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных НК РФ и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов. 
 

     Схема 1.2. Участники налоговых правоотношений.5

     

     В соответствии с НК РФ, Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 783, МНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.

     Схема 1.3. Система налоговых органов Российской Федерации.6

     Функции налоговых органов ― центрального, региональных и местных ― несколько  различаются. Однако поскольку основные задачи всех звеньев едины, то налоговым  органам всех уровней присущи  общие функции: учет налогоплательщиков; контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых  правоотношений; определение в установленных  случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками; ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов; возврат или  зачет излишне уплаченных или  излишне взысканных сумм налогов, пеней  и штрафов; разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства; применение мер ответственности  к нарушителям налогового законодательства; взыскание недоимок, пеней и штрафов  с нарушителей налогового законодательства; контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении.

     Центральный аппарат МНС России и его управления по субъектам федерации выполняют, наряду с перечисленными, следующие  функции: организация, координация  и контроль за деятельностью нижестоящих  управлений и инспекций; аналитическая  и статистическая работа; разработка и издание инструктивных и  методических указаний и иных документов по применению налогового законодательства; участие в выработке налоговой  политики, подготовке проектов законодательных  актов и международных договоров  о налогообложении, сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.

     Для выполнения своих функций налоговые  органы наделены соответствующими правами  и несут определенные обязанности. Основные права и обязанности  налоговых органов, предусмотренные НК РФ, Федеральным законом "О налоговых органах в Российской Федерации" и другими законодательными актами приведены в схеме 1.4.

     Схема 1.4. Органы налогового контроля РФ.7

     

      

     1.2 Задачи учета и  нормативно-правовое  регулирование учета  расчетов организацией  по налогам и  сборам

     Порядок учета расчетов организаций по налогам  и сборам регламентируется рядом  законодательных нормативных актов  и документов. Главным законодательным  документом является НК РФ. В НК РФ устанавливаются виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений. В данном кодексе предоставляются порядок, расчеты и сроки уплаты налогов и сборов.

     А также в письме ФНС России от 24.01.2007 № ЩТ-6-23/35 определяется порядок представления налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, всех налоговых деклараций (расчетов), которые они обязаны представлять с 2008 года в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде.

     В письме Госналогслужбы России от 19.11.1998 № ВК–6-09/84 сообщается, что согласно части 3 статьи 45 НК РФ, с 1 января 1999 года обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, то есть в рублях. Это положение распространяется на все категории налогоплательщиков, в том числе и на нерезидентов Российской Федерации. Иностранные юридические лица должны осуществлять уплату налогов в общеустановленном порядке, то есть в рублях через уполномоченные банки Российской Федерации.

Информация о работе Учет расчетов по налогам и сборам