Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:42, курсовая работа
Договор обязывает одну сторону – кредитора - предоставить определенные ценности либо выполнить работы и услуги (товарная часть сделки), а другую сторону – дебитора – оплатить в установленные договором сроки выполненные первой стороной обязательства (денежная часть сделки). В обобщенном виде факторы, влияющие на порядок отражения дебиторской задолженности в учете, оценки и погашения, представляют собой правила и нормы, установленные: . договором, определяющим порядок расчетов по сделке;
. гражданским законодательством, определяющим порядок совершения сделок;
. законодательными и административными документами по налогообложению.
Введение…………………………………………………………………3
Учет расчетов с дебиторами и кредиторами…………………...4
Понятие и состав дебиторской и кредиторской
задолженности…………………………………………………....4
Расчеты с покупателями и заказчиками……………………….11
Расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………15
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
на счете 76……………………………………………………….20
Решение сквозной задачи………………………………………26
Заключение…………………………………………………………….66
Библиографический список…………………………………………..68
Приложения……………………………………………………………69
Известный нидерландский ученый и коммерсант Якоб Ван дер Шуер (1625) считал, что дебитор- это тот , кто имеет (владелец), кто получает или кому посылают, тот, кто покупает, кому поставляют, продают или от кого надеются получить платеж, или, наконец, тот, кто должен платить; кредитор- это тот, кто выдает (расходует ), с кем рассчитываются, от кого получают, тот , с кем имеют дело, кто продает, поставляет, у кого покупают, тот кому нужно платить.
Несколько позже автор английского руководства для купцов, коммерсантов и иных торговцев « Ключ коммерции или торговли, т.е. наука бухгалтерии» писал : «Дебитор есть вещь денег или товар, которые ты купил, занял или принял; или он есть тот, кто у тебя покупает, занимает или принимает. Кредитор есть тот человек, от кого покупаешь, занимаешь или принимаешь деньги или товар, или он есть товары или деньги, которые ты продаешь, взаймы даешь или отдаешь.
Известный русский специалист по счетоведению и практик по счетоводству Н.П. Сериков подходил к этому с несколько иных позиций. По его мнению, « всякое получение или все то, что приходит в мою власть или распоряжение, делается моим дебитором или должником; напротив того, всякая выдача и все, что из моей власти или распоряжения выходит, становится моим кредиторам или заимодавцем».
Дебиторскую и кредиторскую задолженность часто связывают с товарным и коммерческим кредитованием. Действительно, отпуская продукцию и другие товары в долг, предприятие предоставляет их покупателю как бы в кредит с последующим его погашением при оплате. Однако, если быть точнее в юридическом смысле, это не товарный, а коммерческий кредит.
Согласно ст.822 ГК РФ товарный кредит представляет собой заем определенных родовыми признаками вещей, отличающихся от обычного займа тем, что заемщик вправе во исполнение заключенного договора требовать передачи кредиторам соответствующего имущества, но не денежной компенсации.
В отличие от товарного коммерческий кредит предоставляется во исполнение обязательств по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Он может быть осуществлен в виде аванса, предварительной оплаты товаров либо, наоборот, путем предоставления покупателю отсрочки или рассрочки оплаты приобретаемых товаров или оказываемых услуг. Проценты, взимаемые по коммерческому кредиту, являются платой за пользование чужим денежным средствам.
Вместе с тем дебиторской
и кредиторской задолженность нельзя
полностью отождествлять с
В большинстве случаев долговые обязательства возникают тогда, когда поставщик отгружает товары и отражает на своем активе требование к покупателю в объеме стоимости поставленных товаров или оказанных услуг. Это требование должно быть покрыто зачислением соответствующей суммы денежных средств на расчете счета или в кассу организации- поставщика. Существует и неденежных формы покрытия задолженности в виде бартера.
При любой форме удовлетворения долговых обязательств плательщиком ответственности за их исполнение реализуется путем обращения взыскания на все имущество организации, числящееся на ее балансе.
Дебиторская и кредиторская задолженность непосредственно связана с имуществом предприятия. В правовом смысле понятие имущества включает не только материальных ценностей и денежные средства, находящиеся в собственности их обладателя в данный момент времени, но и материальных и денежных средства, находящиеся у других юридических и физических лиц, право собственности на которые принадлежит данной организации.
Дебиторская задолженность предприятия- кредитора относится к его долгосрочным или текущим (краткосрочным) активам, поскольку представляет собой ту часть имущества предприятия, которая принадлежит ему по праву, но находится у других ли. Со временем она должна быть компенсирована, т.е. оплачена предприятию денежными средствами или поставкой товаров на бартерной основе.
В расчетах с покупателями
может применяться как
Расчеты наличными производятся в пределах 60000 рублей по одной сделке.
Расчеты с участием граждан,
когда последние не связаны с
предпринимательской
В безналичном порядке расчеты должны производиться только через банки и иные кредитные организации, в которых организациям открыты соответствующие счета, если иное не установлено законом.
Это порядок предусматривает перечисление денежных средств с расчетного счета и отправку расчетных документов в другой банк для завершения соответствующих видов связи, предусмотренных законодательством и договором.
Расчеты с покупателями и поставщиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями- поручениями, в виде товарообменных операций (бартерные сделки), в порядок уступки права требования, договора мены инкассовыми поручениями, аккредитивами, векселями, чеками.
Порядок учета расчета с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции.
Если за момент реализации продукции принимает момент оплаты ранее отгруженной продукции, то дебиторская задолженность учитывает по производственной себестоимости по дебету 45 «Товары отгруженные» (с кредита 43 «готовая продукция»). По мере оплаты отгруженной продукции ( Дебет 51, 52 и других счетов, кредит 90 «продажи») ее списывают с кредита 45 в дебет 90. Одновременно начисляется НДС по реализованной продукции (дебет 90 кредит 76 « расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
Если за момент реализации продукции принимается момент ее отгрузки, то дебиторская задолженность, отражается по цене реализации продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
К этому счету могут быть открыты субсчета:
На субсчете 62-1 «расчеты в порядке инкассо» учитываются расчеты по предъявленным покупателями и заказчиками и принятым банком к оплате расчетным документом за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.
На субсчете 62-2 «расчеты плановыми платежами» учитывают расчеты с покупателями и заказчиками при длительных хозяйственных связях с ними, когда расчеты носят постоянный характер и не завершают поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.
На субсчете 62-3 «Векселя полученные» учитываются расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями.
На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги предприятие предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит 90 «продажи»
Поскольку отгруженная продукция считается реализованной то с ее стоимости начисляется НДС (Дебет 90 Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам») при погашении покупателями и заказчиками своей задолженности она списывается с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.
Если по полученному векселю предусмотрено взимание процента от суммы векселя, то на величину процента кредитуют счет 91 «прочие доходы и расходы»
В соответствии с заключенными договарами предприятие может получать авансы на поставку материальных ценностей под выполнение работ или при оплате продукции и работ по частичной их готовности.
Для учета полученных от покупателя (заказчика) авансов (предварительной оплаты) используется субсчета 62 «расчеты по авансам полученными».
Суммы полученные предприятием авансом (предварительной оплаты) отражаются на счете 62 обособленно в виде кредиторской задолженности в корреспонденции со счетам учета денежных средств Дебет 51 Кредит 62.
Одновременно производится начисление налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет с суммы полученного аванса (предварительной оплаты) по установленной ставке. На суммы начисленного налога уменьшается сумма аванса (предварительной оплаты) на счете 62 аванс и увеличивается задолженность бюджету
Дебет 62- аванса полученные Кредит 68 НДС.
При последующей отгрузке продукции, выполнении работ (услуг) сумма начисленного налога на добавленную стоимость по авансу сторнируется (Дебет 62 Кредит 68- сторно), а затем отражаются все операции, связанные с реализации продукции в общеустановленном порядке с использованием счета 90 «Продажи».
Зачет полученных авансов ( предварительных оплат) производится внутренней записью по субсчетам счета 62 записью
Дебет 62- авансы полученные Кредит 62.
Предприятия, выполняющие работы долгосрочного характера (строительные, научно-проектные, геологические и т.п.), используются счет 46 Выполненных этапов, имеющих самостоятельное значение, счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
С 01.01.2000г. в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» это правило распространено на продукцию и услуги. Каждый законченный и оплаченный этап работ представляет собой объем реализованных, выполненных работ данного отчетного периода. Стоимость законченных предприятием этапов работ, принятых в установленном порядке и оплаченных заказчиком, относится в Дебет счета 46 в корреспонденции с Кредитом счета 90. Одновременно сумма затрат по законченным и принятым этапам работ списывается с Кредита счета 20 в дебет счета 90. Оплата заказиком этапов работ учитывается на счете 62 (Дебет 51 Кредит 62). По окончании всех этапов работ в целом оплаченная заказчиком стоимости этапов, учтенная на счете 46 списывается в дебет счета 62.
Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых аналитического учета должно обеспечить получение данных о задолженности, обеспеченной: векселями, дисконтированными ( учтенными) в банках; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок.
Типовые бухгалтерские
№ п/п |
Содержание операции |
Корреспондирующие счета | |
Дебет |
Кредит | ||
1 |
Признана выручка от продажи товаров, выполнение работ, оказание услуг |
62 |
90-1 |
2 |
Начислен НДС с суммы выручки |
90-3 |
68 |
3 |
Поступила выручка от покупателя (заказчика) |
50,51,52 |
62 |
4 |
Признала выручка от продажи ненужных основных средств и материалов |
62 |
91-1 |
5 |
Начислен НДС с суммы выручки |
91-2 |
68 |
6 |
Поступила выручка от продажи ненужных основных средств и материалов |
51 |
62 |
1.3 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
К поставщикам и подрядчиками относят организации, поставляющие сырье и другие товарно- материальные ценности, а так же выполняющие разные работы ( капитальные, текущий ремонт основных средств и др.) и оказывающие различные виды услуг.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками, осуествляются после отгрузки ими товарно-материальных с ними с согласия организации. Поставщиками и подрядчиками может быть выдан в соответствии с хозяйственными договором аванс.
Организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.
Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы, оказанные услуги отражаются на данном счете независимо от времени оплаты.
Основанием для принятие на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счета- фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно- транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнение работ и услуг).
Типовые бухгалтерские проводки по счету 60
Содержание хозяйственной операции |
Корреспондирующие счета | |
дебет |
кредит | |
Акцептованы счета фактуры поставщиков |
07,08,10,11,15,20,23,25,26,29, |
60 |
Начислен НДС |
19 |
60 |
Оплачены счета поставщиков или подрядчиков, выданы авансы поставщикам и подрядчикам |
60 |
50,51,52 |
Отражены суммы, зачтенные при взаимных расчетах |
60 |
62 |
На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно- материальными ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «расчеты по претензиям»).
Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду электроэнегрию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово- телеграфные услуги.
Информация о работе Учет расчетов с дебиторами и кредиторами