Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:14, курсовая работа
В настоящее время немаловажным звеном бухгалтерского учета является учет расчетов с покупателями и заказчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов. Одним из наиболее распространенных видов расчетов как раз и являются расчеты за товары, сырье, материалы, прочие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 5
1.1 Виды расчетов. Понятие расчетов с покупателями и заказчиками и особенности их организации. 5
1.2 Отражение в бухгалтерском учете расчетов с покупателями и заказчиками 10
1.3 Нормативно – правовые основы учета расчетов с покупателями и заказчиками 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЭРГУС» 20
2.1 Краткая характеристика деятельности 20
2.2 Организация бухгалтерского учета 25
ГЛАВА 3. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В ООО «ЭРГУС» 34
3.1 Учет расчетов с покупателями и заказчиками 34
3.2 Синтетический и аналитический учет с покупателями и заказчиками 39
3.3 Совершенствование учет с покупателями и заказчиками 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Кафедра «Экономика, организация производства, управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бухгалтерский учет»
Учет расчетов с покупателями и заказчиками
(на примере ООО «ЭРГУС»)
Студентка группы 09-ФК1
Борисенко А.Е.
Брянск 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 5
1.1 Виды расчетов. Понятие расчетов с покупателями и заказчиками и особенности их организации. 5
1.2 Отражение в бухгалтерском учете расчетов с покупателями и заказчиками 10
1.3 Нормативно – правовые основы учета расчетов с покупателями и заказчиками 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЭРГУС» 20
2.1 Краткая характеристика деятельности 20
2.2 Организация бухгалтерского учета 25
ГЛАВА 3. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В ООО «ЭРГУС» 34
3.1 Учет расчетов с покупателями и заказчиками 34
3.2 Синтетический и аналитический учет с покупателями и заказчиками 39
3.3 Совершенствование учет с покупателями и заказчиками 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время немаловажным звеном бухгалтерского учета является учет расчетов с покупателями и заказчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов. Одним из наиболее распространенных видов расчетов как раз и являются расчеты за товары, сырье, материалы, прочие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.
Возможность предприятия осуществлять расчеты с покупателями заказчиками в результате хозяйственной деятельности является возможным показателем его финансовой устойчивости. Ни одно предприятие не может существовать, не осуществляя расчетов с покупателями и заказчиками в результате своей деятельности.
Широкая же номенклатура товаров, различные методы учета, организация учета расчетов с множеством поставщиков и покупателей, постоянно изменяющаяся законодательная база делает работу бухгалтера торгового предприятия крайне сложной и ответственной.
Такая актуальность вопроса обусловила выбор данной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение постановки учета расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Эргус» с позиции действующего законодательства, нормативных документов.
Основные задачи курсовой работы:
1. изучить теоретические основы и нормативно-правовое регулирование организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
2. провести анализ деятельности ООО «Эргус»;
3. проанализировать практику организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на данном предприятии и разработать предложения по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Объектом исследования данной курсовой работы является ООО «Эргус». Предметом исследования служит понятие бухгалтерского учёта расчетов с покупателями и заказчиками, его организация и документальное оформление на данном предприятии.
В данной курсовой работе для решения поставленных задач применялись различные методы экономического исследования: метод сравнительного анализа, аналитический метод, логический метод, а также методы обобщения и чтения отчетности.
Информационной базой исследования явились законы РФ, нормативно-правовые акты, специализированные учебные пособия, учредительные документы организации, должностная инструкция работников бухгалтерии, годовая финансовая отчетность за 2008-2010 г.г., первичные документы, документация аналитического и синтетического учета.
Курсовая работа изложена на 56 листах машинописного текста, включает 2 таблицы, 1 рисунок и приложения. Список использованной литературы представлен 25 источниками.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
1.1 Виды расчетов. Понятие расчетов с покупателями и заказчиками и особенности их организации.
Расчетные операции сопровождают деятельность любой организации. Многообразие расчетных операций хозяйствующего субъекта обусловливает необходимость их классификации по ряду признаков:
1) в зависимости от направленности расчетов их подразделяют на:
- внутренние- операции по расчетам со своими штатными работниками (например, расчеты с персоналом по заработной плате);
- внешние- операции данной организации с другими юридическими лицами или физическими лицами, не являющимися ее штатными работниками. (например, расчеты с бюджетом по налогам и сборам);
2) в зависимости от контрагента расчетов могут быть выделены расчеты предприятия (организации):
- с поставщиками и подрядчиками;
- с покупателями и заказчиками;
- с различными дебиторами и кредиторами;
- с бюджетом и внебюджетными фондами;
- с персоналом по оплате труда;
- с подотчетными лицами;
- с персоналом по прочим операциям;
- с учредителями;
- внутрихозяйственные расчеты (например, расчеты головной организации с филиалом) и др. [9, c. 435]. ;
3) в зависимости от формы проведения расчетов они могут быть подразделены на:
- расчеты в наличной форме - расчеты наличными деньгами производятся в переделах до 100000 рублей по одной операции, поэтому эта форма является не совсем удобной, так как ограничивает размер выплаты денежных средств по заключенным договорам;
- расчеты в безналичной форме - безналичные расчеты осуществляют посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность [11, c. 8];
4) в зависимости от характера операций, по которым производятся расчеты, последние подразделяются на расчеты по товарным и нетоварным операциям.
- расчеты по товарным операциям, связанные с перемещением товара, - это расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями, в т. ч. плановые платежи, которые осуществляются посредством: платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, чеков, векселей; возможны также зачет взаимных требований и расчеты наличными деньгами. Их учитывают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др.
- расчеты по нетоварным операциям, предполагающие лишь движение денежных средств, - расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями фирмы, подотчетными лицами, по претензиям. При этом расчеты по нетоварным операциям при безналичных расчетах оформляются только платежными поручениями. Их учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Факт отношений с покупателем и заказчиком, предмет данных отношений, вид и форму расчетов, и другие условия регулирует договор, заключенный между участниками данных отношений. В настоящее время предприятия сами выбирают форму расчетов при оплате за поставленные товары (работы, услуги) [14, c. 337].
В соответствии с условиями заключенных договоров, оплата может производиться несколькими видами:
авансы, которые предусматривают оплату под поставку товара;
предварительная оплата, предусматривает полностью стопроцентную оплату товара до его поставки покупателю, согласно заключенному договору;
отсрочка платежа, оплата производится за товары спустя определенный срок, указанный в договоре;
по факту поставки товаров, оплата производится в момент их получения;
под реализацию, оплата товаров производится только после того, как они будут реализованы покупателям [10, c. 362].
Хозяйственные связи, возникающие у организации с поставщиками, покупателями, являются необходимым условием ее деятельности, так как они обеспечивают бесперебойную работу предприятия. От состояния расчетов с покупателями во многом зависит платежеспособность предприятия, ее финансовое состояние, а также дальнейшее налаживание партнерских связей.
Текущие обязательства предприятия представлены в виде дебиторской и кредиторской задолженности [12, c. 102].
Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчётных лиц за выданные им под отчёт денежные суммы и другие). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.
Кредиторской задолженностью называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам - кредиторам (платежи за приобретенную продукцию, потребленные услуги, задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и прочее). Кредиторами называются те юридические и физические лица, перед которыми данная организация несёт обязательства за уже полученные от них, но не оплаченные (не возвращённые) ценности, услуги, денежные средства.
Задолженность может быть срочной и просроченной, образовавшейся при невыполнении должником в срок своих обязательств. Бухгалтеру важно следить за своевременным погашением задолженностей если задолженность дебиторская, то можно случайно пропустить срок исковой давности и потерять возможность вернуть свои деньги, а если кредиторская, то возникают ситуации, при которых организация обязана будет уплатить штрафы, пени, неустойки. Реальность дебиторской и кредиторской задолженности должна быть подтверждена. Для этого организация направляет контрагентам выписки из карточек аналитического учета о числящихся по ним суммам или запрос о состоянии расчетов.
В бухгалтерском балансе дебиторскую и кредиторскую задолженность отражают по срокам ее возникновения как краткосрочную, со сроком погашения не более 12 месяцев после отчетной даты, и долгосрочную, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. При этом исчисление указанного срока, осуществляется, начиная с первого числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором этот актив был принят к бухгалтерскому учету.
Срок, в течение которого дебиторская и кредиторская задолженности отражаются в учете и отчетности, определяются соответствующим законом, иными правовыми актами и договором. При ведении расчетов используется понятие «исковая давность». Гражданский кодекс определяет ее как срок защиты права по иску лица, право которого нарушено. В течение этого срока можно требовать принудительной защиты нарушенного права. Общий срок исковой давности равен трем годам. Но существуют и специальные сроки исковой давности, которые могут быть короткими или более длительными.
Основанием для списания долгов с истекшим сроком исковой давности в бухгалтерском и налоговом учете является приказ руководителя по результатам инвентаризации. По результатам инвентаризации могут быть установлены факты наличия на балансе организации просроченной дебиторской и кредиторской задолженности [13, c. 285].
В соответствии с п.2 ст. 266 НК РФ долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, признаются безнадежными долгами. По истечении срока исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию.
Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов.
Списание задолженности оформляется приказом руководителя и следующими бухгалтерскими записями [21, c. 57]:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» - Кредит счетов 62,76.
Дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» - Кредит счетов 62,76.
Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности дебетуют счета учета денежных средств (50,51,52) и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно на указанные суммы кредитуют забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками