Учет расчетoв с пoставщиками и пoдрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 09:46, курсовая работа

Описание

Данная рабoта раскрывает теретические oснoвы учета расчетoв с пoставщиками и пoдрядчиками, а так же пoказывает oбщую метoдoлoгию учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… ….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ………………………………… .5
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………….5
Синтетический и аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………….11
Автоматизация бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………….13
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ………………………………17
2.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности………………….17
2.2 Систематизация случаев записей по кредиту и дебету счета 60………..21
2.3 Анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

Учет расчетoв с пoставщиками и пoдрядчиками.docx

— 59.38 Кб (Скачать документ)

       Анализ  дебиторской  задолженности   должен   также   показать,   как

осуществляются  расчёты  по  возмещению  материального  ущерба,  начисленного возникшими недостачами и  хищением  ценностей,  в том числе и по  искам, предъявленным по взысканию через суд, а также суммы, присуждённые судом,  но не  взысканные.  При  анализе  выявляют,   своевременно   ли   предъявляются документы в судебно-следственные органы для возмещения ущерба.

       Состояние   кредиторской   задолженности   характеризует    расчётные взаимоотношения  с  поставщиками,  бюджетом, рабочими  и   служащими.   При проверке сумм, относящимся к поставщикам, акцептованным расчётным  документам и неотфактурованным поставкам, следует иметь в  виду,  что  их  величина  во многом  зависит  от  равномерности  и  объёма  поставок  в конце отчётного периода, применяемых форм и порядка расчётов и т.д.

       У ряда  предприятий  значительная  часть  кредиторской  задолженности относится к просроченной задолженности поставщика.

       При анализе  причин  финансовых  затруднений  рекомендуется  детально рассмотреть факторы, оказавшие влияние на сохранение  собственных  оборотных средств,   накопления   сверхнормативных   оборотных    остатков    товарно- материальных ценностей и возникновение дебиторской задолженности.

2.2 Систематизация случаев записей по кредиту и дебиту счета 60.

Поставщики  и подрядчики "выдают" ценности, услуги, работы и поэтому кредитуются. И составители плана счетов четко  систематизируют случаи записей  по кредиту и дебету счета 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками". Систематизация порождает множество  вопросов, связанных с особенностями кредитования: приводит ли акцепт счета поставщика и/или подрядчика к автоматическому возникновению кредиторской задолженности; что должен делать бухгалтер в случае, если ценности поступили, работы приняты, а счета на них не поступили?

что делать бухгалтеру, если данные приходных  документов и фактическое состояние  поступающих ценностей, объем и  качество выполненных работ не совпадают?

Ответы на эти вопросы.

Приводит  ли акцепт счета поставщика и/или  подрядчика к автоматическому возникновению  кредиторской задолженности?

Совершенно  очевидно, что поступившие счета  поставщиков и подрядчиков акцептуются  руководством предприятия. В этом случае ценности могли не поступать, но если на счете поставщика руководитель сделал сакраментальную запись: "бух.опл" и поставил дату и подпись, то бухгалтерия  должна кредитовать счет 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками". Кредитовать счет надо на все суммы, подлежащие уплате, включая НДС. Правда, возможен частичный акцепт, тогда  счет 60 кредитуется только в той части, в которой он был акцептован руководством предприятия. Если с кредитованием счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в этом случае все ясно, то с тем, какой счет в этом случае дебетовать, возникают проблемы. Дело в том, что поступление счета от поставщика и/или подрядчика следует рассматривать как оферту, т.е. предложение совершить сделку и, если руководство предприятия дает согласие, т.е. акцептует этот счет, то у него сразу же возникает кредиторская задолженность, следуя известному правилу Пачоли "никого нельзя признать кредитором без его согласия".

В данном случае поставщик сделал предложение, и мы не только согласны его принять, но уже обязываемся полностью  или частично оплатить. У предприятия  возникает кредиторская задолженность.

Однако, именно по правилу Пачоли возникают  трудности с выбором счета, который  следует дебетовать. В момент акцепта  материалы (товары) могли еще не поступить  на склады, подрядчики еще не передать выполненные работы*, а, следовательно, дебетовать счета 10 "Материалы", 41 "Товары", 46 "Выполненные этапы  по незавершенным работам" и другие, если поступали еще какие-то ценности - нельзя. Дело в том, что сами ценности еще не поступали, и более того, право собственности на них не переходит к предприятию после  акцепта счета, и кладовщики, с  которыми должен был быть заключен договор о материальной ответственности, эти ценности еще не принимали. В  таких случаях следует дебетовать счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". И только после того как сделка будет завершена, т.е. после того как материалы, товары будут получены, а работы приняты, счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" будет закрыт (кредитован), а счета материальных ценностей дебетованы.

 

* Примечание: Если ценности поступили и  работы приняты, то сложности,  о которых тут идет речь, не  возникают.

На  практике достаточно часто занижают величину кредиторской задолженности, так как сам акцепт на счетах бухгалтерского учета не отражается, а счет 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" фиксируют после оприходования  ценностей и принятия работ.

Однако  существует иной подход к оценке кредиторской задолженности и моменту отражения  обязательств перед кредиторами  в бухгалтерском учете, который  основан на правовых отношениях между  покупателями и продавцами. Суть данного  подхода заключается в следующем. Обязательства предприятия перед  поставщиками и подрядчиками возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с условиями заключенных между  ними договоров. Момент отражения в  бухгалтерском учете обязательств перед покупателем совпадает  с моментом отражения расходов на приобретение материальных ценностей  или результата работ, услуг. В соответствии с пунктом 16 положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" расходы и, следовательно, кредиторская задолженность перед поставщиками, подрядчиками признаются в бухгалтерском  учете при обязательном выполнении следующих условий:расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

сумма расхода может быть определена;

имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация  передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Пунктом 18 ПБУ 10/99 установлено, что с целью  соблюдения основного принципа формирования учетной информации - допущения временной  определенности фактов хозяйственной  деятельности, расходы признаются в  том отчетном периоде, в котором  они имели место. Факт погашения  задолженности по обязательствам не должен оказывать влияние на момент отражения в бухгалтерском учете  операций по осуществлению расходов, связанных с деятельностью предприятия, и, соответственно, возникновению кредиторской задолженности.

Момент  возникновения задолженности и  принятия к учету расходов предприятия  определяется непосредственно условиями  договора. Дата отражения в бухгалтерском  учете расходов и обязательств определяется моментом перехода права собственности  на продукцию, товар, результаты работ  или услуг установленного в договоре.

Оценка  кредиторской задолженности в соответствии с положениями ПБУ 10/99 полностью  определяется условиями договора между  предприятием и поставщиком, подрядчиком  или иным контрагентом. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения  величины кредиторской задолженности  принимается цена, по которой в  сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет расходы  в отношении аналогичных материально - производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг.

Что должен делать бухгалтер, если ценности поступили, работы приняты, а счета  на них не поступили?

 

Если  завезены товары, которые руководство  не хочет по каким-то причинам оплачивать, и намеревается, известив поставщика, эти товары ему вернуть, то бухгалтер  составляет запись на забалансовом счете:

Дебет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"

Если  же эти товары признаются своими, то их следует оприходовать и на них  должна быть распространена материальная ответственность конкретных работников. Чтобы оприходовать эти ценности должны быть использованы цены поставщиков  и подрядчиков. Если эти цены присутствуют в сопроводительных документах, то проблем с оприходованием нет, но если цены отсутствуют, то многие бухгалтеры под этим предлогом отказываются приходовать подобные ценности, ссылаясь на то, что они ждут счетов поставщиков  и цен, которые будут в них  указаны. Часто это делается в  корыстных целях, так как чем  больше "официально" неоприходованных товаров, тем труднее проводить  инвентаризации, тем легче манипулировать финансовыми результатами. Кроме  того, не делая подобных записей, фирма  недоплачивает налоги на имущество, что может привести к печальным  результатам.

Поэтому бухгалтер обязан оприходовать поступившие  по сопроводительным документам ценности по условиям, предусмотренным договором. Если в договоре цены отсутствуют, то лучше всего оприходовать ценности по цене последнего поступления аналогичных  материалов (товаров), но если ранее  такие ценности не поступали, то бухгалтер  должен прибегнуть к экспертной оценке, которую очень часто он должен сделать сам. После же получения  от поставщика документа с ценами, бухгалтер уточняет ранее сделанные  записи.

Что делать бухгалтеру, если данные приходных  документов и фактическое состояние  поступающих ценностей, объем и  качество выполненных работ не совпадают?

При обнаружении покупателем, заказчиком нарушения условий договора в  сроки, предусмотренные законом, иными  правовыми актами или договором (если такой срок не установлен, то в  разумный срок после того, как нарушенное соответствующее условие договора должно было быть обнаружено), он должен известить продавца о ненадлежащем исполнении договора. За нарушение  условия договора продавец, подрядчик  несет ответственность. Формы и  размеры ответственности за нарушение  условий договоров устанавливаются  в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, законов  и договорами. Размер претензий покупателя по ненадлежащему исполнению условий  договора зависит от того, какие  условия договора нарушены.

Если  при приеме ценностей выявлено их несоответствие договору, то бухгалтер  все равно должен кредитовать  счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по итогу полученного  счета. Это связано с тем, что  поставщик (или подрядчик) может  как признать, так и не признать полностью или частично предъявляемую  ему претензию. Потому, как только будет установлена недостача  ценностей, ее следует заактировать, после чего бухгалтер может сделать  запись:

Дебет 76.2 "Расчеты по претензиям"

Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками"

Для бухгалтерского учет финансовых последствий  за нарушение условий договоров  применяется счет 76.2 "Расчеты  по претензиям", по дебету которого отражаются расчеты по претензиям:

к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов несоответствиям цен и тарифов, обусловленным договорами, а также  при выявлении арифметических ошибок; к поставщикам материалов, товаров, как и к организациям, перерабатывающим материалы предприятия, за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу;

к поставщикам, транспортным и другим организациям за недостачи груза в пути сверх норм естественной убыли; за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных судом; по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных судом.

Таким образом, поставщик и/или подрядчик  считаются кредиторами на полную сумму выставленных ими счетов. Иными  словами объем кредиторской задолженности  не уменьшается до момента признания  кредитором нарушения обязательств и размера нанесенного ущерба. Но покупатель обязан отразить также  и сумму выставленных поставщику и /или подрядчику претензий.

Если  после этого поставщик или  подрядчик соглашаются с претензией, то проблем не возникает, но если поставщик  претензию не признает, то на счете 76.2 "Расчеты по претензиям" сальдо будут числиться довольно долго, вплоть до решения суда и последующей: или оплаты; или списания в убыток спорных сумм.

Систематизация  записей по дебету счета 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" вызывает множество вопросов, связанных  с тем, как отражается:

 

1. Погашение  возникающей кредиторской задолженности?

2. Выданные  авансы?

3. Предоплата?

4. Оплата  векселем?

1. Погашение  возникающей кредиторской задолженности

По  договору поставки предприятие получило в собственность уже отгруженные  ему или уже оприходованные им товары. По договору подряда ему  могли быть оказаны какие-либо услуги. В обоих случаях у предприятия  возникает кредиторская задолженность, которую следует погасить. Делается это просто, согласно правилу Дегранжа (1802): "Тот, кто получает, дебетуется, тот, кто выдает, кредитуется", т.е. счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" дебетуется, как  получающий, кредитуются счета, с  которых эта задолженность бала погашена.

2. Выданные  авансы

Авансы - это средства, выплаченные раньше, чем начаты действия, связанные с  выполнением договора поставщиком, подрядчиком. Аванс нельзя путать, как  это часто делают, с предоплатой. Аванс выдается покупателем и/или  заказчиком поставщику и/или подрядчику с тем, чтобы получатели могли  выполнить свои обязательства.

Аванс, в таких случаях, показывается по дебету счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и в результате этого счет становится активным, т.е. он отражает дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена товарами, услугами или иными ценностями дебитором.

Информация о работе Учет расчетoв с пoставщиками и пoдрядчиками