Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 01:37, курсовая работа
Цель данной работы - раскрытие механизма бухгалтерского учета расходов на продажу на практическом примере промышленного предприятия ОАО «Соллерс».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок учета расходов на продажу;
- охарактеризовать синтетический и аналитический учет расходов на продажу;
- описать основные хозяйственные операции по отражению в учете расходов на продажу;
- рассмотреть организацию бухгалтерского учета на анализируемом предприятии;
- отразить порядок учета расходов на продажу.
Содержание
Процесс
сбыта (продажи) продукции является
завершающим этапом общего процесса
воспроизводства и кругооборота
хозяйственных средств
Производственные фирмы в составе расходов на продажу отражают затраты по сбыту продукции (работ, услуг), а торговые фирмы - сумму издержек обращения. Эти расходы представляют собой коммерческие расходы, отражаемые в форме отчетности предприятия, если они списаны на себестоимость продаж.
Расходы на продажу представляют собой особый объект бухгалтерского учета. Они вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость продукции. Тема актуальна тем, что в условиях рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия, исчисление которого необходимо для обоснования и принятия многих управленческих решений. Поэтому своевременный и достоверный учет формирования и обоснованного списания расходов на продажу является одной из задач бухгалтерского учета на предприятии, без решения которой невозможно сформировать себестоимость выпущенной и реализованной продукции.
Цель данной работы - раскрытие механизма бухгалтерского учета расходов на продажу на практическом примере промышленного предприятия ОАО «Соллерс».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
изучить нормативно-правовые
-
охарактеризовать
- описать основные хозяйственные операции по отражению в учете расходов на продажу;
-
рассмотреть организацию
-
отразить порядок учета
В процессе работы был проведен глубокий анализ нормативно-законодательной базы, экономической литературы отечественных авторов, таких как Н.П. Кондраков, В.Б. Ивашкевич, В.И. Мещеряков, О.Г. Лапина и др., исследованы статьи из бухгалтерских периодических изданий («Бухгалтерский учет», «Главбух», «Консультант бухгалтера», «Практическая бухгалтерия» и др.), комментарии экспертов. Также в ходе раскрытия вышеперечисленных задач использовался практический материал деятельности промышленного предприятия.
Расходы предприятия, и их признание регламентируется как нормативно-правовыми документами бухгалтерского учета, так и Налоговым кодексом Российской Федерации. В методологическом разделе учетной политики отражаются выбранные в соответствии с Налоговым кодексом РФ варианты учета расходов организации.
Согласно пункту 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (6) к расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам [9, С.50]:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
-
отчисления на социальные
- амортизация;
- прочие затраты.
Понятия «расходы по обычным видам деятельности» и «себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» не тождественны. В рамках одного отчетного периода эти показатели могут не совпадать как по величине, так и по составу. Это непосредственно следует из пункта 9 ПБУ 10/99, где предусмотрено следующее (6): «Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров».
Иными словами, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг состоит из [9, С.51]:
- расходов текущего года;
- расходов предыдущих отчетных периодов;
-
переходящих расходов, имеющих отношение
к доходам последующих
Классификация расходов для целей бухгалтерского учета регламентируется ПБУ 10/99. Классификация расходов для целей налогообложения приведена в пункте 2 статьи 252 Налогового кодекса РФ.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденному приказом Минфина России от 01.05.99 № ЗЗн (в ред. от 30.03.01), расходами организации в бухгалтерском учете признается
уменьшение
экономических выгод в
-
сумма расхода может быть
-
имеется уверенность в том,
что в результате конкретной
операции произойдет
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку и формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ПБУ 10/99).
Порядок признания расходов для целей налогообложения налогом на прибыль приведен в статье 272 Налогового кодекса РФ. Расходы признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты. Даты признания расходов перечислены в пунктах 2-8 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации. Из сравнения определений расходов для целей налогового и бухгалтерского учета (Приложение 1) следует, что состав расходов в бухгалтерском учете значительно шире состава расходов, уменьшающих полученные доходы в целях исчисления налога на прибыль. Это приводит к необходимости формирования аналитических регистров налогового учета, в которых должна быть обеспечена совокупность всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации, исходя из требований Налогового кодекса РФ к порядку учета соответствующих видов расходов.
Синтетический
учет расходов на продажу ведется
на счете 44 «Расходы на продажу». Счет
44 «Расходы на продажу» предназначен для
обобщения информации о расходах, связанных
с продажей продукции, товаров, работ,
услуг. Счет активный, собирательно-
В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
При
формировании коммерческих расходов в
учете производственного
Дебет 44 «Расходы на продажу»,
Кредит 10 «Материалы» - списаны материалы на упаковку продукции на складе;
Дебет 44 «Расходы на продажу»,
Кредит
23 «Вспомогательные производства» - списаны
расходы вспомогательных
Дебет 44 «Расходы на продажу»,
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - начислена заработная плата рабочим, занятым упаковкой и погрузкой продукции;
Дебет 44 «Расходы на продажу»,
Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию», 68 «Расчеты по налогам и сборам» - начислены ЕСН, взнос на пенсионное страхование и взнос по травматизму с заработной платы рабочих, занятых упаковкой и погрузкой продукции;
Дебет 44 «Расходы на продажу»,
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - учтены расходы по доставке и погрузке продукции силами сторонних организаций (расходы на маркетинговые исследования, рекламу, вознаграждения посредническим организациям и т. д.).
По мере осуществления расходов счет 44 «Расходы на продажу» может кредитоваться со счетом 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 51 «Расчетные счета» и другие.
На счете 44 «Расходы на продажу» в организациях, осуществляющих торговую деятельность, учитывают все затраты, связанные с ведением обычной деятельности [7, С. 199]:
-
заработная плата
- расходы по аренде офисных помещений и складов;
- оплата услуг охраны;
- представительские расходы;
- расходы на рекламу;
- расходы на командировки и т. д.
Кроме того, торговые фирмы могут отражать на счете 44 «Расходы на продажу» транспортные расходы, связанные с приобретением товаров.
В
торговых организациях все расходы,
связанные с процессом
Дебет 44 «Расходы на продажу»,
Кредит 10 «Материалы» - списаны материалы на упаковку товаров;
Дебет 44 «Расходы на продажу»,
Кредит 02 «Амортизация основных средств» (05, 60, 76...) - учтены расходы, связанные с ведением торговой деятельности (расходы на маркетинговые исследования, рекламу, вознаграждения посредническим организациям и т. д.);
Дебет 44 «Расходы на продажу»,
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - начислена заработная плата работникам торговой фирмы;
Дебет 44 «Расходы на продажу»,
Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию», 68 «Расчеты по налогам и сборам» — начислены ЕСН и взнос на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с заработной платы работников торговой фирмы.
Аналитический учет расходов на продажу ведется в специальных ведомостях по установленным видам и статьям расходов. При журнально-ордерной форме расходы на продажу учитываются в ведомости № 15.