Учет расходов на продажу (на практическом примере промышленного предприятия ОАО «Соллерс»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 01:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - раскрытие механизма бухгалтерского учета расходов на продажу на практическом примере промышленного предприятия ОАО «Соллерс».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок учета расходов на продажу;
- охарактеризовать синтетический и аналитический учет расходов на продажу;
- описать основные хозяйственные операции по отражению в учете расходов на продажу;
- рассмотреть организацию бухгалтерского учета на анализируемом предприятии;
- отразить порядок учета расходов на продажу.

Работа состоит из  1 файл

Учет расходов на продажу.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

     Процесс сбыта (продажи) продукции является завершающим этапом общего процесса воспроизводства и кругооборота хозяйственных средств предприятия. Затраты по доведению продукции или товаров от производства до потребителей (покупателей), выраженные в денежной форме, представляют собой расходы на продажу.

     Производственные  фирмы в составе расходов на продажу  отражают затраты по сбыту продукции (работ, услуг), а торговые фирмы - сумму издержек обращения. Эти расходы представляют собой коммерческие расходы, отражаемые в форме отчетности предприятия, если они списаны на себестоимость продаж.

     Расходы на продажу представляют собой особый объект бухгалтерского учета. Они вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость продукции. Тема актуальна тем, что в условиях рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия, исчисление которого необходимо для обоснования и принятия многих управленческих решений. Поэтому своевременный и достоверный учет формирования и обоснованного списания расходов на продажу является одной из задач бухгалтерского учета на предприятии, без решения которой невозможно сформировать себестоимость выпущенной и реализованной продукции.

     Цель  данной работы - раскрытие механизма  бухгалтерского учета расходов на продажу  на практическом примере промышленного  предприятия ОАО «Соллерс».

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - изучить нормативно-правовые документы,  регламентирующие порядок учета  расходов на продажу; 

     - охарактеризовать синтетический  и аналитический учет расходов  на продажу;

     - описать  основные  хозяйственные   операции   по  отражению  в  учете расходов на продажу;

     - рассмотреть организацию бухгалтерского  учета на анализируемом предприятии;

     - отразить порядок учета расходов  на продажу.

     В процессе работы был проведен глубокий анализ нормативно-законодательной  базы, экономической литературы отечественных авторов, таких как Н.П. Кондраков, В.Б. Ивашкевич, В.И. Мещеряков, О.Г. Лапина и др., исследованы статьи из бухгалтерских периодических изданий («Бухгалтерский учет», «Главбух», «Консультант бухгалтера», «Практическая бухгалтерия» и др.), комментарии экспертов. Также в ходе раскрытия вышеперечисленных задач использовался практический материал деятельности промышленного предприятия.

 

1. Теоретические  основы учета расходов  на продажу

1.1. Расходы предприятия   и их классификация

     Расходы предприятия, и их признание регламентируется как нормативно-правовыми документами бухгалтерского учета, так и Налоговым кодексом Российской Федерации. В методологическом разделе учетной политики отражаются выбранные в соответствии с Налоговым кодексом РФ варианты учета расходов организации.

     Согласно  пункту 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (6) к расходам по обычным видам  деятельности относятся расходы, связанные  с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам [9, С.50]:

     - материальные затраты;

     - затраты на оплату труда;

     - отчисления на социальные нужды;

     - амортизация;

     - прочие затраты.

     Понятия «расходы по обычным видам деятельности»  и «себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» не тождественны. В рамках одного отчетного периода  эти показатели могут не совпадать как по величине, так и по составу. Это непосредственно следует из пункта 9 ПБУ 10/99, где предусмотрено следующее (6): «Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров».

     Иными словами, себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг состоит из [9, С.51]:

     - расходов текущего года;

     - расходов предыдущих отчетных  периодов;

     - переходящих расходов, имеющих отношение  к доходам последующих отчетных  периодов.

     Классификация расходов для целей бухгалтерского учета регламентируется ПБУ 10/99. Классификация расходов для целей налогообложения приведена в пункте 2 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

     Согласно  Положению по бухгалтерскому учету  «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденному  приказом Минфина России от 01.05.99 №  ЗЗн (в ред. от 30.03.01), расходами организации в бухгалтерском учете признается

     уменьшение  экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения  обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации. Расходы  признаются в бухгалтерском учете  при наличии следующих условий (п. 16 ПБУ 10/99) [6]:

     -  сумма расхода может быть определена;

     - имеется уверенность в том,  что в результате конкретной  операции произойдет уменьшение  экономических выгод организации.

     Если  в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

     Расходы подлежат признанию в бухгалтерском  учете независимо от намерения получить выручку и формы осуществления  расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ПБУ 10/99).

     Порядок признания расходов для целей налогообложения налогом на прибыль приведен в статье 272 Налогового кодекса РФ. Расходы признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты. Даты признания расходов перечислены в пунктах 2-8 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации. Из сравнения определений расходов для целей налогового и бухгалтерского учета (Приложение 1) следует, что состав расходов в бухгалтерском учете значительно шире состава расходов, уменьшающих полученные доходы в целях исчисления налога на прибыль. Это приводит к необходимости формирования аналитических регистров налогового учета, в которых должна быть обеспечена совокупность всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации, исходя из требований Налогового кодекса РФ к порядку учета соответствующих видов расходов.

1.2. Особенности учета  расходов на продажу

     Синтетический учет расходов на продажу ведется  на счете 44 «Расходы на продажу». Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг. Счет активный, собирательно-распределительный.

     В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

     При формировании коммерческих расходов в  учете производственного предприятия  делают записи:

     Дебет 44 «Расходы на продажу»,

     Кредит 10 «Материалы» - списаны материалы на упаковку продукции на складе;

     Дебет 44 «Расходы на продажу»,

     Кредит 23 «Вспомогательные производства» - списаны  расходы вспомогательных производств  по изготовлению тары, а также доставке и погрузке продукции;

     Дебет 44 «Расходы на продажу»,

     Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - начислена заработная плата рабочим, занятым упаковкой и погрузкой  продукции;

     Дебет 44 «Расходы на продажу»,

     Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию», 68 «Расчеты по налогам и сборам» - начислены ЕСН, взнос на пенсионное страхование и взнос по травматизму с заработной платы рабочих, занятых упаковкой и погрузкой продукции;

     Дебет 44 «Расходы на продажу»,

     Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - учтены расходы по доставке и погрузке продукции силами сторонних организаций (расходы на маркетинговые исследования, рекламу, вознаграждения посредническим организациям и т. д.).

     По  мере осуществления расходов счет 44 «Расходы на продажу» может кредитоваться со счетом 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 51 «Расчетные счета» и другие.

     На  счете 44 «Расходы на продажу» в организациях, осуществляющих торговую деятельность, учитывают все затраты, связанные  с ведением обычной деятельности [7, С. 199]:

     - заработная плата административно-управленческого  персонала и продавцов;

     -  расходы по аренде офисных  помещений и складов;

     -  оплата услуг охраны;

     -  представительские расходы;

     -  расходы на рекламу;

     -  расходы на командировки и  т. д.

     Кроме того, торговые фирмы могут отражать на счете 44 «Расходы на продажу» транспортные расходы, связанные с приобретением товаров.

     В торговых организациях все расходы, связанные с процессом реализации приобретенных для продажи товаров, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» без деления расходов на расходы, связанные непосредственно с торговлей и с управлением. Такие расходы также называют издержками обращения. При формировании коммерческих расходов в торговой фирме делаются следующие записи:

     Дебет 44 «Расходы на продажу»,

     Кредит 10 «Материалы» - списаны материалы  на упаковку товаров;

     Дебет 44 «Расходы на продажу»,

     Кредит 02 «Амортизация основных средств» (05, 60, 76...) - учтены расходы, связанные с  ведением торговой деятельности (расходы  на маркетинговые исследования, рекламу, вознаграждения посредническим организациям и т. д.);

     Дебет 44 «Расходы на продажу»,

     Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - начислена заработная плата работникам торговой фирмы;

     Дебет 44 «Расходы на продажу»,

     Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию», 68 «Расчеты по налогам и сборам» — начислены ЕСН и взнос на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с заработной платы работников торговой фирмы.

     Аналитический учет расходов на продажу ведется  в специальных ведомостях по установленным видам и статьям расходов. При журнально-ордерной форме расходы на продажу учитываются в ведомости № 15.

Информация о работе Учет расходов на продажу (на практическом примере промышленного предприятия ОАО «Соллерс»)