Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 01:37, курсовая работа
Цель данной работы - раскрытие механизма бухгалтерского учета расходов на продажу на практическом примере промышленного предприятия ОАО «Соллерс».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок учета расходов на продажу;
- охарактеризовать синтетический и аналитический учет расходов на продажу;
- описать основные хозяйственные операции по отражению в учете расходов на продажу;
- рассмотреть организацию бухгалтерского учета на анализируемом предприятии;
- отразить порядок учета расходов на продажу.
Дебет 44, Кредит 69 - 1800 руб. (150000 руб. х 1,2%) - начислен взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
Дебет 44, Кредит 68 (69) - 39000 руб. (150000 руб. х 26%) - произведены отчисления единого социального налога (ЕСН).
Согласно учетной политике ОАО «Соллерс» коммерческие расходы, учитываемые на счете 44 « Расходы на продажу», по истечению месяца в полной сумме списываются на счет 90 «Продажи»:
Дебет счета 90, субсчет 020201 «Себестоимость продаж товарной неэкспортируемой продукции сторонним организациям»,
Кредит счета 44, субсчет 04 «Расходы на продажу продукции» - 533535 руб. (38450 + 18935 + 284570 + 780 + 150000 + 1800 + 39000).
Учет расходов на продажу ведется в специальной ведомости отгрузки и продажи готовой продукции автоматизированной формы, формируемой по запросу, на основании которой по результатам отчетного месяца составляется журнал-ордер № 11, который предназначен для отражения оборотов по кредиту счетов 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 45 «Товары отгруженные», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи» и аналитических данных к счетам 45 «Товары отгруженные» и 90 «Продажи».
В составе расходов на продажу ОАО «Соллерс» учитываются рекламные расходы. Учет расходов на рекламу имеет свои особенности и нередко вызывает затруднения у бухгалтеров. Во-первых, возникает необходимость выяснения, действительно те или иные затраты носят рекламный характер. Во-вторых, - решить, подлежат ли нормированию эти расходы. Кроме того, нужно правильно рассчитать сумму затрат, которую можно включить в налоговую себестоимость.
Перечень рекламных расходов содержится в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса. В бухгалтерском учете ОАО «Соллерс» затраты на рекламу отражают в составе расходов по обычным видам деятельности в полном объеме. В налоговом учете такие затраты учитывают в составе прочих расходов. Некоторые виды затрат на рекламу учитывают в составе прочих расходов только в пределах норм. Затраты на рекламу, которые превышают норму, налогооблагаемую прибыль предприятия не уменьшают. Нормативы, в пределах которых такие затраты учитываются при налогообложении прибыли, приведены в таблице 3.
Таблица 3
Нормативы
затрат на рекламу для целей
Виды рекламных расходов | Норма расходов |
Реклама через средства массовой информации (объявления в печати, по радио, телевидению) и телекоммуникационные сети | Не нормируется |
Световая и наружная реклама, включая изготовление рекламных стендов и щитов | Не нормируется |
Затраты на участие в выставках, ярмарках и экспозициях | Не нормируется |
Затраты на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов | Не нормируется |
Затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов, в которых содержится информация о фирме, а также товарах (работах, услугах), которые она реализует | Не нормируется |
Затраты на уценку товаров, потерявших свои качества при экспонировании | Не нормируется |
Затраты
на приобретение (изготовление) призов,
вручаемых победителям |
Не более 1 % выручки от реализации (без НДС) |
Иные виды рекламы (например, затраты на разработку и распространение рекламных писем, открыток, этикеток, фирменных пакетов и т.п.) | Не более 1 % выручки от реализации (без НДС) |
Например,
за четвертый квартал 2009 года расходы
ОАО «Соллерс» на телевизионную
рекламу составили 191750 руб. (в том
числе НДС - 29250 руб.). Кроме этого
предприятие купило призы для
победителей рекламной
В бухгалтерском учете затраты на рекламу в сумме 437500 руб. (191750 -29250 + 324500 - 49500) отражают в составе расходов по обычным видам деятельности. В налоговом учете затраты на телерекламу включаются в состав прочих расходов полностью. Затраты на покупку призов включают в состав прочих расходов в пределах 1% выручки. Эта сумма составит:
(3540000 руб. - 540000 руб.) х 1% = 30000 руб.
Оставшаяся сумма затрат на покупку призов в составе прочих расходов не учитывается и налогооблагаемую прибыль предприятия не уменьшает. Эта сумма составит:
324500 руб. - 49500 руб. - 30000 руб. = 245000 руб.
По итогам четвертого квартала 2009 года ОАО «Соллерс» может учесть при налогообложении прибыли затраты на рекламу в сумме:
195000 руб. - 32500 руб. + 30000 руб. = 192500 руб.
Помимо брошюр и каталогов, относимых к числу ненормируемых рекламных расходов, рекламную информацию о предприятии и его продукции могут содержать буклеты, лифлеты, листовки и флайерсы. В Налоговом кодексе приведен исчерпывающий перечень ненормируемых рекламных расходов и в нем нет упоминания ни о буклетах и лифлетах, ни о листовках и флайерсах. Следовательно, расходы на приобретение рекламных листовок, лифлетов, буклетов и флайерсов являются нормируемые (21, С.61).
Например, ОАО «Соллерс» заказало в типографии 1000 рекламных лифлетов по цене 23 руб. 60 коп. (в том числе НДС - 3 руб. 60 коп.). В январе 2009 года лифлеты были розданы потенциальным покупателям в рамках проводимой рекламной акции.
Отчетным периодом по налогу на прибыль ОАО «Соллерс» выбрало месяц. В январе выручка от продажи нарастающим итогом с начала года составила 9000000 руб. Максимальный размер затрат на рекламу, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, равен:
9000000 руб. х 1% = 90000 руб.
В течение января 2009 года у ОАО «Соллерс» не было других расходов на рекламу. Поэтому всю сумму, перечисленную типографии, можно полностью включить в налоговую себестоимость.
Стоимость лифлета не превышает 100 руб. Следовательно, их распространение не облагается налогом на добавленную стоимость (НДС). А значит, перечисленный типографии налог можно включить в расходы. Схема корреспонденции счетов по учету расходов на рекламу в виде приобретения лифлетов ОАО «Соллерс» приведена в таблице 4.
Таблица 4
Схема корреспонденции
счетов по учету расходов на рекламу
|
Сувениры, которые предприятие раздает в рамках рекламной кампании, не облагают НДС, но при одном условии: если себестоимость каждого из них не больше 100 рублей. При передаче «дешевых» сувениров налог не начисляют, а сумму входного НДС по ним к вычету не принимают. Ее включают в расходы предприятия. В данном случае считается, что товары были использованы в операциях, не облагаемых НДС.
ОАО «Соллерс»» заключило договор с ООО «Салют» на поставку шариковых ручек с символикой ОАО «Соллерс»» в количестве 2000 штук на общую сумму 94400 руб. (в том числе НДС - 14400 руб.). Ручки были куплены для бесплатного распространения на презентации инициативной продукции. Расходы на покупку одной ручки составят:
(94400 руб. - 14400 руб.): 2000 шт. = 40 руб.
Так как себестоимость 1 ручки не превышает 100 руб., то при их передаче в рекламных целях НДС начислять не нужно. При этом НДС, предъявленный поставщиком, следует отнести на расходы, поскольку реализация этих ручек освобождается от налогообложения. Схема корреспонденции счетов по учету расходов в виде раздачи сувениров в рамках рекламной кампании ОАО «Соллерс» приведена в таблице 5.
Таблица 5
Схема корреспонденции счетов по учету расходов на рекламу
|
Если расходы на приобретение (изготовление) единицы рекламной продукции превысят 100 рублей, тогда налог нужно начислить в бюджет в том же порядке, что и при безвозмездной передаче товаров.
ОАО «Соллерс» заключило договор с ООО «Салют» на поставку сувениров в количестве 100 штук. Их общая стоимость — 23600 руб., в том числе НДС 3600 руб. Сувениры были куплены для бесплатного распространения на презентации инициативной продукции. Расходы на покупку одного сувенира составят:
(23600 руб. - 3600 руб.) : 100 шт. = 200 руб.
Себестоимость одного сувенира превышает 100 руб. Значит, их облагают НДС. При начислении налога должна учитываться не фактическая себестоимость сувенира, а его рыночная цена. Предположим, что она соответствует цене покупки сувениров. Следовательно, с одного сувенира фирме надо начислить налог в сумме: 200 руб. х 18% = 36 руб.
Общая сумма начисленного НДС составит:
36 руб. х 100 шт. = 3600 руб.
Схема корреспонденции счетов по учету расходов в данном случае приведена в таблице 6. Входной НДС по переданным подаркам принимают к налоговому вычету, ведь в данной ситуации предприятие их использует для проведения операций, облагаемых этим налогом.
Таблица 6
Схема корреспонденции счетов по учету расходов на рекламу
|