Учет расходов на продажу (на практическом примере промышленного предприятия ОАО «Соллерс»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 01:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - раскрытие механизма бухгалтерского учета расходов на продажу на практическом примере промышленного предприятия ОАО «Соллерс».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок учета расходов на продажу;
- охарактеризовать синтетический и аналитический учет расходов на продажу;
- описать основные хозяйственные операции по отражению в учете расходов на продажу;
- рассмотреть организацию бухгалтерского учета на анализируемом предприятии;
- отразить порядок учета расходов на продажу.

Работа состоит из  1 файл

Учет расходов на продажу.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

     Дебет 44, Кредит 69 - 1800 руб. (150000 руб. х 1,2%) - начислен взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

     Дебет 44, Кредит 68 (69) - 39000 руб. (150000 руб. х 26%) - произведены  отчисления единого социального  налога (ЕСН).

     Согласно  учетной политике ОАО «Соллерс»  коммерческие расходы, учитываемые  на счете 44 « Расходы на продажу», по истечению месяца в полной сумме  списываются на счет 90 «Продажи»:

     Дебет счета 90, субсчет 020201 «Себестоимость продаж товарной неэкспортируемой продукции сторонним организациям»,

     Кредит  счета 44, субсчет 04 «Расходы на продажу  продукции» - 533535 руб. (38450 + 18935 + 284570 + 780 + 150000 + 1800 + 39000).

     Учет  расходов на продажу ведется в  специальной ведомости отгрузки и продажи готовой продукции автоматизированной формы, формируемой по запросу, на основании которой по результатам отчетного месяца составляется журнал-ордер № 11, который предназначен для отражения оборотов по кредиту счетов 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 45 «Товары отгруженные», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи» и аналитических данных к счетам 45 «Товары отгруженные» и 90 «Продажи».

2.2. Особенности налогового  учета расходов  на продажу

     В составе расходов на продажу ОАО  «Соллерс» учитываются рекламные расходы. Учет расходов на рекламу имеет свои особенности и нередко вызывает затруднения у бухгалтеров. Во-первых, возникает необходимость выяснения, действительно те или иные затраты носят рекламный характер. Во-вторых, - решить, подлежат ли нормированию эти расходы. Кроме того, нужно правильно рассчитать сумму затрат, которую можно включить в налоговую себестоимость.

     Перечень  рекламных расходов содержится в  пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса. В бухгалтерском учете ОАО  «Соллерс» затраты на рекламу отражают в составе расходов по обычным видам деятельности в полном объеме. В налоговом учете такие затраты учитывают в составе прочих расходов. Некоторые виды затрат на рекламу учитывают в составе прочих расходов только в пределах норм. Затраты на рекламу, которые превышают норму, налогооблагаемую прибыль предприятия не уменьшают. Нормативы, в пределах которых такие затраты учитываются при налогообложении прибыли, приведены в таблице 3.

Таблица 3

Нормативы затрат на рекламу для целей налогообложения 

Виды  рекламных расходов Норма расходов
Реклама через средства массовой информации (объявления в печати, по радио, телевидению) и телекоммуникационные сети Не нормируется
Световая  и наружная реклама, включая изготовление рекламных стендов и щитов Не нормируется
Затраты на участие в выставках, ярмарках и экспозициях Не нормируется
Затраты на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов Не нормируется
Затраты на изготовление рекламных брошюр и  каталогов, в которых содержится информация о фирме, а также товарах (работах, услугах), которые она реализует Не нормируется
Затраты на уценку товаров, потерявших свои качества при экспонировании Не нормируется
Затраты на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний Не более 1 % выручки  от реализации (без НДС)
Иные  виды рекламы (например, затраты на разработку и распространение рекламных  писем, открыток, этикеток, фирменных  пакетов и т.п.) Не более 1 % выручки  от реализации (без НДС)
 

     Например, за четвертый квартал 2009 года расходы  ОАО «Соллерс» на телевизионную  рекламу составили 191750 руб. (в том  числе НДС - 29250 руб.). Кроме этого  предприятие купило призы для  победителей рекламной кампании. На это потратили 324500 руб. (в том числе НДС - 49500 руб.). Выручка ОАО «Соллерс» от продажи продукции за первый квартал 2009 года составила 3540000 руб. (в том числе НДС - 540000 руб.).

     В бухгалтерском учете затраты  на рекламу в сумме 437500 руб. (191750 -29250 + 324500 - 49500) отражают в составе расходов по обычным видам деятельности. В налоговом учете затраты на телерекламу включаются в состав прочих расходов полностью. Затраты на покупку призов включают в состав прочих расходов в пределах 1% выручки. Эта сумма составит:

     (3540000 руб. - 540000 руб.) х 1% = 30000 руб.

     Оставшаяся  сумма затрат на покупку призов в  составе прочих расходов не учитывается  и налогооблагаемую прибыль предприятия  не уменьшает. Эта сумма составит:

     324500 руб. - 49500 руб. - 30000 руб. = 245000 руб.

     По  итогам четвертого квартала 2009 года ОАО  «Соллерс» может учесть при налогообложении  прибыли затраты на рекламу в  сумме:

     195000 руб. - 32500 руб. + 30000 руб. = 192500 руб.

     Помимо  брошюр и каталогов, относимых к  числу ненормируемых рекламных  расходов, рекламную информацию о предприятии и его продукции могут содержать буклеты, лифлеты, листовки и флайерсы. В Налоговом кодексе приведен исчерпывающий перечень ненормируемых рекламных расходов и в нем нет упоминания ни о буклетах и лифлетах, ни о листовках и флайерсах. Следовательно, расходы на приобретение рекламных листовок, лифлетов, буклетов и флайерсов являются нормируемые (21, С.61).

     Например, ОАО «Соллерс» заказало в типографии 1000 рекламных лифлетов по цене 23 руб. 60 коп. (в том числе НДС - 3 руб. 60 коп.). В январе 2009 года лифлеты были розданы потенциальным покупателям в рамках проводимой рекламной акции.

     Отчетным  периодом по налогу на прибыль ОАО «Соллерс» выбрало месяц. В январе выручка от продажи нарастающим итогом с начала года составила   9000000 руб.  Максимальный   размер   затрат на рекламу, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, равен:

     9000000 руб. х 1% = 90000 руб.

     В течение января 2009 года у ОАО «Соллерс»  не было других расходов на рекламу. Поэтому  всю сумму, перечисленную типографии, можно полностью включить в налоговую себестоимость.

     Стоимость лифлета не превышает 100 руб. Следовательно, их распространение не облагается налогом  на добавленную стоимость (НДС). А  значит, перечисленный типографии налог  можно включить в расходы. Схема корреспонденции счетов по учету расходов на рекламу в виде приобретения лифлетов ОАО «Соллерс» приведена в таблице 4.

Таблица 4

Схема корреспонденции  счетов по учету расходов на рекламу 

Содержание  хозяйственной операции Корреспонденция счетов Сумма, в  руб.
 
Дебет
Кредит
 
Оприходованы  лифлеты ((23,6 руб. - 3,6 руб.) х 1000 шт.)
10 60 20000
Учтен входной НДС (3,6 руб. х 1000 шт.) 19 60 3600
НДС включен в стоимость лифлетов 10 19 3600
Стоимость лифлетов отнесена на рекламные расходы 44 10 23600
 

     Сувениры, которые предприятие раздает  в рамках рекламной кампании, не облагают НДС, но при одном условии: если себестоимость каждого из них  не больше 100 рублей. При передаче «дешевых»  сувениров налог не начисляют, а  сумму входного НДС по ним к вычету не принимают. Ее включают в расходы предприятия. В данном случае считается, что товары были использованы в операциях, не облагаемых НДС.

     ОАО «Соллерс»» заключило договор с  ООО «Салют» на поставку шариковых  ручек с символикой ОАО «Соллерс»» в количестве 2000 штук на общую сумму 94400 руб. (в том числе НДС - 14400 руб.). Ручки были куплены для бесплатного распространения на презентации инициативной продукции. Расходы на покупку одной ручки составят:

     (94400 руб. - 14400 руб.): 2000 шт. = 40 руб.

     Так как себестоимость 1 ручки не превышает 100 руб., то при их передаче в рекламных целях НДС начислять не нужно. При этом НДС, предъявленный поставщиком, следует отнести на расходы, поскольку реализация этих ручек освобождается от налогообложения. Схема корреспонденции счетов по учету расходов в виде раздачи сувениров в рамках рекламной кампании ОАО «Соллерс» приведена в таблице 5.

Таблица 5

Схема корреспонденции  счетов по учету расходов на рекламу

Содержание  хозяйственной операции Корреспонденция счетов Сумма, в руб.
 
Дебет
Кредит
 
Приобретены ручки для презентации (94400 -14400)
41 60 80000
Учтен НДС по приобретенным ручкам 19 60 14400
Списана стоимость ручек, розданных во время  рекламной акции 44 41 80000
Списан  НДС по розданным ручкам 44 19 14400
Перечислены деньги поставщику ручек 60 51 94400
 

     Если  расходы на приобретение (изготовление) единицы рекламной продукции  превысят 100 рублей, тогда налог нужно  начислить в бюджет в том же порядке, что и при безвозмездной  передаче товаров.

     ОАО «Соллерс» заключило договор с ООО «Салют» на поставку сувениров в количестве 100 штук. Их общая стоимость — 23600 руб., в том числе НДС 3600 руб. Сувениры были куплены для бесплатного распространения на презентации инициативной продукции. Расходы на покупку одного сувенира составят:

     (23600 руб. - 3600 руб.) : 100 шт. = 200 руб.

     Себестоимость одного сувенира превышает 100 руб. Значит, их облагают НДС. При начислении налога должна учитываться не фактическая  себестоимость сувенира, а его  рыночная цена. Предположим, что она  соответствует цене покупки сувениров. Следовательно, с одного сувенира фирме надо начислить налог в сумме: 200 руб. х 18% = 36 руб.

     Общая сумма начисленного НДС составит:

     36 руб. х 100 шт. = 3600 руб.

     Схема корреспонденции счетов по учету  расходов в данном случае приведена в таблице 6. Входной НДС по переданным подаркам принимают к налоговому вычету, ведь в данной ситуации предприятие их использует для проведения операций, облагаемых этим налогом.

Таблица 6

Схема корреспонденции  счетов по учету расходов на рекламу

Содержание  хозяйственной операции Корреспонденция счетов Сумма, в  руб.
 
Дебет
Кредит
 
Приобретены сувениры для презентации (23600-3600)
41 60 20000
Учтен НДС по приобретенным сувенирам 19 60 3600
Списана сумма НДС 68,субсчет

«Расчеты по

НДС»

19 3600
Списана стоимость сувениров, розданных  во время рекламной акции 44 41 20000
Списан  НДС по сувенирам 91,субсчет 2 «Прочие  расходы» 68,субсчет

«Расчеты по

НДС»

3600
Перечислены деньги поставщику сувениров 60 51 23600

Информация о работе Учет расходов на продажу (на практическом примере промышленного предприятия ОАО «Соллерс»)