Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование порядка ведения учета операций по перемещению и выбытию основных средств, а также осуществления контроля за их использованием на примере Частного предприятия «Лес».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
- изучить нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы учета основных средств;
- исследовать порядок бухгалтерского учета выбытия и перемещения основных средств.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ВЫБЫТИЮ И ВНУТРЕННЕМУ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 5
2. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ВЫБЫТИЯ
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 14
3. КОНТРОЛЬ ЗА НАЛИЧИЕМ И СОХРАННОСТЬЮ
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ» БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г.ГРОДНО
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Учет выбытия основных средств»
Выполнил:
специальности 1-25 03 75
«Бухгалтерский учет и контроль в
промышленности»
Обухович Екатерина Леонардовна
______________________________
(подпись)
Научный руководитель:
Бут Анна Леонидовна
Старший преподаватель
______________________________
(подпись)
Гродно
2012
РЕФЕРАТ
Учет выбытия основных средств
Курсовая работа: 43 с., 7 табл., 21 источн., 8 прил.
УЧЕТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Объектом курсового
Предметом курсового исследования являются хозяйственные операции по выбытию и перемещению основных средств ,а также порядок осуществления контроля за наличием и сохранностью основных средств.
Цель курсовой работы исследование порядка ведения учета операций по перемещению и выбытию основных средств, а также осуществления контроля за их использованием.
В ходе исследования использованы приемы и методы системного глубокого факторного анализа
Автор курсовой работы подтверждает,
что приведенный в ней
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ВЫБЫТИЮ И ВНУТРЕННЕМУ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 5
2. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ВЫБЫТИЯ
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3. КОНТРОЛЬ ЗА НАЛИЧИЕМ И СОХРАННОСТЬЮ
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Осуществление операций по выбытию основных средств связано с формированием финансового результата, от того верно или нет отражено выбытие и перемещение основных средств зависит достоверность бухгалтерской отчетности, поэтому так важен грамотный и всесторонний подход к данным операциям, при этом бухгалтеру приходится решать следующие вопросы:
- правильно оформлять
документы и своевременно
- достоверно и полно
определять результаты
- обеспечивать контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету.
Целью настоящей курсовой работы является исследование порядка ведения учета операций по перемещению и выбытию основных средств, а также осуществления контроля за их использованием на примере Частного предприятия «Лес».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
- изучить нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы учета основных средств;
- исследовать порядок бухгалтерского учета выбытия и перемещения основных средств.
Основой написания курсовой работы явились работы отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, нормативно-правовые акты Республики Беларусь, интернет-ресурс.
1.Документальное оформление
операций по выбытию и
Объекты основных средств выбывают у хозяйствующих субъектов по следующим причинам:
- продажа (реализация) основного средства;
- списание их в случае морального и физического износа;
- в результате частичной или полной ликвидации;
- под воздействием чрезвычайных обстоятельств (пожар, наводнение, хищение и т.п.);
- в порядке товарообменных (бартерных) операций;
- вследствие сдачи в аренду;
- при безвозмездной передаче или дарении;
- передача в качестве вклада (взноса) в уставный фонд (капитал) другой организации;
- вследствие недостачи, выявленной при инвентаризации либо иным путем, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом 40, 41 Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001 N 127 "Об утверждении Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами" (далее Постановление №127) для решения вопросов списания, определения целесообразности и эффективности дальнейшего использования объектов основных средств, оформления документации на списание указанных объектов в организации приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия.
В компетенцию комиссии входят:
• осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
• установление причин списания объекта (физический износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для других хозяйственных нужд);
• выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
• принятие решения об использовании отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и их оценка исходя из цен возможного использования;
• осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определение их количества, веса;
• составление соответствующих актов на списание объектов основных средств.
Порядок документального оформления зависит от причин выбытия основных средств.
Постановлением № 127 для документального оформления выбытия основных средств предусмотрены следующие документы:
- списание объектов основных средств пришедших в негодность - Форма ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств(кроме автотранспортных средств)», Форма ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств», Форма ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств»;
- выбытие основных средств вследствие продажи, обмена, безвозмездной передачи, передачи в финансовую аренду (лизинг), внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях совершается на основании договора и оформляется актом о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1). Наряду с актом о приеме-передаче объекта основных средств оформляется товарно-транспортная накладная, если отпуск (перемещение) объекта основного средства осуществляется с участием автомобильного транспорта, либо товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2, если отпуск (перемещение) объекта основного средства осуществляется без участия автомобильных транспортных средств.
Формы ОС-4, ОС-4а, ОС-4б были утверждены Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.12.2003 №168 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету основных средств и нематериальных активов» (далее –Постановлением №168), которое отменено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 №23 «Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов» (далее –Постановление №23).
С 01.04.2011 при применении
первичных учетных документов следует
руководствоваться нормами Указ
Указом N 114 предусмотрено, что каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.
Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, определенными в данном перечне (подп. 1.2 п. 1 Указа N 114).
В Перечень первичных учетных документов, утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 360 (далее - Перечень N 360), включен акт о приеме-передаче основных средств.
Иные первичные учетные
Акт о приеме-передаче основных средств и Инструкция о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов (далее - Инструкция) утверждены Постановлением N 23.
Согласно п. 2 Инструкции акт о приеме-передаче основных средств заполняется организацией, передающей числящиеся в бухгалтерском учете объекты основных средств, и (или) организацией, принимающей к бухгалтерскому учету объекты основных средств и нематериальных активов.
Таким образом, для списания пришедших в негодность основных средств акт о приеме-передаче основных средств не применяется.
Согласно Указу N 114 формы первичных учетных документов, не включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, могут утверждаться руководителем организации или индивидуальным предпринимателем либо республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.
При этом организация, индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов, независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления.
Первичные учетные документы должны содержать следующие сведения:
наименование документа, дату его составления;
наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя;
содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);
должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее - Закон) учетная политика организации включает в себя среди прочего применяемые организацией самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных в соответствии с Законом типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации.
Таким образом, для списания непригодных к эксплуатации основных средств организации следует самостоятельно разработать и утвердить учетной политикой форму первичного учетного документа, которая должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Указом N 114. и пунктом 42 Постановления № 127, в акте должны быть приведены данные, характеризующие объект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты; причины выбытия с обоснованием причин целесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). При этом за основу данной формы организация может взять форму ОС-4а "Акт о списании автотранспортных средств", которая была утверждена Постановлением N 168.