Учет выбытия основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование порядка ведения учета операций по перемещению и выбытию основных средств, а также осуществления контроля за их использованием на примере Частного предприятия «Лес».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
- изучить нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы учета основных средств;
- исследовать порядок бухгалтерского учета выбытия и перемещения основных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ВЫБЫТИЮ И ВНУТРЕННЕМУ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 5

2. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ВЫБЫТИЯ
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 14

3. КОНТРОЛЬ ЗА НАЛИЧИЕМ И СОХРАННОСТЬЮ
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Обухович.doc

— 858.00 Кб (Скачать документ)

 

  1. Рассмотрим выбытие объекта основных в порядке обмена на другое имущество (Таблица 5)

Таблица 5

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственной  операции

02

01

Отражена накопленная  амортизация по объекту, подлежащему  списанию

91

01

Списана сумма остаточной стоимости ликвидируемого объекта основных средств

91

68

Начислен НДС от продажной  стоимости выбывающего имущества

62

91

Отражен доход от обмена объекта основных средств

10, 08

60

Оприходованы материальные ценности, полученные в обмен на основное средство, по продажной стоимости  без НДС

18

60

Налог на добавленную  стоимость, предъявленный поставщиком

60

62

Погашена задолженность  между участниками договора мены


 

5)Безвозмездная передача  имущества в соответствии с  действующим законодательством  является объектом обложения  налогом на добавленную стоимость (Таблица 6)

Таблица 6

Дебет

Кредит

Содержание  хозяйственных операций       

02

01

Отражена накопленная  амортизация по объекту, подлежащему безвозмездной передаче (дарению)

91

01

Списана сумма остаточной стоимости выбывающего объекта основных средств

91

68

Начислен НДС от суммы остаточной стоимости и расходов по передаче объекта основных средств.


 

 

6) Остаточная стоимость  объекта ОС, внесенного в качестве  вклада в уставный фонд, списывается  по дебету сч. 91 "Прочие доходы  и расходы» в корреспонденции с кредитом сч. 01 "Основные средства".

Сумма вклада в соответствии с оценкой участников отражается по дебету сч. 06 "Долгосрочные финансовые вложения" в корреспонденции с  кредитом сч. 91 "Прочие доходы и расходы". Разница между согласованной оценкой вклада и остаточной стоимостью объекта ОС, выявленная на сч. 91 "Прочие доходы и расходы", списывается на финансовый результат сч. 99 "Прибыли и убытки".

7) В случае если при проведении инвентаризации основных средств установлена недостача выбытие основных средств отражается в следующем  порядке (Таблица 7)

 

Таблица 7

Дебет

Кредит

Содержание  хозяйственных операций       

02

01

Отражена накопленная  амортизация по объекту, подлежащему  безвозмездной передаче (дарению)

94

01

Списана сумма остаточной стоимости выбывающего объекта основных средств

73-2

94

Отражена сумма взысканного  материального ущерба (в добровольном порядке или по решению суда

91

94

Если виновник не установлен недостача списывается на расходы организации


 

В Частном предприятии «Лес» в соответствии с учетной политикой применяется автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета с использованием бухгалтерской программы 1С версия 7.7 ведение аналитических (карточки инвентарные) и синтетических (оборотно-сальдовые ведомости, главная книга и др.) регистров бухгалтерского учета осуществляется по формам предусмотренным в программе.

 

3. Контроль за наличием и сохранностью основных средств.

 

Для обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому  объекту бухгалтерия организации присваивается инвентарный номер при принятии его к учету, который наносится на объект, и сохраняется на весь период нахождения объекта на данном предприятии, каждый объект закрепляется за материально-ответственным лицом, с которым составлен договор о материальной ответственности.

Присвоенный инвентарному объекту  номер обозначается на нем путем  прикрепления металлического жетона, нанесения краской или иным способом. Если в состав одного инвентарного объекта входят несколько частей, представляющих собой комплекс конструктивно сочлененных предметов, имеющих общий инвентарный номер, достаточно этот номер обозначить на одной части инвентарного объекта.

Инвентарный номер, присвоенный  объекту ОС, сохраняется за ним  весь период его нахождения в данной организации. Инвентарные номера выбывших объектов не присваиваются вновь принятым к бухгалтерскому учету основным средствам в течение 5 лет, начиная с года, следующего за годом списания (п. 6 Постановления N 127).

Полученные по договору аренды основные средства могут числиться  у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем, и учитываются  за балансом. Для их забалансового учета в бухгалтерии арендатор может открывать инвентарные карточки (п. 7 Постановления N 127).

Одной из форм контроля обеспечения сохранности основных средств являются периодически проводимые их инвентаризации. Во время инвентаризации уточняются данные бухгалтерского учета основных средств, проверяется порядок их хранения и эксплуатации, их наличие, состояние и оценка, выявляются излишки и недостачи.

Инвентаризация основных средств организации проводится на основании ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее - Закон о бухучете) и в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180 (далее – Инструкция N 180), которая устанавливает единый порядок проведения инвентаризации в организациях, ведущих бухгалтерский учет, оформления ее результатов и отражения их в бухгалтерском учете (п. 1 Инструкция N 180). При проведении инвентаризации организациям, помимо Инструкции N 180, необходимо руководствоваться иными нормативными правовыми актами, устанавливающими особенности инвентаризации тех или иных активов (п. 11 Инструкции N 180), например Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 N 34, в части их инвентаризации.

Случаи, когда проведение инвентаризации обязательно (в частности, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при выявлении фактов хищения и (или) порчи активов, при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц), установлены ст. 12 Закона о бухучете и п. 4 Инструкции N 180.

В п. 6 - 8 Инструкции N 180 определены сроки и периодичность проведения инвентаризации. Последние необходимо учитывать, составляя в организации план-график проведения инвентаризации на год, который может быть приложением к учетной политике, либо разрабатывая Положение о порядке проведения инвентаризации. Для основных средств установлен срок проведения не реже раза в год, а при проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности начало инвентаризации  должно быть не ранее 1 ноября.

Руководитель организации  издает приказ о проведении инвентаризации. Примерная форма приказа приведена в приложении 1 к Инструкции N 180. В нем определяются сроки проведении инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии, перечень объектов, подлежащих инвентаризации, и т.д. В крупных организациях могут создаваться постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии. Состав этих комиссий установлен п. 12 Инструкции N 180.

Центральные инвентаризационные комиссии создаются в составе:

- руководителя организации или  его заместителя (начальника структурного  подразделения) (председатель комиссии);

- главного бухгалтера или его  заместителя (руководителя специализированной организации, ведущей бухгалтерский учет);

- начальников структурных  подразделений (служб);

- работников организации.

В их функции входит оказание методической помощи рабочим комиссиям по вопросам проведения инвентаризаций, проведение контрольных проверок результатов инвентаризаций, выполненных рабочими комиссиями;  рассмотрение материалов инвентаризаций, представленных рабочими комиссиями; - подготовка предложений по регулированию результатов инвентаризации и представление их на рассмотрение руководителю организации вместе с материалами инвентаризации.

Рабочие инвентаризационные комиссии создаются в составе:

- представителя руководителя  организации, назначившего инвентаризацию (руководителя или его заместителя, начальника структурного подразделения - председатель комиссии);

- специалистов: товароведа, инженера, технолога, механика, производителя  работ, экономиста, работника бухгалтерской  службы и др.

В их функции входит инвентаризация активов и обязательств организации; оформление результатов инвентаризации необходимыми документами; получение  от материально-ответственных лиц  объяснительных записок о причинах выявленных инвентаризацией излишков, недостач, порчи ценностей;  принятие решения по регулированию выявленных результатов инвентаризации и представление его вместе с материалами инвентаризаций на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии.

В состав рабочих  и центральных инвентаризационных комиссий должны включаться опытные специалисты в зависимости от специфики проводимой инвентаризации, имеющие необходимые навыки, знания. Председателем рабочей инвентаризационной комиссии не назначается материально ответственное лицо, работник ревизионной службы. Не назначается один и  тот же работник два раза подряд председателем рабочей  инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных лиц. Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете основных средств.

Ответственность за организацию  и своевременное проведение инвентаризаций активов и обязательств несет  руководитель организации. Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (п. 19 Инструкции N 180).

До начала проверки приходные и расходные документы на основные средства или отчеты о их движении сдаются в бухгалтерию (бухгалтеру).

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные  и расходные документы, приложенные  к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "_________" (дата)", что является основанием для определения остатков активов к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные  лица, а также лица, имеющие подотчетные  суммы на приобретение или доверенности на получение активов, дают расписки о том, что к началу инвентаризации:

- все расходные и  приходные документы на активы  сданы в бухгалтерию или переданы  рабочей инвентаризационной комиссии;

- все активы, поступившие  на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход (п. 21 Инструкции N 180).

До начала инвентаризации основных средств проверяется:

- наличие и состояние  инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

- наличие и состояние  технических паспортов, документов  на правообладание или другой  технической документации;

- наличие документов  на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду (лизинг), пользование и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений  и неточностей в регистрах  бухгалтерского учета и технической  документации вносятся соответствующие  исправления и уточнения (п. 34 Инструкции N 180).

При инвентаризации основных средств комиссия осматривает объекты  и оформляет опись согласно приложению 6 к Инструкции N 180.

При инвентаризации зданий, сооружений и других объектов недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации (хозяйственном ведении, оперативном управлении), соответствие их фактического размера и комплектации (состава) данным паспортов и другой имеющейся технической документации.

Машины, оборудование и  транспортные средства заносятся в  описи индивидуально с указанием  инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя (при его  наличии), года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на инвентарной карточке группового учета, в описях проводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов и их инвентарных номеров (п. 35 Инструкции N 180).

Информация о работе Учет выбытия основных средств