Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование порядка ведения учета операций по перемещению и выбытию основных средств, а также осуществления контроля за их использованием на примере Частного предприятия «Лес».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
- изучить нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы учета основных средств;
- исследовать порядок бухгалтерского учета выбытия и перемещения основных средств.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ВЫБЫТИЮ И ВНУТРЕННЕМУ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 5
2. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ВЫБЫТИЯ
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 14
3. КОНТРОЛЬ ЗА НАЛИЧИЕМ И СОХРАННОСТЬЮ
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Акты на списание основных средств составляются в 2 экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. В бухгалтерии на основании акта делаются отметки в инвентарных карточках по учету основных средств (форма карточки утверждается в приказе по учетной политике).
Организации принимают решения о продаже объектов основных средств, если:
- объекты не используются для производственных и управленческих нужд;
- износились раньше нормативного срока эксплуатации;
- не подлежат ремонту и модернизации и пр.
Как уже было отмечено, выбытие основных средств вследствие продажи, обмена, безвозмездной передачи, внесения в качестве вклада в уставный фонд осуществляется на основании договора с оформлением Акта о приеме-передаче основных средств и товарно-транспортной накладной либо товарной накладной. Оформление накладных предназначено для расчетов за перевозку основных средств, учета выполненной транспортной работы и расчетов по налогу на добавленную стоимость.
Акт может заполняться как двумя сторонами (передающей и принимающей), так и одной (передающей или принимающей). Передающая сторона всегда заполняет только раздел 1 акта.
Поскольку в данной работе мы изучаем выбытие основных средств рассмотрим случаи заполнения актов передающей стороной.
Если передающая сторона отчуждает объект основных средств, бывший в эксплуатации, при условии, что для принимающей стороны этот объект также является основным средством акт заполняется двумя сторонами. В таком случае акт составляется в количестве не менее двух экземпляров - по одному для каждой из сторон.
Передающая сторона заполняет в обоих экземплярах раздел 1 "Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи", в котором указываются (п. 6 Инструкции N 23):
- данные, характеризующие объект во время эксплуатации: дата выпуска (создания) или приобретения объекта основных средств, дата ввода его в эксплуатацию, фактический срок эксплуатации, первоначальная стоимость объекта и сумма накопленной амортизации по нему;
- стоимость передаваемого
Принимающая сторона только в своем экземпляре заполняет (п. 7, 8 Инструкции N 23):
- раздел 2 "Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету", где указывает первоначальную стоимость объекта, которая в соответствии с законодательством определяется на дату принятия его к бухгалтерскому учету (гл. 2 Инструкции N 118), срок полезного использования объекта, способ начисления амортизации и норму в годах, устанавливаемые исходя из норм законодательства (гл. 3 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 N 37/18/6);
- раздел 3 "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств". Информация в данный раздел вносится на основании проектно-сметной документации, технического паспорта и иных документов.
При этом первоначальная стоимость, указанная принимающей стороной в графе 1 раздела 2, может отличаться от стоимости передаваемого объекта основного средства, указанной передающей стороной в графе 6 раздела 1, на сумму иных фактических затрат, формирующих первоначальную стоимость основного средства (п. 11 Инструкции N 118).
Если передается бывшее в эксплуатации оборудование, требующее монтажа, передающая сторона, по нашему мнению, заполняет раздел 1 акта при передаче (списании с учета) основного средства, а принимающая сторона - разделы 2 и 3 акта после монтажа - при принятии его в состав основных средств.
Акт заполняет только передающая сторона, если объект основных средств, бывший в эксплуатации, передается:
- стороне, которая учитывает это имущество не в составе основных средств (например, как средство в обороте);
- физическому лицу, в
том числе индивидуальному
В этом случае заполняется только раздел 1 акта.
Для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка) в другое применяется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств, форма накладной разрабатывается организацией самостоятельно с учетом требований законодательства и утверждается приказом об учетной политике организации.
Указанная накладная выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объекта основных средств вносятся в инвентарную карточку.
В частном предприятии «Лес» приказом №6 от 02.01.12г. (Приложение1) создана постоянно-действующая комиссия по списанию основных средств. В процессе своей деятельности комиссия установила:
1.) непригодность к дальнейшему использованию фасадной вывески (инвентарный номер 10, первоначальная стоимость 818 000 рублей, от ликвидации основного средства получен лом 50кг, лом оприходован по цене возможной реализации 1000000 рублей за тонну)
2) нецелесообразность дальнейшего использования ПЭВМ (Процессор –AMD Athon, монитор ASUS VH 222D) инвентарный номер 3. Руководителем принято решение о продаже ПЭВМ гражданину Иванову О.С.
Для списания фасадной вывески комиссией составлен акт на списание фасадной вывески №1 от 06.01.2012 года (Приложение2), накладная на оприходование лома №7 от 06.01.2012г.(Приложение 3).
Для реализации ПЭВМ составлен договор купли-продажи №1 от 09.01.2012г.(Приложение 4), акт приемки-передачи основного средства №1 от 09.01.2012г.(Приложение 5), Товарно-транспортная накладная (Приложение 6).
2.Синтетический и аналитический учет выбытия основных средств.
В соответствии с п.8 Постановления №127 аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках или инвентарных книгах(при большом количестве объектов учета). В действующем законодательстве не установлены формы указанных документов, организации обязаны сами их разработать и утвердить приказом об учетной политике с учетом требований законодательства, так инвентарные карточки и инвентарные книги должны содержать следующие основные данные по объекту основных средств: общие сведения об объекте, характеристика объекта по признакам начисления или освобождения от начисления амортизации, участия или неучастия в предпринимательской деятельности, нормативный срок службы, срок полезного использования; ресурс объекта (при выборе производительного способа начисления амортизации), способ и метод начисления амортизации; сведения об изменениях местонахождения и стоимости объекта в течение всего срока его эксплуатации, о содержащихся в нем драгоценных материалах, а также индивидуальная характеристика объекта по другим необходимым параметрам. Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии.
В соответствии с действующей методологией бухгалтерского синтетический учет основных средств ведется на активном счете 01 «Основные средства».
Согласно действующему с 1 января 2012 года Постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50 "Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов" (далее Постановление №50) при выбытии основных средств их остаточная стоимость отражается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 01 "Основные средства". В соответствии с п 14 Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. N 102 «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» в состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91 "Прочие доходы и расходы", включаются доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием инвестиционных активов.
Выбытие основных средств для определения их остаточной стоимости первоначально отражается в бухгалтерском учете записями (таблица 1):
Таблица 1
Дебет |
Кредит |
Содержание
хозяйственных операций |
02 |
01 |
Отражена накопленная амортизация по данному объекту |
79, 83, 91, 94 |
01 |
Списана остаточная
стоимость выбывающего объекта
ОС в |
Рассмотрим порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по реализации и прочему выбытию основных средств:
Таблица 2
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Содержание хозяйственной операции |
02 |
01 |
582 054 |
Отражена накопленная амортизация по ПЭВМ |
91 |
01 |
1 005 377 |
Списана остаточная стоимость ПЭВМ (1 587 431-582 054) |
62 |
91 |
2 000 000 |
Отражен доход
от реализации основного средства в
соответствии с договором |
91 |
68 |
333333 |
Исчислен НДС (2 000000 x 20/120) |
91 |
99 |
661 290 |
Отражен финансовый
результат от реализации (прибыль) |
На сегодняшний день Постановлением №50 предусмотрен счет 47 «Долгосрочные активы, предназначенные для реализации», возможно реализацию основных средств необходимо отражать на счетах бухгалтерского учета с использованием этого счета, но однозначно так решить нельзя, поскольку законодательство по бухгалтерскому учету операций с основными средствами не актуализировано под действующий план счетов, утвержденный Постановлением №50.
Таблица 3
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Содержание хозяйственной операции |
02 |
01 |
111 546 |
Отражена накопленная амортизация по вывеске фасадной |
91 |
01 |
706 454 |
Списана остаточная стоимость вывески фасадной (818 000-111 546) |
10 |
91 |
50000 |
Отражена стоимость лома, оприходованного в результате списания вывески |
99 |
91 |
656 454 |
Отражен финансовый результат от списания объекта ОС (убыток) |
С 1 января 2012 года обороты по прочему выбытию основных средств исключены из объектов обложения налогом на добавленную стоимость.
В 2011году пришедшие в негодность и неиспользуемые основные средства можно было списывать за счет средств добавочного фонда в размере их остаточной стоимости и отражать по дебету сч. 83 "Добавочный фонд" на субсчетах "Фонд в основных средствах" и (или) "Фонд переоценки основных средств" в корреспонденции с кредитом сч. 91 "Операционные доходы и расходы".
Если на конец отчетного периода с учетом переоценки, проводимой в соответствии с законодательством, остаточная стоимость основных средств, списанная за счет средств добавочного фонда в соответствии с указанным порядком, превышала его остаток, отраженный на субсчетах "Фонд в основных средствах" и "Фонд переоценки основных средств", в бухгалтерском учете составлялась запись: Д-т 83 - К-т 91 "сторно" на сумму превышения (п. 43 Инструкции N 127).
В 2012 году Постановлением №50 предусмотрено списание в Дебет (Кредит) счета 83 «Добавочный фонд» изменение стоимости основных средств только в результате переоценки, проводимой в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
3) Выбытие объекта
основных средств в результате
ликвидации в связи с
Таблица4
Дебет |
Кредит |
Содержание хозяйственной операции |
02 |
01 |
Отражена накопленная амортизация по объекту, подлежащему списанию |
91 |
01 |
Списана сумма остаточной стоимости ликвидируемого объекта основных средств |
23,25,26, 29, 44 |
10, 60, 69,70 и др. |
Отражены расходы, связанные с ликвидацией объекта основных средств |
91 |
23, 25,26, 29, 44 | |
10 |
91 |
Оприходованы на склад отходы от ликвидации основных средств |
76-2 |
91 |
Отражена сумма выплаченного страхового возмещении, если объект основных средств был застрахован |
73-2 |
91 |
Отражена сумма взысканного материального ущерба (в добровольном порядке или по решению суда ) если установлен виновник (работник организации) чрезвычайного происшествия |
76 |
91 |
Отражена сумма взысканного материального ущерба (по решению суда) с организации, виновной в чрезвычайном происшествии (или работник этой организации признан виновным) |
91 |
99 |
Прибыль от ликвидации основного средства |
99 |
91 |
Убыток от ликвидации основного средства |