Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа
В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку, управлению предприятия постоянно необходимо проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда показателей, одним из которых является себестоимость. Себестоимость можно рассчитать несколькими различными методами, одним из подобных методов является малоизвестный в нашей стране «Директ-костинг», который рассмотрен в данной работе. Одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию полной себестоимости является подход, когда в разрезе объектов калькулирования планируются и учитываются неполная, ограниченная себестоимость.
Введение стр. 2
1. История возникновения системы Директ-костинг стр. 4
2. Система Директ-костинг, ее сущность,
особенности применения стр. 10
3. Организация управленческого учета
по системе Директ-костинг стр. 19
4. Преимущества и недостатки системы Директ-костинг стр. 29
5. Возможности применения системы Директ-костинг
в отечественном учете затрат и результатов стр. 34
Заключение стр. 40
Важной
особенностью директ-костинга является
то, что благодаря ему можно
изучать взаимосвязи и
График 1.
К = Зпост
/ М изд.,
где Зпост – величина условно-постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода;
Мизд. – величина маржинального дохода на единицу продукции (разница между ценой реализации изделия и величиной его себестоимости, исчисленной по условно-переменным расходам).
Для обеспечения этих
Большое значение здесь имеет
установление связей и пропорций между
затратами и объемами производства. Используя
методы корреляционного и регрессивного
анализа, математической статистики, графические
методы, можно определять формы зависимости
затрат от объема производства или загрузки
мощностей; строить сметные уравнения,
получать информацию о прибыльности или
убыточности производства в зависимости
от его объема; прогнозировать поведение
себестоимости или отдельных видов расходов
в зависимости от факторов объема или
мощности, то есть решать стратегические
задачи управления предприятием.
Прежде всего ее применение позволяет оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами и доходом, а следовательно, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов при изменениях деловой активности.
В современных условиях управляющие должны знать, во что обходится производство отдельных видов продукции, независимо от того, каков размер арендной платы за помещение или какова заработная плата у директора и его помощников. Поэтому одним из принципов бухгалтерского управленческого учета является следующий: самая точная калькуляция не та, в которую после многочисленных и трудоемких расчетов включаются все затраты предприятия, а та, в которую вносятся издержки, непосредственно обеспечивающие выпуск данной продукции (выполнение работы, оказание услуги). Решить эту задачу можно лишь используя систему «директ-костинг».
Калькулирование переменной себестоимости помогает бухгалтеру-аналитику оперативно решать ряд управленческих задач, причем расчеты полной себестоимости не дают подобных результатов.
Система «директ-костинг» позволяет проводить эффективную политику ценообразования. В некоторых ситуациях при недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов может быть оправданно даже в том случае, когда оплата за них не покрывает полностью издержек по их выполнению. Снижать цену на такие заказы можно до определенного предела, называемого «нижней границей цены». За пределами этой границы выполнение подобных заказов нецелесообразно. Рассчитать значение границы позволяет система «директ-костинг». Управленческие решения подобного рода разрушают традиционные для отечественного калькулирования представления о том, что в основе цены непременно должна лежать полная себестоимость продукции.
Для контроля над величиной и поведением постоянных затрат в системе «Директ-костинг» их разделяют на четыре группы по местам возникновения: продукция, группа продукции, цех, предприятие. Устанавливают причины возникновения постоянных затрат.
В российских организациях важное значение для текущего контроля за рентабельностью продукции при широком ассортименте имеют поэтапные калькуляции покрытия, в которых все имеющиеся постоянные издержки подразделяются на:
• постоянные дифференциальные издержки на каждый вид продукции;
• постоянные издержки на каждую ассортиментную группу продукции;
• постоянные издержки, связанные с организационной структурой производства (цеховые);
• общие издержки.
Затем проводится расчет серии покрытий, поэтапно включающий все больше затрат:
Маржинальный доход 1 = Дифференциальные доходы – Переменные
дифференциальные издержки;
Маржинальный доход 2 = Маржинальный доход 1 – Постоянные затраты, непосредственно связанные с производством продукции;
Маржинальный доход 3 = Маржинальный доход 2 – Постоянные затраты, связанные с данной ассортиментной группой продукции;
Маржинальный доход 4 = Маржинальный доход 3 – Постоянные затраты, возникающие при цеховой структуре организации.
Контроль за многоступенчатым калькулированием себестоимости по методу маржинального дохода позволяет выявить и конкретизировать причины убытков по уровням управления (на уровне изделия, группы изделий, цеха, организации в целом).
Важной особенностью «Директ-костинга» является то, что с его помощью можно изучить взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью.
Анализ зависимости переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства позволяет определить точку K, т.е. точку критического объема производства (мертвую точку) или точку рентабельности: объем производства, при котором величина выручки от реализации равна ее полной себестоимости.
Для вычисления этой точки используются три метода: уравнений, маржинальной прибыли, графический метод.
Рассмотрим каждый из этих методов.
Метод уравнений. Любой отчет о финансовых результатах может быть представлен в виде следующего уравнения:
Выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль.
Или в расчете на единицу:
Цена за единицу × Количество единиц – Переменные затраты на единицу × Количество единиц – Постоянные затраты = Прибыль.
Метод маржинальной прибыли. Этот метод является разновидностью предыдущего. Маржинальная прибыль равна выручке минус переменные затраты. Маржинальная прибыль на единицу продукции равна ее цене минус удельные переменные расходы (т.е. расходы на единицу продукции). Суть этого метода вытекает из концепции маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой реализованной единицы в покрытие постоянных затрат. Сколько единиц должно быть продано, чтобы покрыть все постоянные затраты?
Удельная маржинальная прибыль
Точка безубыточности = Постоянные затраты.
Если известна норма маржинальной прибыли, то точка безубыточности рассчитывается по формуле
Норма маржинальной прибыли
Постоянные затраты.
Графический метод. Нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль» (график 2). Последовательность построения заключается в следующем:
60
50
40
30
20
10
0
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110
График 2 «Зависимость переменных и постоянных затрат от
объема производства»:
ПР – переменные расходы; ПОС – постоянные расходы;
ВР – выручка от реализации
1)
наносим на график линию
2) выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Рассчитываем для этой точки величину общих затрат (постоянных и переменных) по формуле Y = а + bХ. Строим прямую на графике отвечающую этому значению;
3)
вновь выбираем любую точку
на оси абсцисс и для нее
находим сумму выручки от
Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значениям затрат и выручки.
В управлении появилось выражение «операционный рычаг», если в технике рычаг – это средство, с помощью которого можно поднять или передвинуть тяжелый предмет с наименьшими усилиями, то для руководителя термин «рычаг» связан с представлением о том, как можно значительно увеличить прибыль при незначительном увеличении объема продаж. Операционный рычаг – это показатель доли постоянных затрат в структуре общих затрат данной организации. Он значителен на тех предприятиях, где высока доля постоянных затрат по отношению к переменным. Наоборот, самый низкий уровень операционного рычага наблюдается на тех предприятиях, где больший удельный вес в составе затрат занимают переменные затраты. Если у предприятия высокий уровень операционного рычага, его прибыль очень чувствительна к изменениям в объеме продаж и незначительное изменение в объеме продаж приводит к значительному изменению прибыли.
Пример
1. Поясним сущность операционного рычага
на примере данных по предприятиям А и
Б, где общие затраты при объеме продаж
в 100 000 ден. ед. равны, из них переменные
у предприятия А – 70 000 и у Б – 40 000, соответственно,
маржинальная прибыль 30 000 и 60 000 ден. ед.
Заметим, что при увеличении объема продаж
на 10 % прибыль предприятия Б увеличивается
на 60 % (с 10 000 до 16 000 ден. ед.), в то время
как на предприятии А прибыль увеличивается
только на 30 % (с 10 000 до 13 000 ден.ед.). Таким
образом, увеличив объем продаж на 10 %,
предприятие Б получает в процентном отношении
больше прибыли, чем предприятие А в тех
же условиях. Уровень операционного рычага
предприятия при заданном уровне объема
продаж рассчитывается по формуле
Уровень операционного рычага = Маржинальная прибыль
Уровень операционного рычага показывает, как при заданном объеме продаж изменение этого показателя (в %) повлияет на изменение прибыли:
для
предприятия А уровень
30 000 : 10 000 = 3;
для предприятия Б этот уровень составит:
60 000 : 10 000 = 6.
Смысл этих цифр заключается в следующем. При заданном изменении объема продаж прибыль предприятия А увеличится в 3 раза, а прибыль предприятия Б – в 6 раз. Так, если объем продаж увеличится на 10 %, то увеличение прибыли по предприятию А будет в 3 раза больше, т.е. на 30 %, а по предприятию Б – в 6 раз больше, т.е. на 60 %.
Наконец, данная система позволяет существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится более обозримой, а отдельные статьи затрат лучше контролируемыми. Система «Директ-костинг» находит все более широкое применение в отечественной бухгалтерской практике, в частности в издательской деятельности.
Схема учетных записей при учете затрат по системе «Direct-costing»
Рассмотрим порядок отражения операций на бухгалтерских счетах в условиях системы «директ-костинг». Прямые производственные затраты с кредита счетов 10, 70, 69 собираются по дебету счета 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства». Переменная часть общепроизводственных расходов с одноименного счета 25 также списывается на счет 20 (23). Затраты, используя какую-либо базу распределения, в дальнейшем будут отнесены на соответствующие носители затрат, т.е. будут участвовать в калькулировании.
Постоянная часть
Таким образом, применение системы «Директ-костинг» на практике предполагает дифференцированный учет общепроизводственных расходов. Их следует разделить на постоянную и переменную части.