Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:50, курсовая работа
Учет и исчисление затрат являются ключевыми и особенно сложными элементами формирования и развития производственно-хозяйственного механизма предприятия в системе управленческого учета. Именно от их тщательного изучения и успешного практического применения зависит рентабельность производства, отдельных видов продукции , выявления резервов снижения себестоимости продукции, определение цен на продукцию, расчет экономической эффективности от внедрения новой техники, технологии, а также обоснование решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.
При использовании метода сопоставления затрат и производительности (объемов производства продукции, полуфабрикатов, работ, услуг) в разрезе каждого подразделения предприятия выявляют отклонения, вызванные изменением величины производительности или степени загрузки производственных мощностей и уровня издержек места или центра. Методика расчета и анализа отклонений зависит от применяемого варианта нормативного учета фактических затрат, т. е. от того, ведется ли он по полной или сокращенной себестоимости.
Первый метод приемлем для мест и центров затрат, не имеющих четко определенного измерителя объема деятельности (отделы заводоуправления, рекламная деятельность, здравпункт, столовая и другие социальные службы).
Второй метод используется, главным образом, в производственных подразделениях, деятельность которых может быть измерена в натуральных или условных единицах.
Общий результат производственно-хозяйственной деятельности исчисляют по данным финансового учета организации в целом. Управление затратами заключается в использовании возможностей их регулирования. Относительно мест затрат и центров ответственности различают полные, частично и слабо регулируемые расходы (рис. 2). [12]
Расходы по местам и центрам затрат |
Полностью регулируемые |
| Слабо регулируемые |
| Частично регулируемые |
Цехи, участки, бригады основного производства |
| Цехи, участки, бригады вспомогательного производства |
| Обслуживание и управление, участки, отделы, службы |
Рис. 2. Возможности контроля и регулирования расходов
Степень регулируемости затрат зависит от специфики каждого конкретного предприятия, длительности периода времени, за который определяется их величина; полномочий управленческого персонала, принимающего решения.
1.6. Система аналитического и синтетического учета затрат по центрам ответственности
При разработке системы аналитического учета центров ответственности необходимо обеспечить раздельное кодирование мест возникновения затрат и центров ответственности в разрезе функциональных центров и центров ведения бизнеса.
Код аналитического учета присваивается каждому направлению, имеющему статус центра ответственности, и по центрам ведения бизнеса состоит из трех элементов: первый - код рынка, второй - код направления бизнеса (продукта), третий - код клиента. Примерная возможная нумерация элементов, составляющих код, приведена в табл. 2. В дальнейшем код проставляется на первичных учетных документах (где это возможно), что позволяет выявлять прямые доходы и расходы, имеющие отношение к аналитическому объекту. При формировании информационных запросов при выборке данных для составления внутренней отчетности допускается следующее сочетание элементов кода, приводящее к формированию информации:
- по рынкам: элемент (1);
- по центрам ответственности: элемент (1) + элемент (2);
- по клиентам: элемент (1) + элемент (3);
- по заказам: элемент (1) + элемент (2) + элемент (3);
- по продуктам (направлениям, видам деятельности): элемент (2).
Например, обращение к аналитическому коду "05.4.6" позволяет сформировать управленческий отчет о доходах (затратах, прибыли) по арбитражным процессам клиентов - предприятий металлургии, которые ведет юридическая служба.
Код аналитического учета по функциональным центрам ответственности содержит три элемента: первый указывает на внутреннее потребление работ или услуг; второй - на центр ответственности, потребителя услуги; третий - на центр ответственности, ее производителя. Далее информация, обобщенная в сводных регистрах оперативного и аналитических регистров бухгалтерского учета, группируется в аналитических и синтетических регистрах сводного (оперативного и бухгалтерского) учета и является основой составления внутрифирменной отчетности (рис. 3).
Как известно, в настоящее время существуют две методики интеграции управленческого и финансового учета в рамках действующего плана счетов. Первая модель предложена Министерством финансов РФ в Инструкции по применению плана счетов [4] и состоит в использовании для управленческих целей незанятых кодов счетов с 30 по 39, относящихся к разд. III. Затраты на производство. Вторая принадлежит В.Ф. Палию и В.В. Палию и заключается в использовании счетов 20 - 29 - для управленческого учета, 30 - 39 - для финансового учета [14].
Рассмотрим, каким образом можно организовать синтетический учет затрат по центрам ответственности в официальной модели плана счетов (по варианту Министерства финансов РФ), используя методику применения отражающих счетов, разработанную В.Ф. Палием и В.В. Палием. Группа счетов синтетического управленческого учета предполагает разграничение счетов мест возникновения и центров ответственности (табл. 3).
Первичное отражение затрат происходит по местам их возникновения, управленческий счет которого предполагает четыре уровня учета: первым является балансовый счет синтетического учета (30 - 32), вторым - субсчет, код места возникновения, третьим - счет аналитического учета первого порядка по статьям затрат, четвертым - счет аналитического учета четвертого порядка по экономическим элементам. Аналитика может быть расширена за счет дополнительных уровней учета. На взгляд автора, выделение счетов для мест возникновения затрат в группе счетов аналитического учета не приводит к дублированию информации.
Таблица 2
Нумерация элементов кода аналитического учета
1. Рынки | 2. Направления ведения бизнеса (продукты) | 3. Функциональные центры ответственности | |||||||
01 | Жилищно-коммунальное хозяйство | 1 | Аудиторские услуги | 1 | Служба методологии учета | ||||
02 | Муниципальный транспорт | 2 | Постановка управленческого учета | 2 | Служба кадров | ||||
03 | Нефтепереработка | 3 | Налоговое консультирование | 3 | Хозяйственная служба | ||||
04 | Автозаправочные станции | 4 | Арбитраж | 4 | Администрация | ||||
05 | Металлургия | 5 | Реинжиниринг бизнес-процессов | 5 | Компьютерная служба | ||||
06 | Негосударственные пенсионные фонды | 6 | Бюджетирование | 6 | Юридическая служба | ||||
07 | Инвестиционные фонды | 7 | Исследование рынка |
| |||||
08 | Банки | 8 | Рекрутинг кадров | ||||||
09 | Торговля | 9 | Регистрация предприятий |
| |||||
10 | Прочие |
| |||||||
11 | Функциональный ЦО (внутреннее потребление) |
|
Первичный учет элементов (затрат, доходов, активов, обязательств, нефинансовых данных) по местам возникновения затрат |
| Форма первичных документов: совмещение бухгал терского и оперативного учета |
Элементы, прямо относимые на центры ответственности и конечные объекты учета (продукты и клиентов) |
| Элементы, совместно контролируемые несколькими центрами ответственности и распределяемые между конечными объектами учета |
Аналитические регистры бух. учета |
| Регистры оперативного учета |
| Аналитические регистры бух.учета |
| Регистры оперативного учета |
Аналитические регистры сводного учета по центрам ответственности
|
| Сводные регистры матричной формы: распределение комплексных элементов учета по центрам ответственности
|
Регистры синтетического учета по центрам ответственности
|
Внутрифирменная отчетность по центрам ответственности |
| Сводные регистры матричной формы: распределение элементов учета, аккумулированных по центрам ответственности, на конечные объекты учета |
Регистры синтетического учета по конечным объектам
|
| Сводные аналитические регистры учета (бухгалтерского и оперативного) элементов, прямо относимых на объекты учета |