Учёт денежных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 14:45, курсовая работа

Описание

Цель написания данной работы - рассмотреть вопросы организации бухгалтерского учета денежных средств на предприятии и разработать рекомендации по совершенствованию учета и контроля.
Задачи работы:
раскрыть особенности бухгалтерского учета наличных и безналичных денежных средств на предприятии;
провести анализ деятельности предприятия за три года;
разработать мероприятия по улучшению организации учета, аудита и движения денежных средств предприятия.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по бух учёту.docx

— 80.17 Кб (Скачать документ)

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Организационная схема бухгалтерии  предприятия.

 

Формирование  бухгалтерской информации, её достоверность  и полезность для пользователей  воплощаются в учётной политике хозяйствующего субъекта.

Учётная политика даёт возможность пользователям  информации: определить порядок и  способы получения отчётных данных; иметь возможность проанализировать данные отчётности в динамике; своевременно получать данные о существенных изменениях в деятельности предприятия.

Бухгалтерский и налоговый учёт на предприятии  ведётся бухгалтерией. Организация  ведёт учёт с использованием компьютерной техники. Организация использует рабочий  план счетов, разработанный на основе типового плана счетов, утверждённого  приказом Минфина РФ от 31.01.2000г. № 94н (приложение 3).

Хозяйственные операции в бухгалтерском учёте  оформляются типовыми первичными документами. Налоговый учёт ведётся в бухгалтерских  регистрах. Все учётные документы  хранятся на предприятии в течение пяти лет.

Для целей  внутреннего контроля организация  проводит обязательные  внезапные  проверки:

-  кассы  не реже одного раза в месяц;

-  выборочно  по отдельным позициям номенклатуры  материального склада организации  не реже одного раза в квартал.

Обязательная  инвентаризация материалов, товарных запасов и расчётов проводится ежегодно в конце года. Инвентаризация основных средств  проводится один раз в три года.

В налоговом  учёте доходы и расходы учитываются  методом начисления.

Амортизация основных средств начисляется линейным методом. Незавершённое производство в бухгалтерском и налоговом учёте отражается по прямым статьям затрат.

В бухгалтерском  учёте готовая продукция оценивается  по фактической себестоимости (приложение 2).

 

 

3. Состояние  бухгалтерского учёта денежных  средств на МУП «Коммунальщик».

 

3.1 Бухгалтерский  учёт денежных средств на МУП  «Коммунальщик».

 

Денежные  средства являются особой частью имущества: они абсолютно ликвидны.  Наличие их в достаточном объёме определяет платёжеспособность хозяйствующих субъектов, т.е. способность рассчитываться по текущим обязательствам. Денежные средства также нужны хозяйственному органу для осуществления непредвиденных расходов, выгодных инвестиций в другие хозяйственные органы.

Вместе  с тем лишний объём запасов  денежных средств снижает показатели их оборачиваемости, а в современных  условиях хозяйствования приводит к  потерям за счёт их обесценивания. Управление денежными запасами – это умение их оптимизировать. Поэтому учёт денежных средств – это один из элементов  управления денежными потоками, их контроля и рационального использования.

Все хозяйствующие  субъекты обязаны хранить свои свободные денежные средства на счетах в банках. Платежи по обязательствам предприятия с государством и между собой осуществляются, как правило, путём безналичных расчётов. Для этих целей могут быть открыты расчётные счета и специальные счета.

Расчётные счета открываются хозяйствующим  субъектам, имеющим собственные  оборотные средства и самостоятельный  баланс. Количество расчётных счетов, необходимых для осуществления  хозяйственной деятельности, и банки  выбирает их владелец. С расчётных  счетов хозяйственные органы могут  осуществлять все виды кассовых, расчётных  и кредитных операций.

При недостаточности  или отсутствии денежных средств  на расчётном счёте документы, не оплаченные в срок, помещаются банком в картотеку № 2 и оплачиваются по мере поступления средств.

Движение  денежных средств по расчётному счёту  оформляется первичными документами.

К первичным  документам, по которым осуществляются платежи с расчётного счёта, относятся: денежные чеки (при получении наличных денег на заработную плату, пособия, командировочные, хозяйственные расходы); платёжные поручения  и требования (при оплате по безналичному расчёту продукции и услуг) (приложение 7).

Перечислены с расчётного счёта МУП «Коммунальщик» сумма денежных средств на счёт ОАО  «Брянская сбытовая компания»:

Дебет 60 Кредит 51 – 500000 рублей.

В пределах свободного остатка средств, платежи  могут осуществляться также и  по обязательствам за подписями руководителя и главного бухгалтера.

Для учёта  операций по расчётному счёту в организации  ведётся активный синтетический  счёт 51 «Расчётные счета», записи по которому осуществляются на основании первичных документов, приложенных к выписке банка из расчётного счёта.

Для отражения  операций по расчётному счёту предназначен журнал-ордер №2, по валютному счёту  и специальным счетам банка предназначен журнал-ордер №2/1. Сведения их журналов-ордеров  в конце отчётного периода  переносятся в главную книгу, а по главной книге составляется бухгалтерская отчётность. Сведения журнала-ордера №2 сверяются с банковской выпиской.

Касса организации  предназначена для хранения наличных денег и денежных документов (почтовых марок, вексельных марок, облигаций  и др.).

Порядок хранения, расхода и учёта денежных средств в кассе установлен Инструкцией ЦБ РФ от 4 октября 1993г. №18 «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» и Приказом ЦБ РФ от 5 января 1998г. №14-П «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».

Регулирование порядка хранения, поступления и  выдачи наличных денег из кассы предотвращает  нерациональное и незаконное их расходование. С этой же целью устанавливается лимит хранения денег в кассе.

Всю денежную наличность сверх установленных  лимитов необходимо сдавать в  банк и зачислять на счета, предназначенные  для учёта денежных средств.

В соответствии с денежными нормативными документами  осуществление кассовых операций возложено  на кассира, несущего материальную ответственность  за сохранность доверенных ему средств. Кассир как материально ответственное  лицо обязан выполнять действующие  положения по производству кассовых операций. Ему запрещается разрешать  доступ в помещение кассы лицам, не связанным с её работой. По окончании  рабочего дня все ценности должны быть убраны в сейф, а последние  – опечатаны сургучной печатью.

Поступление денег в кассу оформляется  приходным кассовым ордером (форма  КО-1), в котором указывается основание  получения средств, от кого и сколько  получено (приложение 8). Лицо, внесшее деньги в кассу, получает квитанцию за подписями главного бухгалтера и кассира, заверенную печатью организации.

Из кассы  предприятия наличные денежные средства выдаются по расходным кассовым ордера (форма КО-2) (приложение 9), по доверенности. Деньги из кассы могут выдаваться также на основании платёжных ведомостей (приложение 10), заявлений на выдачу денег, счетов с обязательным наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера.

 

Таблица 8 - Операции по  учету приходных и расходных кассовых документов

Содержание хозяйственных операций

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Получена выручка бани в кассу

4410

50

90/1

Сехину А.А. выдана из кассы денежная сумма подотчёт

2000

71

50

Выдана из кассы з/п Курилову А.П.

1987-77

70

50

Выдана из кассы з/п Курилову А.П.

11571-35

70

50

Выдана из кассы з/п Михайлик А.В.

2500

70

50

Выдана из кассы з/п Привалову А.К.

1000

70

50

Выдана из кассы з/п Василенко А.И.

4021-83

70

50

Выдана из кассы з/п Гульевой Г.О.

511

70

50


 

Кассир  организации все поступления  и выдачу денег из кассы по данным документов регистрирует в кассовой книге (форма КО-4) (приложение 11).

Хозяйствующий субъект ведёт одну кассовую книгу  в двух экземплярах через копировальную  бумагу. Книга прошнуровывается и  опечатывается сургучной печатью, страницы нумеруются. На последней  странице делается запись руководителя бухгалтерии о количестве листов в кассовой книге. Подпись главного бухгалтера скрепляется печатью.

Запись  в кассовую книгу производится кассиром по каждому приходному и расходному документу по мере совершения операций. Подчистки и неоговоренные исправления в этом регистре не допускаются. В конце рабочего дня в книге выводится остаток денег. Второй экземпляр листа кассовой книги (отчёт кассира) вместе с подобранными документами под расписку в кассовой книге передаются в бухгалтерию. Бухгалтер по завершении сверки документов с отчётом кассира после каждой хозяйственной операции указывает корреспонденцию счетов.

Для учёта  движения денежных средств по кассе  используется активный синтетический  счёт 50 «Касса». По дебету счёта 50 отражаются операции по поступлению денежных средств, а кредиту – по выбытию.

Для записи хозяйственных операций по кассе  предназначен журнал-ордер №1, который  ведётся по кредитовому признаку, а по дебету счёта 50 составляется ведомость. В конце отчётного месяца итоги  журнала-ордера №1 переносятся в  главную книгу, а по главной книге  оформляется бухгалтерская отчётность.

Таблица 9  -  основные корреспонденции по учёту денежных средств в кассе за 15.04. 2010

Содержание хозяйственных операций

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Принято от Старовойтова Т.И.

60

50

90

Принято от и.п. Воробьёва И.В. м-н «Продукты»

2338-10

50

62

Принято от ч/п Короед Л.А. м-н «Гномик»

1169-04

50

62

Принято от Воронко С.А.

60

50

90

Принято от Киселёвой А.Н.

15560

50

90

Принято от Сергеенко Г.Н.

2840

50

90

Принято всего за 15.04.10

22027-14

50

90,62

Выдано Отделённая Л.И.

300

71

50

Выдано Телеш А.В.

488-40

71

50

Выдано  Бородавко Р.И.

150

71

50

Выдано Курилов А.П.

5100

71

50

Выдано Шлык А.Н.

4800

71

50

Выдано подотчёт всего за 15.04.10

35916-40

71

50


3.2 Недостатки  в организации бухгалтерского  учёта и мероприятия по их  устранению.

 

Оценив  и проанализировав состояние  денежных потоков МУП «Коммунальщик», необходимо разработать и обосновать решения по эффективному их использованию.

В ходе анализа  было выяснено, что в организации  нет устойчивого состояния, то есть временами преобладает то дефицит  денежных средств, то временно свободные  денежные средства. Поэтому для того, чтобы была хотя бы относительная  стабильность, а не резкие перепады, попытаемся разработать комплекс мероприятий  по эффективному использованию денежных средств.

 

Таблица 10 – Основные показатели состояния денежных средств МУП «Коммунальщик»

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

Отклонения +/-

Денежные средства на конец периода, в сопоставимых ценах тыс. руб. ДСо

227

310

267

40

Продолжительность финансового цикла, дни ПФЦ

-0,278

3,790

4,193

4,471

Коэффициент абсолютной ликвидности  Каб

0,1

0,1

0,1

-

Период оборота, дни Тоб

0,02

0,40

2,78

2,76

Чистая прибыль, тыс.руб. ЧП

934

3101

2170

1236

Денежные средства по текущей деятельности, тыс. руб.ДСт

227

310

267

40


  

По данным можно сделать следующие выводы (рекомендации):

1. Изменение  остатков денежных средств носит  непрямолинейный характер. Такая  тенденция похожа на синусоидальный закон изменения. Однако, характерна общая тенденция к уменьшению абсолютных значений остатков денежных средств. В 2008г. и 2009г. тенденция к снижению приобретает всё более отчётливый характер. В свою очередь, такое положение дел влияет на значение коэффициента абсолютной ликвидности организации, значения которого снижаются. Это может негативно сказаться на состоянии ликвидности организации. К тому же, к концу 2008г. возросло значение кредиторской задолженности. Поэтому необходимо следить за состоянием кредиторской задолженности и размером денежных средств.

Информация о работе Учёт денежных средств предприятия