Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:38, курсовая работа
Цель работы – на основе изучения теоретических аспектов учета и аудита аренды основных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты учета и аудита аренды основных средств;
- провести аудиторскую проверку учета аренды основных средств;
Предмет исследования – учет и аудит аренды основных средств предприятия.
Введение
1 Теоретические основы учета и аудита аренды основных средств
1.1 Синтетический и аналитический учет аренды основных средств 6
2 Аудит, аудиторская проверка аренды основных средств………………….17
2.1 Аудит…………………………………………………………………………….17
2.2 Методика проведения аудиторской проверки учета аренды основных средств 23
Заключение 30
Список литературы 31
Аудитор
Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
- Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
- Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона.
- Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Обязательный аудит
Положения части 1 статьи 5 применяются к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 год (часть 2 статьи 2 Федерального закона 28.12.2010 N 400-ФЗ).
- Обязательный аудит проводится в случаях:
1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
- Обязательный аудит проводится ежегодно.
1. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
2. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.
Аудиторское заключение
1. Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
2. Аудиторское заключение должно содержать:
1) наименование “Аудиторское заключение”;
2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
указание даты заключения.
3. Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.
4. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.
5. Заведомо ложное аудиторское заключение – аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.
Цель аудита учета аренды основных средств - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации об учете аренды основных средствах, отраженной в финансовой отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.
В ходе проверки основных средств, если планом аудита не предусмотрено иное, аудиторы могут рассмотреть и связанные с ними области учета и статьи отчетности: расходы на ремонт основных средств, доходы от сдачи основных средств в аренду и расходы на аренду основных средств, доходы и расходы, возникающие при выбытии основных средств, незавершенное строительство, обязательства по налогу на имущество и т.п.
Для разработки эффективного подхода к аудиту основных средств на стадии планирования проводится предварительная оценка системы внутреннего контроля, которая подтверждается или корректируется в ходе аудита.
Оценивая систему внутреннего контроля, аудитор должен получить ответы на следующие вопросы.
1. Своевременно ли отражаются в регистрах учета операции по установке, разборке, перемещению или остановке оборудования
Аудитор должен изучить систему документооборота, процедуры передачи сведений из складских и производственных подразделений, инженерных и механических служб организации в бухгалтерию. Если информация передается несвоевременно, это свидетельствует о слабостях внутреннего контроля и может привести к появлению недостоверных данных в бухгалтерском учете и отчетности.
2. Регистрируется ли сдача основных средств в аренду? Ведется ли забалансовый учет взятых в аренду основных средств
Если сданные в аренду основные средства не учитываются обособленно, это может привести к тому, что доходы от аренды будут несвоевременно отражены в учете и отчетности организации или неверно классифицированы. Отсутствие забалансового учета взятых в аренду основных средств может негативно сказаться на их сохранности, затруднить анализ эффективности их использования, привести к неверной классификации расходов на аренду.
3. Проводится ли инвентаризация основных средств. С какой периодичностью
Как оформляются инвентаризационные документы. Как отражаются и анализируются результаты инвентаризации
Инвентаризация основных средств - важная процедура контроля. Аудитору необходимо убедиться в том, что инвентаризация осуществляется в установленные сроки, с соблюдением необходимых правил, исключающих фальсификацию ее результатов, в отношении всех объектов основных средств проверяемой организации, в том числе тех, которые находятся в территориально обособленных подразделениях.
Как правило, аудиторы присутствуют при инвентаризации основных средств проверяемой организации, если они являются существенной статьей финансовой отчетности. Участвуя в инвентаризации, аудитор может также выборочно проверить наличие отдельных объектов основных средств, дабы затем, при проведении аудиторских процедур по существу, убедиться в том, что эти объекты действительно отражены в бухгалтерском учете организации.
Наблюдая за проведением инвентаризации аудитор должен обратить особое внимание на неиспользуемые основные средства, чтобы выяснить, отвечают ли они критериям активов, соответствует ли их балансовая оценка текущей рыночной стоимости или она должна быть снижена. Наличие большого количества неиспользуемых основных средств может свидетельствовать о недостаточно эффективном контроле за их использованием и целесообразностью приобретения, а может указывать на подготовку организации к выпуску нового вида продукции, т.е. на ситуацию, когда оборудование приобретено, но пока не используется в производстве. В этом случае аудитору нужно выяснить, что все расходы по освоению производства должным образом отражены в бухгалтерском учете и отчетности организации.
Возможна и обратная ситуация, когда наличие неиспользуемых основных средств говорит о том, что организация сократила объемы производства и у руководства существуют планы его закрытия. В этом случае аудитор также должен установить, что отчетность организации отражает существующее положение дел и в ней в необходимой степени раскрыты намерения руководства.
Аудитору, наблюдающему за инвентаризацией, следует удостовериться в правильности ее проведения, полноте, точности и своевременности документального оформления, отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Аудитору также необходимо выяснить, анализируются ли результаты инвентаризации руководством, принимаются ли соответствующие меры, если в результате инвентаризации выявлены излишки или недостачи.
4. Застрахованы ли основные средства на случай стихийных бедствий?
Достаточна ли сумма страхового покрытия? Проводится ли ее периодический пересмотр.
На данный вопрос следует обращать внимание в организациях, имеющих дорогостоящие и специализированные основные средства в регионах и (или) на производствах с высокими рисками возникновения стихийных бедствий либо других чрезвычайных ситуаций. Наличие программы страхования ценных для организации активов, регулярная оценка достаточности страхового покрытия свидетельствуют о надежности внутреннего контроля в организации и о стремлении ее руководства избежать возможных убытков в связи с потерями производственных мощностей и соответствующим сокращением производства.
5. Анализируется ли правильность исчисления налога на имущество и амортизации для целей налогообложения.
Контроль за правильностью исчисления налоговой базы - важная часть системы внутреннего контроля организации. Надежная система контроля в этой области позволяет минимизировать риски взысканий со стороны налоговых органов с неблагоприятными финансовыми последствиями для организации.
6. Планируются ли расходы на приобретение и создание основных средств, их ремонт и модернизацию? Утверждается ли план (смета) таких расходов?
Сопоставляются ли фактически произведенные расходы со сметой?
Анализируются ли отклонения от сметы, кем и с какой периодичностью?
Наличие, утверждение и регулярный анализ сметы расходов на приобретение, строительство, ремонт и модернизацию основных средств важны в организациях, имеющих значительные производственные мощности. Контроль расходов на основные средства - важная часть внутреннего контроля финансовых потоков, поскольку такие расходы существенны в организациях производственной сферы. Кроме того, планирование расходов необходимо для своевременной замены и модернизации оборудования с целью регулярного обновления и поддержания в исправном состоянии производственных мощностей, что, в конечном итоге, благоприятно сказывается на финансовой устойчивости организации и ее способность генерировать доходы.