Управленческий учет коммерческо-сбытовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание

Коммерческо-сбытовая деятельность – это процесс, направленный на достижение коммерческой организацией своей основной цели на рынке товаров (работ, услуг). Продажа продукции является важнейшим показателем объема деятельности организации, характеризующим эффективность коммерческо-сбытовой деятельности. В процессе реализации завершается кругооборот средств, авансированных на производство. Реализация продукции, кроме того, является необходимым условием для возобновления цикла производства. Задержка в реализации продукции свидетельствует о том, что произведена продукция, ассортимент и качество которой не отвечают спросу потребителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА КОММЕРЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...4
1.1 СУЩНОСТЬ КОММЕРЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ....4
1.2 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ОЦЕНКА……………...9
1.3 ПЛАНИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………..12
ГЛАВА II. РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ…………………………………………………………………..16
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА………………………16
2.2 СИСТЕМА "ДИРЕКТ-КОСТИНГ" КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА……………………………………………………….28
2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ………………..32
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа БУУ.docx

— 89.93 Кб (Скачать документ)

 

 

1.2 Основные задачи учета готовой продукции и ее оценка

 

Выпуск продукции  является конечным этапом производственного  процесса, в результате которого ее стоимость переходит из сферы  производства в сферу обращения.

Согласно  ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.

Готовая продукция  - это изделия, прошедшие все стадии технологической обработки на предприятии, соответствующие действующим стандартам, техническим условиям или требованиям заказчика, предусмотренным в договоре. Изделия, которые не прошли всех стадий обработки, испытаний и технической приемки, считаются незаконченными и входят в состав незавершенного производства предприятия.

Организация изготавливает продукцию в соответствии с плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству на основе заключенных  с покупателями договоров.

Продукцию производственных предприятий можно разделить  по составу и назначению на валовую и товарную.

В состав валовой  продукции предприятия включают стоимость изделий, полуфабрикатов и услуг производственного характера, предназначенных для использования  как внутри предприятия, так и  отпущенных на сторону, стоимость изготовления и ремонта тары, если она не включается в цену затариваемой продукции. Валовая продукция характеризует общий объем производственной деятельности независимо от степени готовности продукции.

Товарная  продукция - это продукция, предназначенная для реализации потребителям. При этом необходимо иметь в виду, что если предприятие производит продукцию из давальческого сырья, то она включается в состав товарной продукции без стоимости сырья, т.е. по стоимости обработки. Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.

Планирование  и учет готовой продукции ведут  по видам, сортам и местам хранения в натуральных, условно-натуральных  и стоимостных показателях. Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции.

Готовая продукция  в зависимости от принятой учетной  политики оценивается и отражается в бухгалтерском учете предприятия  по фактической или нормативной (плановой) себестоимости. При этом в стоимость готовой продукции включают либо все затраты, входящие в производственную себестоимость, либо только прямые расходы, когда косвенные расходы списываются со счета 26 "Общехозяйственные расходы" на счет 90 "Продажи".

При организации  синтетического учета готовой продукции  по фактической себестоимости аналитический  учет отдельных наименований

изделий может  вестись по фактической производственной себестоимости или по учетным  ценам.

Фактическая производственная себестоимость применяется  в основном при единичном и  мелкосерийном производстве, а также  при выпуске массовой продукции  небольшой номенклатуры. Ее можно рассчитать только по окончании отчетного периода (месяца). Движение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции: плановая себестоимость, отпускная цена (учетная) и т.п., которые разрабатываются организацией самостоятельно.

При использовании  в текущем учете учетных цен  обособленно выделяются отклонения фактической производственной себестоимости  изделий от их стоимости по учетным  ценам. При списании отгруженной и реализованной готовой продукции сумма отклонений фактической себестоимости от стоимости их по учетным ценам определяется по среднему проценту отклонений, сложившемуся по готовой продукции в отчетном месяце. Для определения суммы отклонений составляется специальный расчет. На суммы выявленных отклонений делают корректировочные записи: если фактическая себестоимость выше плановой - методом допроводки, если фактическая себестоимость ниже плановой - методом "красное сторно".

Подобный  расчет составляют и при использовании  неполной производственной себестоимости. Но в нем нет необходимости, если организация использует для учета выпуска продукции счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".

Основными задачами учета готовой продукции являются:

Контроль  за выполнением заданий по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;

Контроль  за выполнением плана по реализации продукции и своевременностью расчетов с покупателями и заказчиками;

Контроль  за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;

Контроль  за соблюдением сметы расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции;

Своевременное и достоверное определение результатов, связанных с отгрузкой и реализацией  продукции и др.

Успешное  выполнение этих задач зависит от ритмичности работы организации, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального  оформления хозяйственных операций.

 

 

 

1.3 Планирование коммерческо-сбытовой деятельности

Практически вся система внутрифирменного планирования базируется на показателе объема продаж. Чтобы не потерпеть поражение  в конкурентной борьбе, необходимо прогнозировать потребности рынка  и перспективу продаж на 2 - 3 года. Это позволяет спланировать все  этапы производственного процесса, начиная с проекта изделия, опытно-экспериментальных работ до выхода на рынок с новой продукцией.

Заканчивается работа по планированию продаж составлением портфеля заказов. Он состоит из трех разделов:

- текущие  заказы на год;

- среднесрочные  заказы на 1 - 2 года;

- перспективные  заказы на период более 2 лет.

Текущие заказы должны быть подкреплены договорами. При формировании портфеля заказов  должны учитываться отраслевые особенности  и жизненный цикл продукции (легкая промышленность - на 1 год, машиностроение - на 10 лет).

Минимизировать  риск при планировании новых видов  продукции могут следующие меры:

- не приступать  к изготовлению продукции при  отсутствии договора на поставку;

- унификация  и стандартизация конструкций  позволяют при отказе потребителя  перейти на выпуск другого  изделия;

- поиск резервных  рынков сбыта (меньшая выгода, но нет простоя или затоваривания);

- наличие  конкурентных преимуществ продукции позволяет удержаться на рынке или выйти на новые рынки;

- наличие  эффективной системы маркетинга, рекламной политики;

- строгое  соблюдение договорной дисциплины.

Выделяют 5 этапов при обосновании объема продаж: исследование конъюнктуры рынка; планирование ассортимента; оценка конкурентоспособности; планирование цены; прогнозирование величины продаж.

Средства  прогнозирования объема продаж сводятся в две группы:

1) экспертные  оценки;

2) экономико-статистические.

Методы экспертных оценок предполагают изучение мнения специалистов предприятия, потребителей, торгово-посреднических фирм о возможных  объемах продаж продукции. На их основе определяют 3 вида прогноза продаж - оптимистический (О), пессимистический (П) и вероятный (В). Ожидаемый объем продаж можно определить по формуле: 

 

 

         О + 4В + П    

О  = ----------.     

п        6 

 

Так как прогноз  носит вероятный характер, то рассчитывается доверительный интервал возможного объема продаж: 

 

 

               2(О - П)     

Д = О  +/- --------,         

п         6 

 

 

        О - П    

где ----- - стандартное отклонение оценок продаж.          

6

Экономико-статистические методы включают следующие методы.

1. Метод регрессионного  корреляционного анализа - это  способ нахождения объема продаж, основанный на выявлении зависимости  от других факторов (например, объема  продаж сахара от изменения  численности населения, бензина  от объема продаж запасных  частей и др.). На основании  статистической выборки по объему  продаж товара и различных  факторов за предшествующие периоды  составляются статистический ряд наблюдений и стандартные уравнения.

Этот метод  используется при планировании цен  и объема продаж. Конечно, форма взаимосвязи  для отдельных товаров, товарных рынков, времени года, направления  моды, качества продукции и другие различна.

2. Расчет скользящей  средней величины продаж определяется  путем деления фактического объема  продаж на продолжительность  анализируемого периода.

3. Метод взвешенной  скользящей средней отличается  от предыдущего тем, что в  модель вводятся весовые коэффициенты, отражающие влияние различных  факторов.

В зависимости  от типа потребителя (конечные потребители  или оптовые покупатели) выделяют два подхода к прогнозированию  объема продаж.

Для оптовых  покупателей объем продаж рассчитывается на основе конечного использования  их продукта с учетом развития отраслей, научно-технического прогресса и  др.

Объем продаж рассчитывается по "доле рынка предприятия" на основе среднегодовых темпов роста  емкости целевого рынка в прошлом  периоде и планируемой доли предприятия  в общем объеме продаж по формуле:  

 

 

                  Д    

О  = Е  x И  ---,             

    100 

 

 

    где  О  - объем продаж;          

 

 

    Е  - емкость целевого рынка в отчетном году (ед.);     

 

 

    И   -  среднегодовой  индекс  роста емкости целевого рынка за прошедший период;

Д - планируемая  доля предприятия на рынке (%).

При этом должны учитываться тенденции изменения  доходов населения, колебания деловой  активности, сезонного изменения, цикличность  появления новых товаров, изменения  в технологии и др.

Расчет объема продаж может вестись методом  прямого счета на основе рациональных норм потребления на душу населения.

Эффективность применения этих методов зависит  от конкретных условий и специфики  хозяйственной деятельности предприятия

Глава II. Роль управленческого учета в системе управления предприятием

2.1 Классификация систем управленческого учета

 

Важнейшими  задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования предприятия.

Успешная  реализация задач управления предприятия  в системе рыночных отношений  требует от руководителей, менеджеров и организаторов производства не только высокой компетентности и  опыта в конкретных сферах производственной деятельности, но и умения экономически правильно, адекватно оценить и  в реальном режиме времени реагировать как на динамические внешние условия развития экономических процессов, так и на смену режима функционирования предприятия, связанную с изменением номенклатуры и объема производства продукции, структурными перестройками и т.д.

Проведение  обследования ряда предприятий показывают, что во многих случаях в значительной мере при решении управленческих задач испытывается недостаток данных, характеризующих реальные финансовые и производственно-экономические процессы на момент принятия решений на различных уровнях управления.

В западной практике управления особая роль отводится управленческому  учету. При этом большое внимание уделяется расширению и усилению функций бухгалтерского учета, использованию его аналитического потенциала в качестве основного и достоверного источника управленческой информации, методам ее анализа с целью формирования управленческих решений.

Отечественные менеджеры и руководители предприятий  также проявляют значительный интерес  к управленческому учету, стремятся  выделить в контуре управления новую информационную систему. Однако в этом отношении существуют определенные трудности, связанные как с пониманием сущности и возможностей управленческого учета, так и с его организацией.

Если понятие "бухгалтерский учет" определено законодательно, то термин "управленческий учет" в России не регламентирован и допускает много разных толкований.

Управленческий учет - это составная часть информационной системы предприятия. Эффективность управления производственной деятельности обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Эту информацию управленческий учет формирует для руководителей разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия ими правильных управленческих решений.

Содержание  управленческого учета определяется целям управления: оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.

Сущность  управленческого учета заключается  в том, что это интегрированная  система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, систематизирующая информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем  будущего развития предприятия.

Установлению  сущности управленческого учета  способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих его  как целостную информационно-контрольную  систему предприятия: непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отражение использования объективных экономических законов общества, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Кроме того, управленческий учет - это область знаний, которая необходима каждому, кто занимается предпринимательством. Менеджмент несет ответственность за выполнение целей, поставленных администрацией или учредителями предприятия. Результаты деятельности менеджера во многом зависят от информации, которую он использует для планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности и принятия решений.

Информация о работе Управленческий учет коммерческо-сбытовой деятельности