Управленческий учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:04, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение организации бухгалтерского и управленческого учета материально-производственных запасов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть нормативное регулирование в области МПЗ;
2. Раскрыть понятие МПЗ и способы оценки;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…………4
1Теоретические основы организации МПЗ…………………………………….…6
1.1 Нормативное регулирование МПЗ…………………………………….……6
1.2 Понятие и оценка МПЗ…………………………………………………........7
1.3 Документальное оформление учета движения МПЗ………………..……12
1.4 Организация синтетического и аналитического учета МПЗ……….……17
2 Организация учета МПЗ в СССПК «Светлый путь»…………………………26
2.1 Организационно-экономическая характеристика
СССПК «Светлый путь»………………………………………………….……26
2.2 Организация документооборота по учету запасов
на предприятии……………………………………………………...………30
2.3 Организация управленческого учета МПЗ в
СССПК «Светлый путь»……………………………………………………33
2.4 Совершенствование управленческого учета части
МПЗ в СССПК «Светлый путь»……………………………………….......37
Заключение………………………………………………………………………….40
Библиографический список…………………………………………………..……42

Работа состоит из  1 файл

БУУ КУРСОВАЯ.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

 

    1. Документальное оформление учета движения материально-производственных запасов

 

Первичные документы  по поступлению производственных запасов  являются основой организации материального  учета. Именно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий  и последующий контроль за движением, сохранностью и использованием производственных запасов [10, с.521].

Первичные документы  по движению материалов должны тщательно  оформляться, содержать все подписи  лиц, совершивших ту или иную операцию, и коды соответствующих объектов учета. Контролировать соблюдение правил оформления движения материальных ресурсов должен главный бухгалтер и руководители соответствующих подразделений. 

Учет производственных запасов осуществляется на основании следующих первичных документов [17, с.379]:

  • приходного ордера;
  • доверенности;
  • акта о приемке материалов;
  • лимитно-заборной карты;
  • требований;
  • накладной на внутреннее перемещение; 
  • накладной на отпуск материалов;
  • карточки складского учета материалов;
  • ведомости учета остатков материалов на складе.

Унифицированные первичные учетные документы  утверждены Постановлением Госкомстата  РФ от 30.10.97 № 71а (с изм. и доп. от 21.01.2003 г.) «Об утверждении унифицированных  форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве». Рассмотрим в каких случаях применяются те или иные формы документов.

Доверенность (формы №  М-2 и № М-2а) применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.

Форму № М-2а применяют  организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.

Приходный ордер (форма №  М-4) применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.

Акт о приемке материалов (форма № М-7) применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика, составляется при приемке материалов, поступивших без документов, является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю. Лимитно-заборная карта (форма № М-8) применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.

Для сокращения количества первичных документов там, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов (форма № М-17). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточках учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.

По лимитно-заборной карте  ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется. Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя организации, главного инженера или лиц, на это уполномоченных. Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право его установления.

Требование-накладная (форма № М-11) применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.

Карточка учета материалов (форма № М-17) применяется для  учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру, заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35), применяется для  оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

Учет материальных ресурсов на любом производственном предприятии  возложен на материально ответственное  лицо или бригаду материально  ответственных лиц. Материально  ответственным лицом может быть как заведующий складом, так и любой другой работник, достигший 18-летнего возраста, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. Перечень лиц, с которыми можно заключать договор о полной материальной ответственности и типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержден постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

Если численность работников предприятия невелика и номенклатура производственных запасов небольшая, можно не содержать штатных складских работников, а их функции по приемке и отпуску материалов, обеспечению сохранности производственных запасов возложить на работников, чья деятельность непосредственно связана с использованием материалов в порядке совмещения [21, с.129].

С этими работниками необходимо заключить договор о полной материальной ответственности. По мере поступления материалы закрепляются за материально ответственным лицом.

Так же можно избрать для своего предприятия сальдовый или инвентарный метод учета производственных запасов.

При сальдовом методе учета  на складе осуществляется количественный учет материалов, а в бухгалтерии — стоимостной. Данные первичных документов по приходу и расходу материалов на складе заносятся в карточки складского учета, в которых подсчитывается остаток материалов в натуральном выражении. Затем на основе этих документов составляются оборотные ведомости. В конце месяца остатки с карточек переносятся в сальдовые книги, подсчитывается стоимость остатков и итоги сравниваются с оборотными ведомостями.

При инвентарном методе на начало каждого месяца проводится инвентаризация остатков материалов на складе материально  ответственным лицом с участием бухгалтера. По результатам инвентаризации составляется акт и расчет для списания в затраты на производство каждого из видов потребленных за данный период материалов. Этот акт и расчет, подписанные материально-ответственным лицом и бухгалтером и утвержденный руководителем предприятия, являются основанием для записи в регистры бухгалтерского учета [13, с.519].         Порядок оформления поступления на предприятие материалов представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Схема документооборота по учёту материально- производственных запасов

В соответствии с п. 5 ПБУ 5/01»Учет материально-производственных запасов» материалы принимаются к учету по фактической себестоимости [3, с.35].

Под фактической себестоимостью материалов для целей бухгалтерского учета понимается сумма фактических  затрат на их приобретение, изготовление, доставку, а также приведение в  состояние, в котором они пригодны к использованию.

Для целей налогообложения прибыли, согласно п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ, стоимость материалов определяется исходя из цен их приобретения, включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей [2, с.41].

 

 

    1. Организация синтетического и аналитического учета материально-производственных запасов

 

Обобщенные  данные о наличии и движении запасов  систематизируются в бухгалтерии организации на счетах синтетического учета. К таким счетам относится, прежде всего, счет 10 «Материалы», к которому могут быть открыты несколько субсчетов. Например, субсчет 1 «Сырье и материалы» предназначен для учета наличия и движения сырья и основных материалов, включая строительные, образующих вещественную основу созданного в процессе производства продукта, а также вспомогательных материалов, которые могут присоединяться к основным материалам для повышения их потребительских свойств и качеств (лаки, краски).

Субсчет 2 «Покупные  полуфабрикаты и комплектующие  изделия, конструкции и детали»  используется для учета наличия  и движения покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, которые  предназначены для комплектования выпускаемой продукции, включая строительные конструкции и детали, требующие сборки и входящие в себестоимость строительной продукции. Изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, учитывается на счете 41 «Товары».

Субсчет 3 «Топливо» предназначен для учета наличия и движения всех видов нефтепродуктов (нефть, бензин и т. п.), смазочных материалов для эксплуатации транспортных средств, топлива для технологических нужд производства, для выработки энергии, отопления зданий (уголь, дрова, торф, газообразное топливо).

Субсчет 4 «Тара  и тарные материалы» применяется  для учета наличия и движения всех видов тары, а также материалов для ее изготовления и ремонта. Не отражается на этом субсчете тара, используемая организацией как хозяйственный инвентарь.

Субсчет 5 «Запасные  части» используется для учета наличия  и движения запасных частей, приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности и предназначенных для ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств.

Субсчет 6 «Прочие  материалы» предназначен для учета  наличия и движения отходов производства (обрубки, обрезки, стружка), неисправимого брака.

Субсчет 7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» применяется для учета наличия  и движения материалов, переданных в переработку другим организациям для последующего изготовления готовой продукции [12, с.24].

Сельскохозяйственные  организации могут открывать  к счету 10 «Материалы» субсчета целевого назначения: семена, посадочный материал, корма, минеральные удобрения и т. п.

На счете 11 «Животные  на выращивании и откорме» отражается информация о наличии и движении молодняка животных: взрослых животных, находящихся на откорме птицы, кроликов, семей пчел и т. д., а также взрослого скота, принятого для продажи от населения либо выбракованного из основного стада для продажи.

На счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» обобщается информация о резервах под снижение стоимости разных видов запасов вследствие отклонении от рыночной стоимости по данным учета на начало следующего за отчетным периода.

На счете 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей» обобщается информация о приобретении запасов, относящихся к средствам в обороте. По дебету счета отражается фактическая покупная стоимость приобретенных материально-производственных запасов, определяемая по расчетным документам поставщиков, по кредиту - учетная стоимость фактически оприходованных материальных ценностей.

Списание материально-производственных запасов, фактически поступивших в организацию, осуществляется по окончании месяца по учетным ценам и отражается записью: Дт 10 «Материалы» Кт 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». 

Остаток по счету 15 включает не только отклонения в стоимости запасов, но и стоимость материальных ценностей в пути на конец месяца. В начале следующего месяца эти суммы материалов в пути сторнируются и отражаются в текущем учете следующего месяца по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками». Остаток по счету 15, сформировавшийся после сторнировочной записи, списывается по окончании месяца следующей записью: Дт 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»  
Кт 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Информация о работе Управленческий учет материально-производственных запасов