Управленческий учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:04, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение организации бухгалтерского и управленческого учета материально-производственных запасов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть нормативное регулирование в области МПЗ;
2. Раскрыть понятие МПЗ и способы оценки;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…………4
1Теоретические основы организации МПЗ…………………………………….…6
1.1 Нормативное регулирование МПЗ…………………………………….……6
1.2 Понятие и оценка МПЗ…………………………………………………........7
1.3 Документальное оформление учета движения МПЗ………………..……12
1.4 Организация синтетического и аналитического учета МПЗ……….……17
2 Организация учета МПЗ в СССПК «Светлый путь»…………………………26
2.1 Организационно-экономическая характеристика
СССПК «Светлый путь»………………………………………………….……26
2.2 Организация документооборота по учету запасов
на предприятии……………………………………………………...………30
2.3 Организация управленческого учета МПЗ в
СССПК «Светлый путь»……………………………………………………33
2.4 Совершенствование управленческого учета части
МПЗ в СССПК «Светлый путь»……………………………………….......37
Заключение………………………………………………………………………….40
Библиографический список…………………………………………………..……42

Работа состоит из  1 файл

БУУ КУРСОВАЯ.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

На счете 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей» обобщается информация о разнице  в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости. Аналитический учет по этому счету ведется по группам материально-производственных запасов, имеющих примерно одинаковый уровень этих отклонений. К нему могут быть открыты субсчета по отдельным группам запасов.

На счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям» обобщается информация об уплаченных (подлежащих уплате) организацией суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам, отражаемым на субсчете 19/3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».

На счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» обобщается информация о суммах недостач и потерь в процессе заготовления, хранения и продажи. Потери от стихийных бедствий сразу списываются на счет 99 «Прибыли и убытки».

Счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение. Организации-покупатели учитывают на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» ценности, принятые на хранение, в случаях: получения от поставщиков товарно-материальных ценностей, по которым организация на законных основаниях отказалась от акцепта счетов платежных требований и их оплаты; получения от поставщиков неоплаченных товарно-материальных ценностей, запрещенных к расходованию по условиям договора до их оплаты; принятия товарно-материальных ценностей на ответственное хранение по прочим причинам. Аналитический учет по счету 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» ведется по организациям-владельцам, по видам, сортам и местам хранения [15, с.137].

Получение выходной информации на основе приведенных выше синтетических счетов бухгалтерского учета взаимосвязано с формой учета, применяемой в данной организации. Конкретный вариант учета ТЗР отражается в учетной политике организации.

Расходы, связанные с приобретением  сырья, материалов и иных МПЗ в  соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации», признаются расходами по обычным видам деятельности. Они принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, которая равна величине оплаты в денежной или иной форме или величине кредиторской задолженности. При этом величина оплаты определяется исходя из цены и условий договора с поставщиком или иным контрагентом, а если цена не предусмотрена в договоре, то по цене аналогичных видов запасов, применяемой в сравнимых обстоятельствах.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы  организации» МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости, которая определяется организациями на основе действующих на дату приемки цен на этот или аналогичный вид запасов. Информация о действующих ценах должна быть подтверждена документально или путем экспертной оценки.

Следует отметить, что поступающие от поставщиков материально-производственные запасы приходуются независимо от момента поступления расчетных документов.

Рассмотрим, аналитический учет материалов. Он ведется на основе использования: оборотных ведомостей; сальдовым методом. Учет ведется в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета. 

Учет материалов с использованием оборотных ведомостей. п.137 Методических указаний, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н предусмотрено два варианта учета материалов с использованием оборотных ведомостей [21, с.196]:

  1. С ведением карточек учета материалов.
  2. Без ведения карточек учета материалов.

В бухгалтерской  службе ведутся карточки учета материалов, которые открываются на каждое наименование (номенклатурный номер) материалов. В  карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании  первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями. Таким образом, в бухгалтерской службе дублируется складской учет с той лишь разницей, что в бухгалтерской службе ведется количественный и суммовой учет, а на складах и подразделениях - только количественный учет. В карточках учета материалов ежемесячно выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца. На основании карточек в бухгалтерской службе ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению.

В оборотных ведомостях указываются: номенклатурный номер материала (в  случае его наличия); наименование материала  с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.); единица измерения; цена; остаток на начало месяца - количество и сумма; приход за месяц - количество и сумма; расход за месяц - количество и сумма; остаток на конец месяца - количество и сумма. В каждой оборотной ведомости выводятся итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению).

Группировка материалов по субсчетам и синтетическим счетам бухгалтерского учета должна обеспечиваться системой кодирования номенклатурных номеров материалов, которые должны содержать соответствующие отличительные признаки. На основе указанных оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом. Отдельно учитывается движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов. Сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов. Кроме того, ежемесячно производится сверка данных в карточках, ведущихся в бухгалтерской службе, с данными в карточках складов и подразделений.

По первому способу  учета, карточки аналитического учета  в бухгалтерской службе не ведутся, все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость. Оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости ведутся так же, как в первом варианте. Остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.

Сальдовый метод  учета материалов заключается в  том, что в бухгалтерии организации  не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости  по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов бухгалтерской службой только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен. Отдельно учитываются движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов. Материально ответственные лица складов (подразделений) на основании первичных документов ведут количественный учет материалов в карточках или книгах складского учета, а в случаях, предусмотренных п.264 Методических указаний, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, также и суммовой учет. Указанным п.264 Методических указаний, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н предусмотрено, что если в бухгалтерской службе учет материалов ведется по сальдовому методу, карточки заполняются по форме оборотной ведомости, с указанием по каждой операции по приходу и расходу цены, количества и суммы, остатки выводятся соответственно по количеству и сумме. Сотрудник, ведущий бухгалтерский учет материалов по данному складу (подразделению), принимает первичные учетные документы от материально ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках (книгах) складского учета и подтверждает это своей подписью непосредственно на карточках (книгах). Одновременно проверяет правильность выведения остатков. Количественные остатки материалов на первое число каждого месяца на основании выверенных карточек (книг) складского учета по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость (или сальдовую книгу) сотрудником бухгалтерской службы или заведующим складом. По отдельным складам (кладовым, подразделениям) в качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами (кладовыми, подразделениями) вместе с первичными учетными документами. Остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру. Суммы остатков записываются в следующей графе сальдовой ведомости. Затем выводятся суммовые итоги остатков по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению) в целом. Сальдовая ведомость составляется по той же форме, что и оборотная ведомость, за исключением оборотов (прихода и расхода), и хранится в бухгалтерской службе. 

Исходя из этого, в сальдовой ведомости указываются: номенклатурный номер материала (в случае его наличия); наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.); единица измерения; цена; остаток на начало месяца - количество и сумма; остаток на конец месяца - количество и сумма. Целесообразно вести сальдовую ведомость (книгу) по многографной форме, на 6 месяцев или на год.

В сальдовой  ведомости для записи остатков на начало каждого месяца (на 1 января, 1 февраля и т.д.) отводится две графы; в первой графе записывается количество, во второй графе - сумма.

На основании  указанных сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая  ведомость, в которую переносятся  итоги сальдовых ведомостей складов  и подразделений (мест хранения) по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и по соответствующим складам, подразделениям (местам хранения) в целом. Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяются с данными синтетического учета материалов. В организации могут применяться оба метода аналитического учета материалов, когда по одним складам и подразделениям применяется оборотный метод, а по другим – сальдовый [19, с.26].

 

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА  МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В СССПК «СВЕТЛЫЙ ПУТЬ»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика СССПК «Светлый путь»

 

 

Снабженческо-сбытовой сельскохозяйственный потребительский  кооператив «Светлый путь», в дальнейшем именуемое «Кооператив» создан в  соответствии  с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ от 08.12.95г.                                               

Потребительский Кооператив является коммерческой организацией, созданной гражданами в форме  потребительского кооператива с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его членов и оснований путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Кооператив  в своей деятельности руководствуется  законодательством и настоящим  Уставом, утвержденным 5 марта 2010г. 

Срок действия Кооператива не ограничен.

Организационно-правовая форма - снабженческо-сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив. 

Полное  фирменное  наименование - Снабженческо-сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив «Светлый путь».

Сокращенное  наименование - СССПК «Светлый путь».

Место нахождения Потребительского Кооператива определяется местом его государственной регистрации - 461456, Оренбургская область, Шарлыкский район, с.Парадеево, ул.Парадеевская.

Председатель - Местяшов Виктор Александрович.

Деятельность  прекращается по решению Общего собрания и по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Кооператив  считается созданным как юридическое  лицо с момента его государственной  регистрации в порядке, установленным ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Он вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. СССПК имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке. Так же вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.                                                                   

СССПК «Светлый путь» имеет в собственности  обособленное имущества, учитываемое  на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести  ответственность, быть истцом и ответчиком в суде.

Кооператив  может от своего имени заключать  договора и иные сделки, а также  осуществлять все права, необходимые  для достижения целей, предусмотренных  Уставом Кооператива, создавать  представительства и филиалы.

Сегодня СССПК  «Светлый путь» - широкопрофильное предприятие. Целью является удовлетворение материальных и иных потребностей его членов. Основными задачами деятельности кооператива являются:

  • предоставление услуг в области - растениеводства и животноводства;
  • оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем и живыми животными;
  • хранение и складирование зерна;
  • аренда сельскохозяйственных машин и оборудования;
  • заключение сделок;
  • торгово-закупочная деятельность с открытием магазинов и торговых точек любого типа;
  • работы по внедрению информационных и ресурсосберегающих технологий и др. виды деятельности, не противоречащие законодательству.

Бухгалтерский аппарат состоит из главного бухгалтера. Бухгалтерский учет ведется в  соответствии с ФЗ «О бухгалтерском  учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94-н.

Информация о работе Управленческий учет материально-производственных запасов