Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:19, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение основных положений теории анализа дебиторской задолженности и организационных принципов, знание которых позволяет более целенаправленно и успешно выполнять анализ, решать вопросы управления дебиторской задолженностью. Эти вопросы конкретизированы в первой главе. Во второй, практической, части на примере конкретного предприятия (ОАО «Центральный Московский Депозитарий») проведен анализ дебиторской задолженности, предложены основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью общества. В третьей главе приведены рекомендации по наиболее эффективному управлению денежными средствами.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Дебиторская задолженность как часть финансовых ресурсов предприятия……………………………………………………………………….5
1.1 Экономическая сущность и структура дебиторской задолженности………………………………………………………………….…5
1.2 Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия……………………………………………………………………...11
1.3 Методы управления дебиторской задолженностью………………………17
Глава 2. Анализ дебиторской задолженности ОАО «ЦМД»………………….27
2.1 Краткая характеристика ОАО «ЦМД»……………………………………..27
2.2 Анализ дебиторской задолженности ОАО «ЦМД»……………...………..30
2.3 Анализ кредитной политики ОАО «ЦМД»…………………………….…..39
2.4 Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью общества……………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………….46
Литература………………………………………………………………….……47
3. Политика
взыскания дебиторской
4. Платежная
дисциплина покупателей.
5. Качество
анализа дебиторской
Всегда существуют преимущества, связанные с созданием большого запаса денежных средств, - они позволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги (в частности, их можно условно принять в размере неполученной прибыли при возможном краткосрочном инвестировании). Таким образом, финансовому менеджеру необходимо решить вопрос об оптимальном запасе наличных средств.
1.2 Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия
При выработке политики платежей предприятие исходит из сравнения прибыли, дополнительно получаемой при смягчении условий платежей и, следовательно, росте объемов продаж, и потерь в связи с ростом дебиторской задолженности.
Увеличение дебиторской задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия на:
- увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр.);
- увеличение периода оборота
дебиторской задолженности (
- увеличение потерь от
безнадежной дебиторской
Смягчение условий коммерческого кредита может заключаться в увеличении срока кредита для новых потребителей. Очевидно, что в этом случае и традиционные потребители увеличат срок оплаты коммерческого векселя.
Широкое распространение
в управлении дебиторской задолженностью
(в формировании политики условий
продаж) получили коэффициенты инкассации.
Коэффициенты инкассации - доля поступлений
от задолженности определенного
срока по отношению к объему реализации
периода возникновения
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.
Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.
Оплата за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либо дебетовой карточки. Кредитная карточка представляет собой пластиковую карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему кода, личной подписи и срока действия карточки. Владелец карточки может совершать покупки в пределах некоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает остаток на его счете. В отличие от кредитной дебетовая карточка не позволяет оплачивать покупки при отсутствии средств на счете покупателя. В России некоторые крупные отечественные банки уже начали выпуск кредитных карточек.
Безналичные расчеты выполняются с помощью платежных поручений (поручение хозяйствующего субъекта своему банку о перечислении указанной суммы другому хозяйствующему субъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатить поставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика, сделанное покупателем через свой банк, об оплате счетов поставщика немедленно по получении документов об отгрузке продукции), расчетных чеков (документ, содержащий указание чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителю чека).
Анализ и управление дебиторской
задолженностью имеет особое значение
в периоды инфляции, когда подобная
иммобилизация собственных
Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов.
Контроль за дебиторской
задолженностью включает в себя ранжирование
дебиторской задолженности по срокам
ее возникновения; наиболее распространенная
классификация предусматривает
следующую группировку (дней): 0-30; 31-60;
61-90; 91-120; свыше 120. Возможны и иные группировки.
Кроме того, необходим контроль безнадежных
долгов с целью образования
Анализ и контроль уровня
дебиторской задолженности
Наиболее употребительными
способами воздействия на дебиторов
с целью погашения
Таким образом,
управление дебиторской задолженностью
представляет собой часть общего
управления оборотными активами и маркетинговой
политики предприятия, направленной на
расширение объема реализации продукции
и заключающейся в оптимизации
общего размера этой задолженности,
обеспечении своевременной ее инкассации.
В основе квалифицированного управления
дебиторской задолженностью фирмы
лежит принятие финансовых решений
по следующим фундаментальным
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
- ограничение приемлемого
уровня дебиторской
- выбор условий продаж,
обеспечивающих
- определение скидок или
надбавок для различных групп
покупателей с точки зрения
соблюдения ими платежной
- ускорение востребования долга;
- уменьшение бюджетных долгов;
- оценка возможных издержек,
связанных с дебиторской
Качество
дебиторской задолженности
Особую актуальность проблема дебиторской задолженности приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. Чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок.
На современном
этапе развития бизнеса организации,
предприятия, индивидуальные предприниматели
сталкиваются с недобросовестными
партнерами, невозратом долгов, что
порождает возникновения
Просроченная
дебиторская задолженность
Управления дебиторской задолженностью является частью политики предприятия в области управления оборотными средствами, и заключается она в оптимизации общего размера данного вида задолженности и обеспечении своевременного ее взыскания. Поэтому управление дебиторской задолженностью требуется осуществлять на всех этапах взаимодействия с контрагентами, как на стадии проведения преддоговорных процедур, так и до фактического исполнения определенных в договоре обязательств.
Большинство компаний испытывающие финансовые затруднения, связанные с неоплатой долгов, опасаются внедрить у себя на предприятии систему управления дебиторской задолженностью в виду недостаточности денежных средств, трудовых резервов, других факторов.
Управление дебиторской задолженностью можно разделить на ряд направлений:
Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия