Управление кредиторской задолженностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы является: рассмотрение теоретических основ управления кредиторской задолженностью, проанализировать эффективность управления кредиторской задолженностью, определение показателей эффективности их использования, сделать выводы о возможности возврата кредиторской задолженности.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая управление кредиторской задолженностью.docx

— 75.12 Кб (Скачать документ)

    Товарный  кредит. Основной положительной отличительной  чертой данной разновидности получения  заемных средств является наиболее простой способ привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие от финансового) привлечения залога и не связан со значительными расходами и продолжительностью оформления (в отличие от инвестиций). В отечественных условиях товарный кредит между юридическими лицами чаще всего представляет собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи с отсрочкой платежа. Однако следует заметить, что поставщики прекрасно понимают принципы изменения стоимости денег во времени, а так же способны достаточно точно оценивать размеры "упущенной выгоды" поэтому компенсация таких потерь закладывается в цену товаров.

    Экономическое превосходство. Суть использования  преимуществ, связанных с собственным  экономическим превосходством, заключается  в возможности диктовать и  навязывать поставщику (кредитору) собственные "правила" игры на рынке и характер договорных отношений (или, как это зачастую происходит - нарушать эти самые договорные отношения без "особых" последствий для собственного "превосходящего" бизнеса).

    Экономическое превосходство заемщика пред кредитором может возникать в силу следующих  обстоятельств:

    • монопольное положение покупателя на рынке (монопсония);
    • маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийся продвинуть свою продукцию (торговую марку) в сеть крупных супермаркетов или элитных магазинов не в "состоянии" диктовать свои условия или требовать выполнения "всех" обязательств, так как может оказаться без "нужного" заказчика);
    • покупатель "обнаружил" организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора ("пробелы" в учете и контроле, юридическая "несостоятельность" и т. д.).

    Как показывает практическая деятельность ни одно предприятие не может обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности.

    Которая всегда существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и прочих периодических платежей: оплаты труда, поставки ТМЦ без предварительной оплаты и т. д. Данный вид кредиторской задолженности нужно рассматривать, как "неизбежный". Она хотя и позволяет временно использовать "чужие" средства в собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.

    Менеджеры компаний в своем стремлении максимально  использовать возможности всех доступных  кредитных средств, в том числе  и в виде задержек по зарплате, нарушения  сроков плановых платежей поставщикам  и т. д., должны оценивать "возможности" каждого отдельного вида платежей индивидуально, так как последствия таких "отсрочек" могут иметь различные последствия. 

    Структурные показатели

    Как я уже говорила ранее, для того чтобы оптимизировать кредиторскую задолженность необходимо определить ее "плановые" характеристики. Наиболее часто используемый коэффициент, связанный с оценкой кредиторской задолженности предприятия - это коэффициент ликвидности, который рассчитывается как отношение величины оборотного капитала к краткосрочным долговым обязательствам.

    Одним из наиболее оптимальных рамочных показателей  здорового состояния компании можно  назвать ситуацию, когда кредиторская задолженность не превышает дебиторскую. При достижении данного "временного баланса" дебиторской и кредиторской задолженности, необходимо также достичь и "баланса их стоимости": то есть в данной ситуации процентные и прочие расходы, связанные с обслуживанием кредиторской задолженности (как минимум) не должны превышать доходы, вызванные выгодами, которые связаны с самим фактом отсрочки собственной дебиторской задолженности.

    И наконец, я перехожу к самому главному к структурным показателям, которые  необходимы для того, чтобы определить степень зависимости компании от кредиторской задолженности.

    Коэффициент зависимости предприятия  от кредиторской задолженности. Рассчитывается как отношение суммы заемных средств к общей сумме активов предприятия. Этот коэффициент дает представление о том, на сколько активы предприятия сформированы за счет кредиторов.

    Коэффициент самофинансирования предприятия (финансовой независимости). Рассчитывается, как отношение собственного капитала (части уставного фонда) к привлеченному. Данный показатель позволяет отслеживать не только процент собственного капитала, но и возможности управления всей компанией.

    Баланс  задолженностей. Определяется как отношение суммы кредиторской задолженности к сумме дебиторской задолженности. Данный баланс следует составлять с учетом сроков двух этих видов задолженностей. При этом желательный уровень соотношения во многом зависит от той стратегии, которая принята на предприятии (агрессивная, консервативная или умеренная).

    Описанные выше экономические показатели дают, в основном, количественную оценку кредиторской задолженности. Для более  полного анализа состоя кредиторской задолженности, следует дать и качественную характеристику данных пассивов.

    Коэффициент времени. Определяется как отношение средневзвешенного показателя срока погашения кредиторской задолженности к средневзвешенному показателю срока оплаты по дебиторской задолженности. При этом средний срок погашения кредиторской задолженности необходимо удерживать на уровне не ниже, чем те усредненные сроки, которые должны соблюдать дебиторы предприятия.

    Коэффициент рентабельности кредиторской задолженности. Определяется как отношение суммы прибыли к сумме кредиторской задолженности, которые отражены в балансе. Данный показатель характеризует эффективность привлеченных средств и его особенно целесообразно анализировать по периодам. При этом должна быть определена зависимость динамики изменений этого коэффициента от тех основных факторов, которые повлияли на его рост или снижение (изменения сроков возврата, структуры кредиторов, средних размеров и стоимости кредиторской задолженности и т. д.).

    Эти показатели являются базовыми при исследовании кредиторской задолженности. Широкое  их практическое использование обусловлено  еще и тем, что их можно рассчитать на основе даже очень агрегированной финансовой информации. Например, они  могут быть найдены по данным периодически публикуемых в открытой печати отчетов  о результатах деятельности акционерных  обществ. При наличии более детальной  информации, например, стандартных форм бухгалтерской отчетности, может быть рассчитан ряд коэффициентов, дающих более точное представление о закономерностях динамики кредиторской задолженности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2. Практическая часть

Составление генерального бюджета предприятия

Таблица 1

Баланс на начало периода (р.)

Актив № стр. Сумма Пассив Сумма
Оборотные средства: 1 Краткосрочные обязательства:
денежные  средства 2 10000
дебиторская  
задолженность
3 9500 счета к оплате 2200
материальные  запасы 4 474 налог на прибыль 4000
запасы  
готовой продукции
5 3280
Итого оборотные  
средства (2+3+4+5)
6 23254 Итого краткосрочные  
обязательства (3+4)
6200
Основные  средства: 7 Собственный капитал:
Земля 8 20000 акции 70000
здание  и оборудование 9 100000 нераспределенная  прибыль 7054
Износ 10 –60000
Основные  средства – нетто (8+9–10) 11 60000 Итого собственный  капитал  
(8+9)
77054
Итого активов (6+11) 12 83254 Итого пассивов (6+11) 83254
 

Таблица 2

Бюджет продаж предприятия

Показатели 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. Итого
Ожидаемые продажи, ед. изд. 900 850 950 900 3600
Цена, р. 75 70 70 70
Выручка, р. (1 · 2) 67500 59500 66500 63000 256500
 
 

Таблица 3

Бюджет ожидаемых  поступлений денежных средств (р.)

Показатели 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. Итого
Дебиторская задолженность на начало периода 9500 9500
Продажи 1 квартала 47250 18225 65475
Продажи 2 квартала 41650 16065 57715
Продажи 3 квартала 46550 17955 64505
Продажи 4 квартала 44100 44100
Общее поступление  
денежных средств
56750 59875 62615 62055 241295
 
 
 

Таблица 4

Бюджет производства (единиц изделий)

Показатели 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. Итого
Планируемые продажи 900 850 950 900 3600
Желательный запас  
готовой продукции на конец периода
85 95 90 100
Запас готовой продукции  
на начало периода
80 85 95 90
Производство (1+2–3) 905 860 945 910 3620
 
 
 
 
 

Таблица 5

Бюджет прямых затрат на материал

Показатели 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. Итого
Подлежит  изготовлению единиц изделий 905 860 945 910 3620
Потребность в материале на 1 изделие 3 3 3 3
Потребность в материале  
для производства, ед. (1·2)
2715 2580 2835 2730 10860
Желательный запас материала  
на конец периода, ед.
258 283,5 273 250
Запас материала на начало периода, ед. 237 258 283,5 273
Подлежит  закупке, ед. (3+4–5) 2736 2605,5 2824,5 2707 10873
Цена  закупки материалов, р. 2 2 2 2
Стоимость закупок, р. (6·7) 5472 5211 5649 5414 21746

Информация о работе Управление кредиторской задолженностью предприятия