Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:17, курсовая работа
Каждая организация в процессе своей хозяйственной деятельности взаимодействует с другими организациями. Сложно представить себе организацию, которая существует обособленно, не имея никаких хозяйственных связей и контактов с внешним миром. Хозяйственная деятельность предполагает движение товаров, работ, услуг от одной организации к другой и, соответственно, встречное движение денежных средств. Таким образом, между организациями возникают отношения, связанные с расчетами за поставленные товары, работы, услуги. Наравне с организациями могут выступать и индивидуальные предприниматели.
переводя каждый раз непосредственно деньги. За тем банки осуществляют между
собой взаимные расчеты также путем записей на своих счетах. Но это не значит,
что в результате таких расчетов движение денег вообще устранено.
Критерии эффективности безналичных расчетов на разных этапах реализации
продукции различны. Можно выделить два этапа. Первый этап включает движение
продукции и платежных документов: поставщик отгружает продукцию, выписывает и
сдает в банк платежные документы, которые пересылаются в банк покупателя. Там
осуществляется платеж, т.е. списание средств со счета покупателя и оплата
платежного документа поставщика. Документы из банка в банк могут пересылаться
или через расчетно-кассовые центры, или непосредственно, если между банками
установлены корреспондентские
отношения и открыты
Второй этап реализации продукции включает движение денег: они пересылаются из
банка покупателя в банк поставщика, где и зачисляются на его счет.
Следовательно, задача организации безналичных расчетов на первом этапе
реализации продукции состоит в том, чтобы совместить моменты поступления
покупателю материальных ценностей и их оплаты. Другими словами, платеж за
продукцию должен осуществляться в день её поступления покупателю. Только
тогда расчеты будут наиболее эффективны. Но это значит, что в каждом
конкретном случае следует стремиться к этой ситуации. Это теоретическое
положение, которое должно лежать в основе организации безналичных расчетов.
На втором этапе реализации скорость расчетов зависит в основном от того, как
быстро будут перечислены средства со счета плательщика на счет поставщика.
Существуют три способа перевода средств: по почте, по телеграфу и электронный
платеж. Предприятия в договоре должны установить способ перевода денег, а
также определить того, кто оплачивает расходы по переводу. Появившийся в
последние время электронный платеж, позволяет очень быстро переводить деньги.
Одно из направлений ускорение безналичных расчетов связано с развитием
корреспондентских отношений между банками. Это устраняет такое звено, как
расчетно-кассовые центры, являющиеся органами Банка России.
3.Виды и формы расчетов, применяемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности.
Характеристика и порядок организации безналичных форм расчетов предприятия.
Действующее законодательство закрепляет две формы расчетов – наличные и безналичные
Частью 1 Положения ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" регламентированы следующие формы безналичных расчетов:
а) расчеты платежными поручениями;
б) расчеты по аккредитиву;
в) расчеты чеками;
г) расчеты по инкассо.
Соответственно, при осуществлении безналичных расчетов в формах, предусмотренных в настоящей части Положения, используются следующие расчетные документы:
а) платежные поручения;
б) аккредитивы;
в) чеки;
г) платежные требования;
д) инкассовые поручения.
Порядок их заполнения, представления, отзыва и возврата так же регламентирован главой 2, части 1 Настоящего Положения
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
1 - поставка товара (оказание услуг); 2 - передача платежного поручения в банк и списание средств со счета покупателя; 3 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет получателя. 4 - сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет
Платежными поручениями могут
-перечисления денежных средств за
-перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
-перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
-перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
После проверки правильности заполнения и оформления платежных поручений принятых к исполнению в поле "Поступ. в банк плат." ответственным исполнителем банка проставляется дата поступления в банк платежного поручения. Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету № 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
Если предприятие имеет право на кредит в форме овердрафта, то платежное поручение оплачивается за счет банковского кредита. В случаи недостаточности денежных средств на счете для полной оплаты платежного поручения и помещении в связи с этим в картотеку допускается частичная оплата платежного поручения. Для этого банк использует платежный ордер. В этом случае на лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка «частичная оплата», а на оборотной стороне операционный работник делает запись о частичном платеже.
Расчеты на предприятиях
Любое предприятие ежедневно осуществляет огромное количество расчетных операций со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. Безусловно, доминирующую роль в расчетных операциях составляют расчеты: за приобретенные сырье и материалы, и за проданную продукцию. В первом случае на предприятии имеет место отток денежных средств, во втором - их приток, в зависимости от формы расчетов между предприятием и его контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующие им потоки денежных средств чаще всего не совпадают во времени.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ платежи по территории России осуществляются путем наличных или безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных – право на денежную сумму передается путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам.
В настоящее время осуществление расчетов наличными денежными средствами существенно ограничено. Гражданский кодекс РФ устанавливает, что выбор наличной или безналичной формы расчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также с правовым статусом участников. Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с, осуществлением последними предпринимательской деятельности, по общему правилу, осуществляются в безналичном порядке. Без каких-либо ограничений наличными денежными средствами могут рассчитываться только физические лица и только по операциям, не связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Безналичная форма расчетов, связана с оформлением соответствующих документов единообразной формы и поэтому более трудоемка.
Безналичные расчеты - это расчеты совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных документов, составленных по единым стандартам, и правилам. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и Банк России по счетам, открытым на основании договоров банковского счета или корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов. Принципы организации безналичных расчетов:
1.Документальность. Платежи со счетов производятся банковскими или другими расчетными учреждениями только по письменному распоряжению клиентов либо по приказу судебных или иных органов, которым законодательно предоставлено данное право. Распоряжение о списании средств со счета может быть, дано:
• путем выписки документа единообразной формы, содержащего приказ (поручение) о списании средств;
• В форме согласия оплатить предъявленное требование (акцепт).
2. Срочность. Этот принцип относится в основном к порядку и срокам обработки документов банковскими учреждениями, срокам списания и зачисления средств на счета. Различными инструктивными документами Банка России установлены унифицированные сроки обработки платежных документов в коммерческих банках и расчетно-кассовых центрах Банка России. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации, и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.
3. Обеспеченность платежа. Этот принцип подразумевает осуществление платежей со счета в пределах имеющихся на нем сумм. Все документальные поручения о списании средств со счета исполняются банком в соответствии с очередностью списания денежных средств, установленной СТ. 855 части 2.
4. Свобода выбора
форм безналичных расчетов. Дей
5. Унификация
платежных документов. Законода
наименование расчетного документа и код формы; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки; вид платежа; наименование плательщика, номер его счета в банке; наименование и местонахождение банков плательщика и получателя, банковские идентификационные коды, номера корреспондентских, счетов банков; наименование получателя средств, номер его счета в банке, идентификационный номер налогоплательщика; назначение платежа; сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью; очередность платежа; подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).
Расчетные документы действительны
в течение десяти дней, не считая
дня их выписки. Исправления" помарки
и подчистки в расчетных
Существует несколько видов безналичного расчета:
1. Расчеты платежными поручениями.
Платежное поручение представляет собой поручение организации обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет указанного плательщиком лица. В современной хозяйственной практике указанная форма расчетов является основной.
В день, принятия банком от клиента
платежного поручения у банка
возникает обязательство перед
клиентом в сроки, установленные
законодательством и договором,
перечислить денежные средства по назначению
с корреспондентского счета (субсчета),
иных счетов, открытых для проведения
расчетных операций, при соблюдении,
Клиентом следующих условий:
Платежное поручение действительно в течение 10 дней, начиная со дня, следующего за днем выписки. В отдельных случаях используются безотзывные поручения, действующие в течение неопределенного времени.