Виды расчетов используемых предприятиями и организациями в хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание

Каждая организация в процессе своей хозяйственной деятельности взаимодействует с другими организациями. Сложно представить себе организацию, которая существует обособленно, не имея никаких хозяйственных связей и контактов с внешним миром. Хозяйственная деятельность предполагает движение товаров, работ, услуг от одной организации к другой и, соответственно, встречное движение денежных средств. Таким образом, между организациями возникают отношения, связанные с расчетами за поставленные товары, работы, услуги. Наравне с организациями могут выступать и индивидуальные предприниматели.

Работа состоит из  1 файл

виды расчетов используемых предприятиями и организациями в хозяйственной деятельности.docx

— 55.74 Кб (Скачать документ)

Организация-плательщик выписывает четыре экземпляра платежного поручения  на бланке унифицированной формы  по одному для каждого участника  сделки. На одном экземпляре ставиться  оригинальная печать организации, а  также этот экземпляр подписывается  первой и второй подписями. Указанный  экземпляр является основанием для  списания средств в банке и остается в банковской документации. Второй экземпляр поручения возвращается  к плательщику с отметкой банка о принятии поручения к исполнению. Третий и четвертый экземпляры поручения поступают в банк продавца. На основании третьего экземпляра производится зачисление средств на счет получателя. Последний экземпляр прилагается к выписке со счета получателя  в качестве подтверждения совершения операции по зачислению средств.

2.               Расчеты аккредитивами.  

В соответствии с Положением о безналичных расчетах аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним  документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.

Содержание аккредитивной  формы расчетов, заключается, в том, что плательщик и поставщик передают банкам, в которых они обслуживаются, функции по контролю за соблюдением условий договора в части сумм и сроков оплаты. В банке поставщика открывается специальный счет, на котором депонируются средства плательщика. Указанные средства бронируются на определенный срок, который устанавливается в основном договоре. Послё того как поставщик убеждается в том, что необходимые средства зарезервированы, он отгружает продукцию или выполняет соответствующие, услуги. или работы. Документы, свидетельствующие об отгрузке товаров или выполнении работ, представляются поставщиком в банк. Исполняющий  банк проверяет соответствие отгрузки условиям аккредитива, и в случае полного соблюдения контракта денежные средства списываются непосредственно на счет поставщика. Документы,  свидетельствующие об отгрузке, продукции, исполняющий банк пересылает банку-эмитенту, откуда они попадают к покупателю. Выплаты с аккредитива могут осуществляться только в безналичной' форме.

В современной практике используются несколько видов аккредитивной  формы расчетов, возможность использования  которых содержится в договоре банковского счета. При депонированном или открытом аккредитиве банк плательщика (банк-эмитент) перечисляет в банк получателя (исполняющий банк) соответствующую сумму со счета плательщика или за счет средств предоставленного ему кредита. Таким образом, необходимые денежные средства списываются со счета плательщика еще до момента исполнения поставщиком  обязательств по договору. Указанная форма, аккредитивных расчетов применяется в случае, если' между банками, обслуживающими участников сделки, не установлены корреспондентские отношения. 

При наличии у банков корреспондентских  счетов друг у друга, как правило, применяется непокрытый, или гарантированный, аккредитив. В этом случае средства, списанные с расчетного счета  покупателя, непосредственно в банк поставщика не перечисляются,  а депонируются на специальном счете. Выплата поставщику по аккредитиву производится за  счет средств на корреспондентском счете банка покупателя в банке поставщика. В этом случае сроки расчетов между контрагентами сокращаются.

Возможны и другие классификации  аккредитивной формы расчетов.

Например. Отзывный аккредитив может быть изменен банком-эмитентом без предварительного уведомления организации-получателя средств. При этом отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем соответственно после получения извещения об отзыве исполняющий банк платежи не производит.

Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен или  изменен только с согласия поставщика. В этом случае исполняющий банк обязуется осуществлять платеж поставщику при выполнении последним условий аккредитива. Именно это форма аккредитива получила свое развитие на практике.

При посреднических операциях  применяется переводной аккредитив. Если поставщик реализует продукцию  покупателя через своего представителя - посредника, в качестве средства платежа  покупатель может использовать переводной аккредитив, при котором платежи  осуществляются как в пользу посредника, так и в пользу основного поставщика. При этом перевод аккредитива  может осуществляться только один раз.

В случае периодических поставок или выполнения работ по этапам используется возобновляемый аккредитив. Существует два варианта использования данного  вида аккредитива. В первом случае после  поставки определенной партии или выполнения соответствующего этапа работ с  аккредитива производятся платежи  до тех пор, пока на аккредитиве имеются  денежные средства. Второй вариант  предусматривает депонирование  соответствующей суммы под каждую поставку или этап работ. В качестве преимуществ данного вида аккредитива  можно отметить сокращение сроков и  непрерывный характер расчетов.

3.               Расчеты чеками.

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное  распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж указанной  в чеке суммы чекодержателю. В хозяйственной практике выделяют два вида чеков: денежные предназначены для выплаты чекодержателю наличных денежных средств) и расчетные используются для расчетов между юридическими лицами.

Расчетные чеки представлены депонированными и гарантированными чеками различие между ними заключается  в том, что при оформлении депонированной чековой книжки клиент предварительно перечисляет на отдельный лицевой  счет соответствующую сумму, что  обеспечивает гарантию платежа по данным чекам, то есть одновременно с заявлением о выдаче чековой книжки в банк представляется платежное поручение. Именно депонированные чеки получили наибольшее распространение в современной отечественной практике.

Гарантированная чековая  книжка предварительного депонирования  средств не предусматривает. Покрытием  чека выступают средства чекодателя на расчетном счете в пределах соответствующей суммы гарантии, установленной банком при выдаче чековой книжки. При временном отсутствии средств на счете плательщика банк может произвести оплату за счет собственных средств в пределах установленной суммы, если данная услуга установлена соглашением между банком и клиентом.

Порядок использования расчетных  чеков в хозяйственной практике регулируется гражданским кодексом РФ. В соответствии с ним чек  должен содержать следующие реквизиты:

-      Наименование «чек», включенное в текст документа;

-      Поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;

-      Наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

-      Указание валюты платежа;

-      Указание даты и места составления чека;

-      Подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.

Отсутствие в документе  какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека. 

 

По отечественному законодательству чек должен быть предъявлен к оплате в течении 10 дней, не считая дня его выдачи. Выдача чека не погашает обязательства чекодателя, в исполнение которого он выдан.

4.               Расчеты по инкассо.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством  которой банк берет на себя обязательства  по получению от плательщика платежа  на основании представленных на инкассо  документов. Суть указанной операции заключается в том, что распоряжение о списании средств со счета плательщика  оформляется не самим плательщиком, а получателем в рамках предоставленного ему права.

Расчеты по инкассо могут  осуществляться в акцептом, то есть когда плательщик подтверждает представленные в его банк документы на списание денежных средств, так и без акцепта, в случаях, установленных законодательством.

В современной практике инкассовая форма расчетов осуществляется на основании  платежных требований и инкассовых поручений. Указанные документы  предъявляются получателем средств к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя.

Платежное требование-поручение  используется, как правило, в коммерческом обороте и представляет собой  расчетный документ, который содержит требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты  платежными требованиями-поручениями  могут осуществляться с акцептом или без акцепта плательщика. При расчетах между коммерческими  организациями платежные требования без акцепта используются только в случае, если данное условие установлено  основным договором между контрагентами, а также при наличии в договоре банковского счета между плательщиком и своим банком условия о возможности  безакцептного списания денежных средств. В хозяйственной практике между коммерческими организациями безакцептные платежные требования используются достаточно редко, в основном расчеты осуществляются платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом плательщика.

Платежные требования предоставляются  в банк получателя на бланке установленной  формы. Кроме основных реквизитов платежных  документов, указанных ранее, платежное  требование должно содержать:

-       Условие оплаты (с акцептом или без);

-       Срок для акцепта (срок определяется контрагентами по основному договору, но не должен быть менее пяти рабочих дней);

-       Дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных основным договором документов, свидетельствующих о выполнении поставщиком условий договора;

-       Наименование товара, работ, услуг, реквизиты основного хозяйственного договора. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счета этого раздела плана предназначены  для обобщения информации о всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов.

Состав счетов раздела

Код и наименование

Назначение

Счет 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками"

Обобщение информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками

Счет 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками"

Обобщение информации о расчетах с покупателями и заказчиками

Счет 63 "Резервы  по сомнительным долгам"

Обобщение информации о резервах по сомнительным долгам

Счет 66 "Расчеты  по краткосрочным кредитам и займам"

Обобщение информации о состоянии  краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией

Счет 67 "Расчеты  по долгосрочным кредитам и займам"

Обобщение информации о состоянии  долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией

Счет 68 "Расчеты  по налогам и сборам"

Обобщение информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам  с работников этой организации

Счет 69 "Расчеты  по социальному страхованию и  обеспечению"

Обобщение информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному  обеспечению и обязательному  медицинскому страхованию работников организации

Счет 70 "Расчеты  с персоналом по оплате труда"

Обобщение информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов  по акциям и другим ценным бумагам  данной организации

Счет 71 "Расчеты  с подотчетными лицами"

Обобщение информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные  и прочие расходы

Счет 73 "Расчеты  с персоналом по прочим операциям"

Обобщение информации о всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами.

Счет 75 "Расчеты  с учредителями"

Обобщение информации о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и т.п.): по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов (дивидендов) и др.

Счет 76 "Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами"

Обобщение информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к  счетам 60 - 75: по имущественному и личному  страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций  и отдельных лиц на основании  исполнительных документов или постановлений  судов, и др.

Счет 77 "Отложенные налоговые обязательства"

Обобщение информации о наличии  и движении отложенных налоговых  обязательств

Счет 79 "Внутрихозяйственные  расчеты"

Обобщение информации о всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты), в частности, расчетов по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п.


 

 

 

 

Литература

  1. http://uchet-plan-schetov.ru/
  2. Copyright © 2010-2011 Костюкевич Ю.М. http://kostyukevich.ru/

Информация о работе Виды расчетов используемых предприятиями и организациями в хозяйственной деятельности