Внутренняя отчётность как разновидность сегментной отчётности. Отчётность по центрам затрат, прибыли, ответственности и инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:28, курсовая работа

Описание

цель курсовой работы: дать понятие сегмента, сегментарной отчётности, и охарактеризовать для чего и каких целей нужна внутренняя сегментарная отчётность в организации. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1.Дать основное понятие сегмента, сегментарной отчётности и её состав.
2.Дать характеристику внутренней сегментарной отчётности, её цель, требования предъявляемые к ней и состав.
3.Дать характеристику отчётности по центрам ответственности, центру затрат, центру прибыли и центру инвестиций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1:Основные понятия сегмента и сегментной отчётности……………….4
Глава 2: Характеристика внутренней сегментарной отчётности………………9
Глава 3:Отчёты по центрам ответственности, затрат, прибыли
и инвестиций…………………………………………………………………..…18
Заключение………………………………………………………………….……25
Список используемой литературы………………………………………...……28

Работа состоит из  1 файл

БФО внутр.сегм.отч-ть скачать.docx

— 53.39 Кб (Скачать документ)

центров ответственности, так и организации  в целом, и как следствие –  повысить прибыль.

       В соответствии со статьей 13 Закона о  бухгалтерском учете все организации  обязаны составлять бухгалтерскую  отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.

      Исследование  сущности понятия «сегмент» позволило  обосновать необходимость формирования информации по сегментам в учетной  системе коммерческой организации  на основе использования  междисциплинарного подхода, позволяющего использовать данную информацию для целей анализа, маркетинга, менеджмента. Информация по сегментам  для менеджеров, для аудиторов, осуществляющих поиск внутрипроизводственных резервов, является основой для анализа, ориентированного на нужды стратегического  менеджмента. Для процесса формирования внутренней сегментарной отчетности нами были определены основные наиболее важные критерии выделения  сегментов, представленные на рисунке 1. 
 

       

         
 

         
 

       Рисунок 1 

       Решение проблем составления внутренней сегментарной отчетности отдано на откуп  предприятиям. В Законе РФ «О бухгалтерском  учете» лишь отмечена конфиденциальность содержащейся в ней информации: «Содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной»7 (ст. 10, п. 4) . 

       Формирование  внутренней сегментарной отчетности является заключительным этапом управленческого  учета.

       В результате обработки информации управленческого  учета составляются внутренние (сегментарные) отчеты, которые создаются бухгалтером-аналитиком и предъявляются как администрации  предприятия, так и менеджерам всех уровней управления. Основной целью  составления отчетности является обеспечение  необходимой информацией всех заинтересованных внутренних пользователей.  

       Зарубежные  источники содержат различные рекомендации по составлению сегментарной отчетности. Их анализ и обобщение позволяют  сделать некоторые выводы. 

1. Внутренний  отчет должен быть адресным  и конкретным. Он не принесет  желаемых результатов, если: 

- информация  собирается главным образом для  учета объема продаж или определения  затрат и не связанна с информационными  запросами конкретных управляющих,  возглавляющих центры доходов  или центры затрат; 

- будет  адресован не конкретному менеджеру,  а его более высокому руководителю; 

- будет  содержать расплывчатую информацию  по общим вопросам. Эффективный  управленческий контроль предполагает  наличие конкретной отчетной  информации. 

2. Для  принятия управленческих решений  полезна оперативная информация. Нельзя допустить, чтобы созданные  бухгалтером-аналитиком отчеты легли  на полку. Следовательно, отчет  должен быть интересен менеджеру,  поэтому его следует подать  в «заманчивой упаковке».

При составлении  внутренних отчетов следует учитывать  психологические особенности менеджера. Так, необходимо знать, какую форму  представления информации он предпочитает (табличную или графическую), каковы его планы и пожелания, стиль  работы и т.д. 

3. Не  стоит слишком углубляться в  прошлое; полезнее искать информацию, использование которой позволит  улучшить дальнейшую работу центра  ответственности. Нередко при  разработке сегментарной отчетности  бухгалтер-аналитик ошибочно увлекается  ретроспективным анализом в ущерб  будущим оценкам. При этом основной  упор делается на допущенные  в прошлом ошибки, выявление их  причин, проведение ревизий, а  не на разработку плана дальнейших  эффективных действий. Это снижает  качество управленческого контроля. 

4. Не  следует слишком часто менять  форматы сегментарных отчетов. 

5. Не  следует перегружать отчетность  расчетами. Управляющему нужен  минимальный объем данных, но  эти данные должны быть систематизированы  так, чтобы на основе содержащейся в них информации руководитель смог принимать оптимальные управленческие решения и осуществлять конкретные действия. 

Нет никакой  пользы оттого, что управляющий центра ответственности с калькулятором  в руках производит над отчетом  о деятельности своего подразделения  дополнительные вычисления. Гораздо  важнее обдумать те мероприятия и  решения, которые вытекают из анализа  уже приведенных в сегментарной отчетности данных. Раздел, касающийся плановых или прогнозных величин, рекомендуется  заполнять не бухгалтеру, а самому менеджеру. 

6. Отчеты  должны охватывать главное: то, что приближает всех работников  к выполнению плана. Отчет,  содержащий информацию, не нужную  менеджеру, снижает качество управленческого  контроля. 

7. Не  все поддается записи. Кроме составления  письменных отчетов управленческий  контроль предполагает проведение  бесед бухгалтера-аналитика с  управляющими всех уровней. 

Периодичность составления внутренней отчетности, ее точность, подробность и сроки  представления индивидуальны для  каждого предприятия, зависят от объекта и целей управления. При  решении всех этих вопросов администрация  предприятия руководствуется принципом  экономичности, в соответствии с  которым затраты на подготовку сегментарной отчетности не должны превышать экономический  эффект от ее использования. 

3. Требования, предъявляемые к внутренней отчетности.

       К формам отчетности разных подразделений  предъявляются различные требования, в зависимости от того, к какому виду центров ответственности эти  подразделения относятся.

       Например, в  основе составления отчетов по центрам затрат лежит принцип контролируемости, из которого вытекают два следствия: 

- детальности  отчетов уменьшается по мере  увеличения уровня руководителя, которому они представляются; 

- отчеты  вышестоящему руководству не  являются результатом суммирования  отчетов нижестоящим менеджерам.

Такой подход называют иногда управлением  по исключениям. Его суть состоит  в следующем: менеджеру, стоящему выше, нет необходимости проверять  подробности отчетов, составленных на более низком иерархическом уровне управления, до тех пор, пока не возникнет  какая-либо управленческая проблема.

       Различие  внешней сегментарной отчётности от внутренней сегментарной отчётности.

Внешняя сегментарная отчетность является частью бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, составляемой по установленным  законодательно требованиям и, в  большей степени, ориентирована  на нужды внешних пользователей  бухгалтерской (финансовой) отчетности, в то время как внутренняя сегментарная отчетность ориентирована на внутренних пользователей и формируется  по правилам, отличным от требований стандартов финансового учета и отчетности. 

     Порядок ведения внутреннего сегментарного  учета и формирования отчетности регламентируется внутрифирменными стандартами  коммерческой организации. Основные этапы постановки сегментарного учета и отчетности представлены на рисунке 28.  

Этап 1. Анализ  сложившейся структуры управления, ее достоинств и недостатков, необходимость перепроектировки, оценка ее влияния на учетно-аналитическую систему коммерческой организации.
Этап 2.  Определение основных групп пользователей, на которые ориентированы данные, формируемые в рамках сегментарного учета и отчетности и определение групп выделяемых сегментов, их классификация, создание справочника или классификатора сегментов организации, где описываются все уровни сегментации, используемые в организации.
Этап 3. Определение технологии обработки информации по сегментам,  ее анализа  и обобщения в сегментарной отчетности, методики сбора информации о внешней среде, определение форматов сегментарной отчетности и анализ функционирования разработанной внутренней сегментарной отчетности на основе осуществления контрольных процедур за соблюдением установленных корпоративных стандартов и Положений по внутренней отчетности.

Рисунок 2

       При составлении внутренней сегментированной отчетности показывается величина маржинального  дохода (суммы покрытия), приносимого  каждым сегментом, т.е. его вклад  в формирование прибыли сегмента более высокого уровня или организации  в целом. Выделяют два подхода  к составлению и анализу сегментированной отчетности9:

  • В первом варианте используется простой одноступенчатый расчет маржинального дохода, когда для каждого сегмента  такой подход сегмента  определяется как разность между объемом продаж и его переменными.
  • Во втором варианте используется двухступенчатый  расчете маржинального дохода, который содержит детализированную информацию о величине маржинальной прибыли, а также сумме постоянных затрат по каждому виду реализуемой продукции.  затратами. определяется как разность между объемом продаж и его переменными затратами.
 

       Любая сегментарная отчетность (в том числе  формируемая и по центрам затрат) должна содержать информацию об отклонениях  фактических показателей от плановых, что позволяет реализовать на практике принцип управления по отклонениям. Управление по отклонениям способствует: 

   1) оперативному выявлению фактов  роста прибыли или причин возникновения  убытков по каждому подразделению  или продукту. Ими могут быть  условия производства, ограниченность  производственных мощностей, ассортимент  продукции, политика ценообразования,  запасы на складе, количество  работающих и их профессиональный  уровень, наличие и стоимость  сырья, технологические особенности  и т.п.; 

2) установлению  ответственности за возникшие  неблагоприятные отклонения. В раках  затронутой нами проблемы наибольший  интерес представляет анализ  отклонений, возникающих по отдельным  структурным подразделениям, хотя  они могут рассчитываться и  по предприятию в целом, и  по отдельным видам продуктов. 
 

Вывод по главе 2:

       Внутренняя  сегментарная отчётность - одна из разновидностей сегментарной отчётности, которая необходима для обеспечения информацией  всех заинтересованных внутренних пользователей.

       Информация  внутренней сегментарной отчетности и  обычной деятельности коммерческой организации позволяют оценить  качество работы каждого сегмента бизнеса.

       Порядок ведения внутреннего сегментарного  учета и формирования отчетности регламентируется внутрифирменными стандартами  коммерческой организации.

       Внутренние (сегментарные) отчеты, создаются бухгалтером-аналитиком и предъявляются как администрации  предприятия, так и менеджерам всех уровней управления. Основной целью  составления отчетности является обеспечение  необходимой информацией всех заинтересованных внутренних пользователей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Отчёты по центрам ответственности, затрат, прибыли

и инвестиций

Центр ответственности

       В рамках ведения сегментарного учета  и составления сегментарной отчетности, выделяют центр ответственности, центр затрат, центр прибыли и центр инвестиций.

       Центр ответственности10 – это часть организации, по которой целесообразно аккумулировать учетную информацию о деятельности такого центра. Отчеты центров ответственности должны включать те статьи затрат и поступлений (доходов, выручки), на которые может повлиять руководитель центра. Его, в свою очередь,  можно назвать центром отчетности.  

Информация о работе Внутренняя отчётность как разновидность сегментной отчётности. Отчётность по центрам затрат, прибыли, ответственности и инвестиций