Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:28, курсовая работа
цель курсовой работы: дать понятие сегмента, сегментарной отчётности, и охарактеризовать для чего и каких целей нужна внутренняя сегментарная отчётность в организации. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1.Дать основное понятие сегмента, сегментарной отчётности и её состав.
2.Дать характеристику внутренней сегментарной отчётности, её цель, требования предъявляемые к ней и состав.
3.Дать характеристику отчётности по центрам ответственности, центру затрат, центру прибыли и центру инвестиций.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1:Основные понятия сегмента и сегментной отчётности……………….4
Глава 2: Характеристика внутренней сегментарной отчётности………………9
Глава 3:Отчёты по центрам ответственности, затрат, прибыли
и инвестиций…………………………………………………………………..…18
Заключение………………………………………………………………….……25
Список используемой литературы………………………………………...……28
Концепцию учета по центрам ответственности впервые выдвинул американский ученый Джон Хиггинс. Обосновывая необходимость организации такой системы учета, он писал, что учет по центрам ответственности – это система бухгалтерского учета, которая перекраивается организацией так, что затраты аккумулируются и отражаются в отчетах на определенных уровнях управления.
Центр
ответственности – это сегмент
организации, по которому контролируются
как производственные затраты, так
и полученный доход или процесс
его инвестирования. Причем руководитель
центра ответственности несет
Цель
учета по сегментам ответственности
состоит в обобщении данных о
затратах и результатах деятельности
по каждому центру ответственности
с тем, чтобы возникающие отклонения
можно было отнести на конкретное
лицо. Реализовать данную цель возможно
на основе анализа и оценки деятельности
в разрезе центров
Центр затрат.
Центр затрат – подразделение, руководитель которого отвечает за затраты. Например, производственный цех, конструкторское бюро. ЦЗ могут входить в состав других более крупных ЦО. Центры затрат можно разбить на центры регулируемых, произвольных (частично регулируемых) и слабо регулируемых затрат.
Главный инструмент управленческого учета, позволяющий контролировать деятельность центра затрат - смета. Смета для центра затрат должна содержать информацию об ожидаемых затратах, основанную на планах управления и концепции контролируемых затрат. Определение контролируемых статей - ключевая задача при внедрении на предприятии системы учета по центрам ответственности. В идеале все затраты должны быть закреплены за определенными подразделениями и конкретными подотчетными лицами. Менеджер подразделения должен иметь реальную возможность влиять на величину этих затрат. Широкое распространение получили гибкие сметы, позволяющие пересчитывать ожидаемые затраты на фактический объем производства.
Сравнение фактических
Статьи контролируемых затрат | Затраты
по смете |
Фактические затраты | Отклонения |
Таблица 2. Отчет об исполнении сметы.
Отчет об исполнении сметы и другие формы внутрифирменной отчетности базируются на соблюдении двух принципов:
1. внутрихозяйственная
2. отчетность должна содержать
информацию об отклонениях,
Большинство руководителей не имеют времени
изучать детализированные бухгалтерские
отчеты и искать проблемные области. Поэтому
такие отчеты наряду с суммарными
величинами должны указывать статьи, по
которым отмечены особо плохие или особо
хорошие результаты. Сметы и отчеты об
их исполнении составляют первый (нижний)
уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной)
управленческой отчетности.
Центр прибыли
Центр прибыли - подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за финансовые результаты своей деятельности. Это предприятия в составе крупного объединения. Менеджер центра прибыли контролирует цены, объем производства и реализации, а также затраты, поэтому основным контролируемым показателем является прибыль. Центр
прибыли может состоять из нескольких центров затрат (предприятия, входящие в состав объединения имеют цехи, участки). Шиллинглоу (1982) сводит термин "центр прибыли" к подразделению организации, которое обладает тремя основными характеристиками:
Такие центры прибыли обычно
называются стратегическими
Поскольку управляющие центры прибыли несут ответственность и обладают полномочиями как в части затрат, так и в части поступлений, то отчеты, используемые в системе учета по центрам ответственности для оценки центра прибыли, обычно имеют форму отчета о прибыли. Эти отчеты отражают затраты и поступления подразделений вплоть до формирования валовой прибыли от реализации или операционной прибыли.
Производственная с-ть = прямые затраты по оплате труда + прямые материальные затраты + накладные расходы данного центра ответственности.
Отчетность центра прибыли
Операционные расходы - расходы по реализации (коммерческие) и административные (общехозяйственные) расходы, но не включающие выплачиваемые проценты за кредит и налог на прибыль (эти расходы
осуществляет
предприятие в целом). Операционные
расходы, относимые на центр
прибыли можно разделить на
прямые и косвенные (нельзя
непосредственно увязать с
Отчеты
о прибыли, где сопоставляются соответствующие
величины затрат и поступлений центров
прибыли - второй уровень внутрифирменной
управленческой отчетности.
Центр инвестиций
Центр инвестиций - подразделение, руководитель которого отвечает не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения. Примером может служить дочернее предприятие, имеющее право инвестировать собственную прибыль.
Цель центра инвестиций - не только получение максимальной прибыли, но и достижение максимальной рентабельности вложенного капитала, максимальной доходности инвестиций, увеличение акционерной стоимости.
Центр инвестиций можно рассматривать как совокупность центра затрат и центра прибыли. Поэтому к нему в равной мере применимы те же учетно-аналитические инструменты, что и к центрам ответственности других видов.
Управление затратами центры инвестиций осуществляют при помощи
операционного бюджета, отчета о его исполнении, баланса и отчета о
денежных потоках. Оценка эффективности функционирования центров инвестиций осуществляется путем расчета аналитических показателей: традиционных (рентабельность капиталовложений, окупаемость вложенного капитала) и дисконтированием денежных потоков (внутренняя норма рентабельности, чистая приведенная стоимость).
Поскольку обычно центром
ROA=прибыль/активы
В качестве базы активов можно принять:
1) суммарные активы, непосредственно идентифицируемые с отделением;
2) операционные(используемые) активы (суммарные минус незанятые, купленные для будущего использования);
3)
оборотный капитал (текущие
Для оценки и сравнения результатов деятельности отделений показатель прибыли в формуле ROA можно определять как:
1) операционная прибыль отделения (прибыль до выплаты процентов и налогов на прибыль), учитывающая распределенные на отделения операционные расходы предприятия в целом;
2)остаточный
доход.
Вывод по главе 3:
Отчёт по центрам ответственности имеет тенденцию сосредоточиваться на отклонениях от плана и поэтому подразумевают подход "управление по отклонениям". Отчеты сосредоточиваются на вкладе в прибыль отдельного продукта или сегмента. Для того чтобы определиться с этим вкладом, приводятся только непосредственно связанные с конкретным продуктом или сегментом прибыль и затраты. В системе учета по центрам ответственности данные объединяются и консолидируются на каждом уровне управления.
Главный инструмент управленческого учета, позволяющий контролировать деятельность центра затрат - смета. Смета для центра затрат должна содержать информацию об ожидаемых затратах, основанную на планах управления и концепции контролируемых затрат.
Центры прибыли несут ответственность и обладают полномочиями как в части затрат, так и в части поступлений, то отчеты, используемые в системе учета по центрам ответственности для оценки центра прибыли, обычно имеют форму отчета о прибыли. Эти отчеты отражают затраты и поступления подразделений вплоть до формирования валовой прибыли от реализации или операционной прибыли.
Поскольку
обычно центром инвестиций является
предприятие, то отчетность представляет
собой традиционную финансовую отчетность
предприятия.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы, были решены поставленные перед ней задачи, в результате чего можно сделать следующие выводы:
1) Сегментарная отчётность - это отчётность, сформированная по отдельным сегментам бизнеса(центрам ответственности) организации.
Целью сегментарной отчётности это предоставление внешним и внутренним пользователям информации о фактических, плановых и прогнозных показателях деятельности сегментов организации, их активов, обязательств, а также данных о сегментах с целью формирования сегментарной отчетности.
Сегмент – это часть деятельности организации в определенных условиях. В соответствии с ПБУ 12/2000 выделяют следующие основные понятия:
На основе построения сегментарной отчетности важным элементом в принятии управленческих решений является форма внутреннего и внешнего отчета, расположение и подача соответствующей информации, которая в дальнейшем будет являться основой для проведения анализа и оценки деятельности центров ответственности.
2) Внутренняя сегментарная отчётность - одна из разновидностей сегментарной отчётности, которая необходима для обеспечения информацией всех заинтересованных внутренних пользователей.