Выбор и обоснование использования элементов маржинального анализа в принятии управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 02:37, курсовая работа

Описание

В настоящее время в нашей стране активно развивается экономика, и большую долю здесь занимает развитие предпринимательской деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, работ или услуг. Основной задачей хозяйственной деятельности предприятий является извлечение прибыли, что невозможно себе представить без финансового обеспечения текущего процесса работы. Успех фирмы на рынке во многом зависит от состояния финансов и качественного планирования их движения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
1 Обоснование управленческих решений на основе маржинального анализа…
1.1 Сущность и значение маржинального анализа………………………..
1.2 Использование маржинального анализа в принятии управленческих решений………………………
1.3 Методика маржинального анализа прибыли…………………………..
1.4 Методика маржинального анализа показателей рентабельности………
2 Маржинальный анализ ООО «Дальсвязь»…………………….
2.1 Анализ основных и оборотных средств предприятия…………….
2.2 Анализ финансового состояния предприятия………………………
2.3 Анализ финансового результата деятельности предприятия…………
3 Расчетная часть курсовой работы……………………………………
Заключение……………………………………………………..
Список используемой литературы………………….

Работа состоит из  1 файл

Выбор и обоснование использования элементов маржинального анализа в принятии управленческого решения.doc

— 454.00 Кб (Скачать документ)

Идеальные условия  для бизнеса — сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой  маржей. Маржинальный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда — в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками.

Расчет порога рентабельности начинают с деления  издержек на переменные и постоянные, так как без этого невозможно вычислить валовую маржу. Сопоставив ее с суммой выручки, получают так называемый коэффициент валовой маржи — долю валовой маржи в выручке от продажи.

Постоянные  издержки делят на коэффициент валовой маржи и получают порог рентабельности.

Превышение  фактической выручки от продажи  над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.

Прогнозируемая  прибыль рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент  валовой маржи (этот способ расчета прибыли легко обосновывается проверкой тождества: Запас финансовой прочности х Коэффициент валовой маржи = Прибыль).

Анализ прибыли  производится с целью определения  реальной величины чистой прибыли и  ее качества, стабильности основных элементов балансовой прибыли, тенденций их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, «зарабатывающей» способности предприятия. Для достижения этих целей в процессе анализа по показателям прибыли, используемым в хозяйственной практике, изучаются: выполнение плана (проекта, прогноза) и динамика; факторы их формирования; резервы роста; направления, пропорции и тенденции распределения прибыли.

В процессе анализа  дается оценка плана (прогноза) прибыли. Результаты анализа используются и для выбора наилучшего варианта инвестиций, развития предприятия с учетом перспектив.

По результатам  анализа разрабатываются конкретные рекомендации по наиболее эффективному использованию заработанной прибыли, выявленных резервов ее роста. Анализ должен дать ответ и на вопросы о влиянии на прибыль нарушения договорной, технической, технологической, финансовой дисциплины.

Источниками информации для анализа прибыли являются учетные данные, формы (расчеты) плана  экономического и социального развития или бизнес-плана по формированию прибыли и др.

Прибыль как  основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между  выручкой от продажи по соответствующим  ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

Выделяют несколько  методов анализа и планирования прибыли. Главные из них — метод  прямого счета и аналитический.

Метод прямого  счета наиболее широко распространен  в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от продажи продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:

П = (В х Ц) - (В х С),

где П — плановая прибыль; В — выпуск товарной продукции  в планируемом периоде в натуральном  выражении; Ц — цена за единицу  продукции (за вычетом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли  предшествует определение выпуска  сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции  на складе и товаров отгруженных  на начало и конец планируемого года.

Расчет прибыли  методом прямого счета прост  и доступен. Однако он не позволяет  выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой  номенклатуре выпускаемой продукции  очень трудоемок.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

- определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

- исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

- учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.

Используя данный метод, прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Следует отметить, что при прямом методе оценки и анализа плановая прибыль определяется как общая сумма, без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе проявляются как положительно, так и отрицательно воздействующие на прибыль факторы.

На изменение  балансовой прибыли оказывают влияние  многие факторы. По степени соподчиненности  — это факторы первого и  второго порядков.

К факторам первого  порядка относятся изменения: прибыли  от реализации продукции (работ, товаров, услуг); прибыли от прочей реализации; внереализационных результатов.

Факторами второго  порядка являются изменения объема, структуры, полной себестоимости реализованной  продукции, цен на реализованную  продукцию; доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях; штрафов, пени, неустоек, полученных за вычетом уплаченных; прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; поступлений долгов и дебиторской задолженности; финансовой помощи от других предприятий и организаций, пополнения фондов специального назначения и др.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядка  с балансовой прибылью прямая, за исключением  изменения себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли, а повышение — к ее снижению.

Маржинальный  анализ предприятия позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. Он должен ответить на вопрос: каковы источники  и суммы денежных средств, которыми располагает фирма, на какие цели и нужды они расходуются?

В рамках анализа  оценивается эффективность использования  денежных ресурсов, капитала. Обязательный раздел анализа — изучение состава  и источников доходов и направлений  расходов фирмы, рассмотрение объемов  продаж товаров и услуг, себестоимости реализованной продукции с выделением валовых, постоянных и переменных издержек. Должны быть выделены и оценены показатели прибыли и рентабельности, выявлены тенденции их динамики.

Анализ итогового  баланса фирмы дает представление  о ее финансовом положении на конец истекшего периода, оценку собственного капитала, его объемов, динамики и структуры.

Необходимая часть  маржинального анализа — рассмотрение источников формирования и направлений  использования денежных средств  предприятия, оценка влияния движения этих средств на использование оборотного капитала. Данные анализа могут быть представлены в таблицах с краткими комментариями и выводами.

 

    1. Методика маржинального анализа прибыли.

 Методика  маржинального анализа прибыли,  в отличие от традиционной, применяемой на отечественных предприятиях, позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.

Методика факторного анализа прибыли, применяемая в  нашей стране, предполагает использование следующей модели:

П = VРП(p – с),

где VРП - физический объем продаж; р - цена реализации; с - себестоимость единицы продукции.

При этом исходят  из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость продукции снижается, так как меньше постоянных затрат приходится на единицу продукции. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

Для обеспечения  системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и  прогнозирования ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель:

П = VPП (р – b) – А,

где   р  — цена изделия; b - переменные затраты  на единицу продукции; А - постоянные затраты на весь объем продаж данного  вида продукции.

Эта формула  применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. При этом учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное — посредством влияния данного фактора на себестоимость изделия, что дает возможность правильнее исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли.

Методика анализа  прибыли несколько усложняется  в условиях много-продуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

Преимущество  методики маржинального анализа прибыли состоит в том, что она, в отличие от традиционной, позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

 

1.4  Методика  маржинального анализа показателей рентабельности 

Методика анализа  рентабельности, применявшаяся и применяемая на многих предприятиях, также не учитывает взаимосвязь «затраты – объем—прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, как мы уже убедились, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

Преимущество  методики маржинального анализа  показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение уровня рентабельности. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

 

2 Анализ финансового  состояния предприятия на примере ООО «Дальсвязь» 

Оценка производственной, инвестиционной и хозяйственной деятельности  предприятия находит отражение в системе экономических показателей. Экономический показатель – это количественная и качественная характеристика явления, процесса и их результата. Каждое экономическое явление или процесс определяется не одним, а целым комплексом взаимосвязанных показателей.

Показатели  масштабов деятельности ООО «Дальсвязь» отражены в табл. 1.

Таблица 1. Основные технико-экономические  показатели деятельности предприятия

Показатели

Ед. измерения

2010

год

2011

год

Темп

роста, %

Товарная продукция

тыс. руб.

224205,22

236617,70

105,54

Товарная продукция

тыс. н/ч

907,42

952,61

104,98

Себестоимость товарной продукции

тыс. руб.

205835,17

210072,29

102,06

Прибыль от производства товарной продукции

 

тыс. руб.

 

18370,05

 

26545,41

 

144,50

Рентабельность  продукции

%

8,92

12,64

141,70

Затраты на один рубль товарной продукции

 

руб.

 

0,92

 

0,89

 

96,74

Производительность  труда ППП 

тыс. руб.

698,46

708,44

101,43

Выработка одного основного 

рабочего

 

н/ч

 

4629,69

 

4646,88

 

100,37

Среднесписочная численность персонала, всего

      из них: 

             рабочие 

   в т.ч.  основные рабочие

             служащие

 

чел.

 

чел.

чел.

чел.

 

321

 

237

196

84

 

334

 

248

205

86

 

104,05

 

104,64

104,59

102,38

Фонд заработной платы ППП

тыс. руб.

29197,21

34155,48

116,98

Фонд заработной платы основных рабочих

 

тыс. руб.

 

16763,65

 

19810,13

 

118,17

Среднемесячная  заработная плата ППП

 

руб.

 

7579,75

 

8521,83

 

112,43

Среднемесячная  заработная плата основного рабочего

 

руб.

 

7127,40

 

8052,90

 

112,98

Информация о работе Выбор и обоснование использования элементов маржинального анализа в принятии управленческого решения