Выполнение производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:22, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: проанализировать выполнение производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия.

Задачи анализа выполнения производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия:
изучить теоретические основы анализа выполнения производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия;
провести анализ выполнения производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия;
обобщить результаты анализа.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы анализа выполнения производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия 7
1.1. Характеристика производственной программы 7
1.2. Проблемы управления и анализа выполнения производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия 10
1.3. Общая характеристика методики выполнения производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия 12
2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия 16
2.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции 16
Таблица 1 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах 17
Таблица 2 - Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции 18
Таблица 3 - Оперативный анализ выполнения плана 19
Таблица 4 - Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март, млн. руб. 20
2,2. Анализ ассортимента и структуры продукции 21
2.3. Анализ качества произведенной продукции 27
Таблица 101 - Анализ обобщающих показателей качества продукции 29
Таблица 11 - Анализ качества продукции 30
Заключение 34
Список использованной литературы 40

Работа состоит из  1 файл

КЭА.doc

— 333.00 Кб (Скачать документ)

     Исходя  из выявленных критериев, эффективность  производственной деятельности может  быть проанализирована по следующим  аспектам:

     – анализ объемов, ассортимента и структуры  производства

     – анализ выполнения производственной программы;

     – анализ качества производимой продукции;

     – анализ ритмичности производства;

     – анализ эффективности использования  производственных мощностей (маржинальный анализ "узких мест");

     – анализ факторов производства

     – оценка резервов роста объемов производства

     – анализ затрат на производство

     Целью анализа объема выпуска и реализации продукции является выявление резервов роста объема выпуска продукции, формирование ассортимента реализуемой продукции, расширение доли рынка при максимальном использовании производственной мощности, составление прогноза развития производства.

     Комплексный целевой анализ выпуска и реализации продукции необходимо осуществлять для анализа конкурентных позиций  предприятия и его способности  гибкого маневрирования ресурсами  при изменении конъюнктуры рынка. Этот общий анализ реализуется путем проведения следующих частных анализов: анализ объема и структуры выпуска продукции, анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции, анализ технического уровня и качества продукции, анализ резервов роста объемов производства, анализ безубыточности и оценка запаса финансовой прочности.

      1.3. Общая характеристика  методики выполнения производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия

 

     Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли  предприятия.

     Основной  задачей комплексного анализа выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.  Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:

  • оценки выполнения степени плана реализации продукции и производственной программы;
  • оценки динамики выпуска и реализации продукции;
  • оценки выполнения договоров по объему. Ритмичности поставки, качеству и комплексности продукции;
  • установление причин снижение объектов производства и неритмичности выпуска;
  • количественной оценки резервов роста выпуска и реализации продукции.

     Изучение  объемов производства осуществляется в определенном диапазоне деловой  активности, т.е. в границах min - max, представляющих релевантный ряд. Анализ может производиться не только в границах абсолютного min-max, но и в пределах неизменных постоянных издержек. Релевантный ряд составляют минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции.

     Минимально  допустимый (безубыточный) объем реализации - это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

     Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.

     Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо.

     Ассортимент - перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) - это номенклатура.

     Объем производства и реализации продукции  являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

     Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.  

     

       
 

       
 

     

       

     

       

     Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-п (годовая) "Отчет  по продукции", ф. № 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного  предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф. № 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.

     Источниками информации для анализа производства и реализации продукции в данной работе были использованы оперативные  планы-графики предприятия, форма  № 1 - п "Сведения о производстве и  отгрузке товаров и услуг",   форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках", годовой баланс предприятия.

      2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия

      2.1. Анализ динамики  и выполнения плана  производства и  реализации продукции

 

     Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

     Важное  значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные  показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

     Условно-натуральные  показатели, как и стоимостные, применяются  для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

     Нормативные трудозатраты используются также для  обобщенной оценки объемов выпуска  продукции в тех случаях, когда  в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

     Анализ  начинается с изучения динамики выпуска  и реализации продукции, расчета  базисных и цепных темпов роста и  прироста (табл. 1).

     Таблица 1 - Динамика производства и реализации продукции  в сопоставимых ценах

    Год Объем производства продукции, млн руб. Темпы роста, % Объем реализации, млн. руб. Темпы роста, %
    базисные цепные базисные цепные
    2006 90000 100 100 89500 100 100
    2007 95800 102,7 102,7 92600 103,4 103,4
    2008 92400 106,4 103,6 94300 105,4 101,8
    2009 94 100 104,5 98,2 93500 104,4 99,2
    2010 100800 112 107,1 96600 107,9 103,0
 

     Из  таблицы видно, что за пять лет  объем производства возрос на 12 %, а  объем реализации - на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и  реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста  производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

     Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

     Исчислим  его по среднегеометрической:

     В приведенном примере среднегодовой  темп прироста выпуска продукции  составляет 2,87 %, а реализации продукции - 1,92 %.

     Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно  изобразить графически (рис. 1). 

     

     Рис.1. - Динамика производства и реализации продукции за период с 2006 по 2010 год 

     Оценка  выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл. 2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5 %, а по реализации - только на 1,42 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

     Таблица 2 - Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции

Изделие Объем производства продукции, млн. руб. Реализация  продукции, млн. руб.
план факт +,- % к плану план факт +,- % к плану
А 28800 25200 -3600 -12,5 28500 24250 -4250 -14,9
B 33600 33264 -336 -1,0 33600 31800 -1800 -5,35
C 19200 22176 +2976 +15,5 18900 21350 +2450 +13,0
D 14400 20160 +5760 +40,0 14250 19200 +4950 +34,7
И т.д.                
Итого 96000 100800 +4800 +5,0 952500 96600 +1350 +1,42

Информация о работе Выполнение производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия