Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:22, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать выполнение производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия.
Задачи анализа выполнения производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия:
изучить теоретические основы анализа выполнения производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия;
провести анализ выполнения производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия;
обобщить результаты анализа.
Введение 3
1. Теоретические основы анализа выполнения производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия 7
1.1. Характеристика производственной программы 7
1.2. Проблемы управления и анализа выполнения производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия 10
1.3. Общая характеристика методики выполнения производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия 12
2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту, качеству и структуре продукции предприятия 16
2.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции 16
Таблица 1 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах 17
Таблица 2 - Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции 18
Таблица 3 - Оперативный анализ выполнения плана 19
Таблица 4 - Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март, млн. руб. 20
2,2. Анализ ассортимента и структуры продукции 21
2.3. Анализ качества произведенной продукции 27
Таблица 101 - Анализ обобщающих показателей качества продукции 29
Таблица 11 - Анализ качества продукции 30
Заключение 34
Список использованной литературы 40
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 3).
|
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (табл. 4).
Изделие | Потребитель | План поставки по договору | Фактически отгружено | Недопоставка продукции | Зачетный объем в пределах плана |
А В И т.д. |
1
2 3 1 2 |
800
800 600 500 1200 |
850
750 700 500 1050 |
-50 -150 |
800
750 600 500 1050 |
Итого | 8000 | 8500 | -800 | 7200 |
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам ( ) и его недовыполнением ( ) на плановый объем ( ):
или 90%
Из табл. 4 видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год -на 5 % (табл. 5).
Таблица 5 - Анализ выполнения договорных обязательств за год. млн. руб.
Месяц | План поставки продукции | Недопоставка продукции | Выполнение, % | |||
за месяц |
с начала года | за месяц | с начала года | за месяц | с начала года | |
январьФевраль Март …… Декабрь |
7500
7800 8000 9500 |
7500
15300 23300 95850 |
-300
-100 -800 - |
-300
-400 -1200 -4800 |
96,0
98,7 90,0 100,0 |
96,0
97,4 94,8 95,0 |
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
-
определение текущих и
-
оценку уровня
-
изучение жизненного цикла
-оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл. 6 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9 % (92 064 / 96 000 х 100) .
Таблица 6 - Выполнение плана по ассортименту продукции
Изделие |
Объем производства
продукции в плановых ценах, млн. руб. |
Процент
выполнения плана |
Объем продукции,
зачтенный в выполнение плана по ассортименту | |
А
В С D |
28800
33600 19200 14400 |
25200
33264 22176 20160 |
87,5
99,0 115,5 140,0 |
25200
33 264 19200 14400 |
Итого | 9600 | 100800 | 105,0 | 92064 |
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Расчет
влияния структуры производства
на уровень перечисленных
= 100800 млн. руб.
= 98500 млн. руб.
= 100 800-98 500 = +2300 млн. руб.
Таблица 7 - Анализ структуры товарной продукции
|