Затраты и их классификация в бухгалтерском управленческом учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности затрат и их классификации в бухгалтерском управленческом учете. Задачами является изучить понятие затрат, их классификацию, группировку, а также рассмотреть основные понятия учета затрат на производство.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая!!!.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

Введение

 

      Цель  производственной деятельности предприятия  – выпуск продукта, его реализация и получение прибыли. Производственные процессы – второй и главный этап производства, в котором реализуется цель создания и функционирования предприятия. Процесс управления производственной деятельностью охватывает постоянное сопоставление затрат и полученных результатов.

      Затраты играют большую роль в деятельности организации. От величины затрат зависит  финансовый результат от продажи  готовой продукции, выполнения работ, услуг. Ведь финансовый результат определяют как разницу между выручкой от продажи продукции без вычетов, предусмотренных законодательством и затратами на ее производство и реализацию. Так как затраты, связанные с производством и продажей продукции, оказывают непосредственное влияние на себестоимость. С этих позиций тема данной курсовой работы является актуальной.

      Главное назначение учета затрат на производство – контроль за производственной деятельностью  и управление затратами на ее осуществление.

      Правильная  организация учета затрат на производство, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием на предприятии материальных, трудовых и финансовых ресурсов и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой при решении вопросов налогообложения прибыли. Кроме того, успех фирмы зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам: 1. Затраты на производство и реализацию продукции выступают важнейшим элементом при определении справедливой и продажной конкурентной цены; 2. Информация о себестоимости продукции часто лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами; 3. Знание себестоимости необходимо для определения сальдо материальных счетов на конец отчетного периода.

      Целью данной курсовой работы является изучение сущности затрат и их классификации в бухгалтерском управленческом учете. Задачами является изучить понятие затрат, их классификацию, группировку, а также рассмотреть основные понятия учета затрат на производство.

      1. Затраты как один  из основных объектов  управленческого учета

      1.1 Понятие «затраты» и «расходы»

      Затраты - стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации  за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты  могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

      Часто, понятие "затраты" отождествляется  с понятием "расходы", однако эти  явления имеют принципиальные отличия  и не могут использоваться как  синонимы только в конкретном тексте.

      Расходы представляют собой отток экономических  выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации.

      По  признаку принадлежности к отчетным периодам расходы организации делятся на две категории:

      - расходы данного (текущего) отчетного периода;

      - отложенные расходы.

      Расходы данного (текущего) отчетного периода - расходы, обусловленные фактами  хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода.

      Отложенные  расходы - расходы, связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения  возможных доходов в будущем. Это условные расходы, поскольку они не признаны в качестве расходов в текущем отчетном периоде и в данном отчете о прибылях и убытках. Отложенные расходы подлежат капитализации на балансе организации.

      Отложенные  расходы по признаку возможности  возникновения будущих ресурсов организации делятся на:

      - инвестиции (капитальные вложения);

      - расходы будущих периодов.

      Расходы данного (текущего) отчетного периода  по признаку взаимосвязи с доходами отчетного периода делятся на:

      - расходы данного (текущего) отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами;

      - расходы данного (текущего) отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов (расходы периода).

      Расходы данного (текущего) отчетного периода, обусловленные полученными в  данном отчетном периоде доходами, не могут быть признаны в данном отчете о прибылях и убытках до тех пор, пока не будет признан доход.

      Расходы данного (текущего) отчетного периода, не связанные с получением текущих  доходов (расходы периода), признаются в текущем отчетном периоде и в данном отчете о прибылях и убытках вне зависимости от факта получения доходов в данном отчетном периоде. Эти расходы обусловлены в большей степени наличием периода, нежели наличием или отсутствием дохода.

      Примером  расходов периода в отдельных случаях могут служить амортизация активов и расходы по аренде офисных помещений.

      Рассмотрим определения, даваемые понятию «расходы» в отечественном законодательстве. Впервые понятие расходов, близкое по смыслу к содержанию Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО), было сформулировано для целей бухгалтерского учета в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной 29 октября 1997г.

      Методологическим  советом по бухгалтерскому учету  при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров. В соответствии с п.7.6 указанного документа «... расходами признается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала (кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников). Расходы включают материальные затраты, затраты на производство продукции (работ, услуг), оплату труда работников и управленческого персонала, амортизационные отчисления, иные затраты, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.)».

      В содержании ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (с учетом последующих изменений) и вступившего в силу с 1 января 2000 г., дано следующее определение расходов: «... расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)» (п.2). Данное определение расходов, в общем, практически соответствует определению из раздела «Принципы» сборника МСФО.

      Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:

      получены  доходы в результате их осуществления;

      имеется достаточная степень уверенности  в отсутствии доходов как в  данном, так и в будущих отчетных периодах.

      Совокупность  затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов (правило соотношения расходов и затрат).

      В общем случае стоимостная оценка потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов.

      1.2 Затраты на продукт и на расходы периода

      В зависимости от метода признания  затрат в отчете о прибылях и убытках их можно разделить на «затраты на продукт» и «затраты (расходы) периода». «Затраты на продукт» непосредственно связаны с осуществлением производственной деятельности предприятия, изготовлением продукции. Они имеют место при наличии производства и в большей части отсутствуют при свертывании производства. «Затраты (расходы) периода» являются функцией отчетного периода, они связаны скорее с длительностью отчетного периода, чем с выпуском и продажей продукции. Таким образом, затраты (расходы) периода можно рассматривать в качестве убытков отчетного периода. Таким образом, можно сделать вывод, что если нет производства, нет затрат на продукт, то все равно остаются затраты периода.

      Затраты на продукт распределяются между текущими расходами, участвующими в формировании доходов отчетного периода, и запасами. Эти переходящие затраты (составляющие стоимость запасов) становятся расходами (в качестве себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг), только когда продукция реализована, что может произойти через несколько периодов после того, как она была произведена. Синонимом затрат на продукт является термин «запасоемкие затраты».

      Затраты периода (например, ими могут быть управленческие и коммерческие затраты) признаются в том периоде (месяц, квартал, год), когда они были произведены; они не проходят через стадию запасов (то есть не признаются активами), а сразу же оказывают влияние на размер прибыли, отражаясь в отчете о прибылях и убытках. Их можно также назвать «незапасоемкими».

      Согласно  ПБУ 10/99 "Расходы организации" (п.4) «... расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

      расходы по обычным видам деятельности;

      операционные  расходы;

      внереализационные расходы».

      В соответствии с п.7 «...расходы по обычным видам деятельности формируют:

      расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально - производственных запасов;

      расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально - производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.)».

      Далее, в п.9 говорится о том, что «... для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров. При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности».

      Таким образом, именно управленческие и коммерческие расходы в соответствии с российским законодательством в области бухгалтерского учета могут признаваться расходами периода и, как следствие, списываться на финансовые результаты в периоде их возникновения. Выбор того или иного порядка признания управленческих и коммерческих затрат представляет собой право предприятия, и выбранный вариант должен закрепляться в таком внутреннем документе предприятия, как его учетная политика.

      Данное правило касается признания управленческих и коммерческих расходов в финансовом (бухгалтерском) учете.

      1.3 Структура и содержание  расходов на продажу  и управленческих  расходов

      Управленческие  расходы представляют собой расходы, связанные с осуществлением хозяйственных  операций по использованию материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов в процессе управления предприятием и обусловленные его содержанием как единого имущественно - финансового комплекса.

      Для обобщения информации о расходах на нужды управления используется счет 26 «Общехозяйственные расходы». Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000г. N 94н «... на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно - управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы».

Информация о работе Затраты и их классификация в бухгалтерском управленческом учете