Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию: действующий механизм, проблемы и пути их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 03:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение действующего механизма исчисления и уплаты акцизов, выявление проблем и перспектив его развития в современной налоговой системе Российской Федерации.
Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть исторические этапы становления акцизного налогообложения.
2.Провести сравнительную характеристику ФЗ и НК по акцизному налообложению.
3.Классифицировать основные элементы акциза на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты акцизного налогообложения 5
1.1 Ретроспективнвый анализ акцизного налогообложения 5
1.2 Нормативно-законодательная база акциза и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации 9
1.3 Международная практика акцизного налогообложения. 15
Глава 2. Действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 20
2.1 Основные элементы акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 20
2.2 Налоговая декларация по акцизам и особенности ее заполнения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 30
2.3 Порядок исчисления, сроки уплаты акциза на алкогольную (спиртосодержащую) продукцию 37
Глава 3. Проблемы акцизного налогообложения и пути их решения 47
3.1 Арбитражная практика 47
3.2 Перспективы развития акцизного налогообложения 51
Заключение. 60
Список используемой литературы. 62

Работа состоит из  1 файл

курсовая (Восстановлен).docx

— 126.77 Кб (Скачать документ)

6) Решение Арбитражного суда Московской области от 06.09.2005 по делу N А41-К2-6576/05

 Суд удовлетворил заявление  органа внутренних дел о привлечении  предпринимателя к административной  ответственности за реализацию  алкогольной продукции без надлежаще  оформленных товарно-транспортных  документов и сертификатов соответствия, поскольку факт вменяемого ответчику  правонарушения подтвержден материалами  дела.

На основании данных решений  Арбитражного суда можно сделать  вывод о том, что все вышеперечисленные  правонарушения были совершены налогоплательщиками и обращение налоговых органов в суд является обоснованным и законным.

В Кодексе Российской Федерации  об административных правонарушениях  предусмотрен целый ряд составов административных правонарушений, так  или иначе связанных с производством, оборотом или потреблением алкогольной  продукции (часть 2 статьи 6.10 «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ», статья 6.14 «Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам», часть 1 ст. 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения», статья 12.26 «Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения», статьи 14.16 «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе», статьи 14.17 «Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта», статьи 14.18 «Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции», статьи 14.19 «Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», часть 2 статьи 15.12 «Выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации», статьи 15.13 «Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта», часть 1 и часть 2 статьи 20.20 «Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах», статья 20.21 «Появление в общественных местах в состоянии опьянения» и статья 20.22 «Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах» КоАП РФ).

Законодательство некоторых  субъектов Российской Федерации  также предусматривает административные правонарушения в области оборота  алкогольной продукции. В качестве примера можно привести статьи 17 и 48 Закона Забайкальского края от 02.07.2009 № 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях», статью 11.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях от 21.11.2007 № 45, статью 2.8 КоАП Республики Татарстан от 19.12.2006 № 80-ЗРТ, статью 2.9 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях от 20.05.2003 № 34-З, статью 2.11 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», статьи 21.1-21.5, 22 и 23 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», статью 3.5 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз «Об административных правонарушениях», статью 3.2 Закона Саратовской области от 29.07.2009 № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области».

Мы рассмотрели и систематизировали основные вопросы, связанные с применением статьи 6.14, части 2 статьи 14.16, части 3 статьи 14.16, части 4 статьи 14.17, статей 14.19 и 15.13 КоАП РФ, поскольку проведенный анализ судебно-арбитражной практики показал, что хозяйствующие субъекты наиболее часто привлекаются к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных именно упомянутыми нормами в Схеме 2 (Приложение 6).

Четвертым арбитражным апелляционным  судом в 2008 году было рассмотрено 3 дела, связанных с привлечением к ответственности  по статье 6.14 КоАП РФ, 15 дел о привлечении к ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, 55 дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ и 1 дело, предметом которого являлось оспаривание постановления налогового органа о привлечении к ответственности по статье 15.13 КоАП РФ.

В 2009 году (по состоянию на 16 ноября 2009 года) Четвертым арбитражным  апелляционным судом рассмотрено 4 дела о привлечении к административной ответственности по статье 6.14 КоАП РФ, 8 дел - о привлечении к ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ и 53 дела - об оспаривании решений административных органов о привлечении к ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Кроме того, 11 рассмотренных  дел (10 - в 2008 году и 1 - в 2009 году) были связаны  с применением статьи 14.3 КоАП РФ о ненадлежащей рекламе алкогольной продукции.

 

3.2 Перспективы  развития акцизного налогообложения

Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической  трансформации, поскольку этот налог  относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства.

Мировой опыт применения акцизов  свидетельствует об успешной практике использования данного налога, в  частности, в борьбе с некоторыми отрицательными социально-экономическими явлениями, такими, например, как употребление населением социально опасных товаров (алкогольной продукции, табачных изделий). В России алкогольная продукция  является подакцизной, как и во многих странах мира. Однако применявшаяся  в последние годы акцизная политика, направленная в первую очередь на постоянное увеличение государственных  доходов за счет косвенных налогов, не только не способствовала сокращению потребления крепких алкогольных  напитков, но на некоторых этапах экономического развития алкогольной отрасли приводила  к спаду легального производства при одновременном росте продаж нелегального алкоголя.

В итоге на практике повышение  ставок акциза приводило к прямо  противоположному эффекту: поступления  в бюджет снижались вследствие спада  легального производства, кроме того, резко ухудшалась качественная структура  потребляемых населением алкогольных  напитков, что имело, безусловно, отрицательный  социальный результат.

В некоторых случаях акцизы вводятся на предметы роскоши с целью  перераспределения доходов высокооплачиваемых слоев населения в пользу государства  и малоимущих. Как правило, это  товары для богатых и общественно  порицаемые товары, за которые потребитель  согласен платить значительно выше их себестоимости. В мировой практике в эту категорию традиционно входят яхты, дорогие мотоциклы, легковые автомобили определенной мощности, а также ювелирные изделия. Здесь используется известный эффект увеличения спроса на товары не первой необходимости при повышении доходов выше определенного уровня.

Для снижения налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения  в число подакцизных товаров  обычно включают предметы роскоши (автомобили и т. п.). Посредством акцизов ограничивается потребление социально вредных  товаров (спиртные и табачные изделия). В отношении акцизного обложения  товаров народного потребления  действует система льгот.

Стабильность доходов  обуславливается высокой собираемостью  акцизов, а также введением их на товары, широко используемые либо во внешнеторговом, либо в потребительском  обороте внутри страны. Основная черта косвенного налога состоит в том, что никакая индивидуальная характеристика налогоплательщика, за исключением количества выпускаемого или потребляемого товара, не влияет на сумму налогового платежа. Это свойство акцизов – как косвенных налогов, используется государством для воздействия на поведение экономических субъектов – производителей, а фактически – на потребление конкретных видов товаров путем налогообложения в размере, соответствующем части издержек общества, компенсируемых государством. Таким образом, создается ситуация, когда в нормальных условиях (без предоставления каких-либо льгот или при безубыточной продаже) товар не может стоить ниже определенной величины – установленного акциза.

Таким образом, акцизы также  устанавливаются с целью изъятия  в доход бюджета части выручки  от реализации продукции. Правильный выбор  ставки акциза может снизить рентабельность производства данной продукции до среднего по промышленности, что выравнивает  экономические условия хозяйственной деятельности для всех предприятий. При этом, как правило, стимулируется перелив капиталов в ту область, развитие которой государством считается приоритетным.

Налоговая система России, в том числе и система косвенных  налогов, далеко не совершенна. Необходимо ее изменение, качественное реформирование. Однако это необходимо производить  крайне осторожно и взвешенно. Логически  вполне понятно желание в условиях острой нехватки бюджетных средств  усилить фискальную направленность налогов, однако, недооценка социального  аспекта проблемы чревата худшими  последствиями, чем дефицит бюджета, поэтому необходимо:

  • внести поправку в законы, которая исключила бы возможность создания новых юридических лиц на производственных площадях предприятий, накопивших налоговую задолженность.
  • предоставить участникам алкогольного рынка право свободного доступа к данным государственного реестра выданных лицензий и установить обязанность участников алкогольного рынка осуществлять проверку предоставляемых им лицензий.

Информация о работе Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию: действующий механизм, проблемы и пути их развития