Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию: действующий механизм, проблемы и пути их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 03:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение действующего механизма исчисления и уплаты акцизов, выявление проблем и перспектив его развития в современной налоговой системе Российской Федерации.
Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть исторические этапы становления акцизного налогообложения.
2.Провести сравнительную характеристику ФЗ и НК по акцизному налообложению.
3.Классифицировать основные элементы акциза на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты акцизного налогообложения 5
1.1 Ретроспективнвый анализ акцизного налогообложения 5
1.2 Нормативно-законодательная база акциза и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации 9
1.3 Международная практика акцизного налогообложения. 15
Глава 2. Действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 20
2.1 Основные элементы акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 20
2.2 Налоговая декларация по акцизам и особенности ее заполнения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 30
2.3 Порядок исчисления, сроки уплаты акциза на алкогольную (спиртосодержащую) продукцию 37
Глава 3. Проблемы акцизного налогообложения и пути их решения 47
3.1 Арбитражная практика 47
3.2 Перспективы развития акцизного налогообложения 51
Заключение. 60
Список используемой литературы. 62

Работа состоит из  1 файл

курсовая (Восстановлен).docx

— 126.77 Кб (Скачать документ)

Налоговый контроль за сбором акцизов находится не на должном уровне. Но прежде чем говорить о проблемах, необходимо определить, каким образом осуществляется налоговое администрирование производства и реализации алкогольной продукции. Оно заключается, прежде всего, в лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При выдаче лицензии налоговые органы изучают документы на предмет соответствия деятельности организации лицензионным требованиям. Перечень представляемых документов весьма обширен. В рамках лицензирования налоговые органы обследуют территорию и помещения, предназначенные для производства, хранения и реализации алкогольной продукции. Кроме того, они проводят камеральные, выездные налоговые и внеплановые тематические проверки, если есть основания предполагать, что налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов. На предприятиях, выпускающих спирт и алкогольную продукцию, сотрудники налоговых органов контролируют учет производства данной продукции. Для этого они используют приборы, определяющие концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции. Такие приборы установлены на линиях розлива всех спиртовых заводов. При длительных и междусменных простоях налоговые органы блокируют оборудование для розлива алкогольной продукции.

  • усилить контроль за алкогольной продукцией непосредственно на предприятиях. Присутствия налоговых инспекторов на предприятии возможно будет решением проблемы.
  • перевести контроль за алкогольным рынком с ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система учета алкоголя) на региональные власти. Все функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции целесообразно передать в субъекты РФ, что позволит им осуществлять меры, направленные на обеспечение защиты здоровья и жизни граждан.
  • отказаться от обязательной спецмаркировки алкогольной продукции, как от бесполезного механизма регулирования отрасли и пересмотреть функции ЕГАИС. В ситуации возврата регионам полномочий контроля за алкогольным рынком каждый субъект федерации будет устанавливать свои правила.
  • возможно ввести единую (плоскую, недифференцированную) ставку акциза на спирт со 100-процентной предоплатой или предоставлением банковской гарантии со стороны производителей конечной продукции (т.е. закупающих спирт как сырье), что облегчит исчисление акцизов, а, следовательно, и контроль за их уплатой.

Несмотря на определенные усилия, предпринимаемые в последние  годы, действующая система пока не позволяет исключить негативные моменты, в первую очередь - значительный объем нелегально произведенной  продукции, для изготовления которой  используется этиловый спирт, тем или  иным образом сокрытый от учета.

В значительной мере это  объясняется отсутствием применения современных информационных технологий и систем учета производства и  использования этилового спирта, сокращением государственного влияния  на состояние алкогольного рынка.

Согласно Налоговой политике на 2011 год и на плановый период 2012и 2013 годов одним из способов уклонения  от уплаты акцизов на алкогольную  продукцию стало использование  так называемой «спиртосодержащей  схемы». Суть заключается в том, что  производители алкогольной продукции  в нарушение требований нормативно-технической  документации используют в качестве сырья для производства такой  продукции не спирт этиловый, а  спиртосодержащую продукцию.

При этом налогоплательщики  акцизов имеют право уменьшить  сумму акциза, исчисленную по алкогольной  продукции на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных  товаров, использованных в качестве сырья.

Таким образом, неправомерная  замена товаров, используемых в качестве сырья, является причиной завышения  суммы акциза, подлежащей налоговым  вычетам, то есть возмещаемой из бюджетной  системы Российской Федерации.

Кроме того, как показывает практика, завышение суммы акциза, возмещаемой из бюджета, происходит в случае возврата производителю  реализованных им подакцизных товаров покупателем, в случаях утраты (недостачи) в процессе производства и хранения до момента реализации налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров, а также в случае уничтожения бракованных подакцизных товаров. Таким образом, налоговые вычеты производятся налогоплательщиком акцизов после оплаты приобретенного подакцизного сырья и списания его в производство. При этом исключения для перечисленных случаев в части осуществления налоговых вычетов не предусмотрено. Вследствие этого налогоплательщику из бюджета возмещаются суммы акциза, уплаченные при приобретении сырья, израсходованного на производство продукции, которая реализации не подлежит.

В таковых условиях теневой  сектор получает возможность не только поднимать цену на неучтенную продукцию, но и оказывать существенное влияние  на вытеснение с рынка продукции  легальных производителей, за счет сохраняющейся разницы в цене.

Кроме того, стоит отметить, что из-за производства нелегальной  продукции по данным Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации в настоящее время  в Российской Федерации от случайного отравления алкогольной продукцией в год умирает более 23 тысяч человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, - более 75 тысяч человек в год.

Для решения указанных  проблем следует:

  • уточнить действующий порядок исчисления и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются к вычету только в том случае, если использование этого сырья предусмотрено ГОСТами, ТУ, рецептурами и другой нормативно-технической документацией, согласованной с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Одновременно предполагается также дополнить перечень документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, документами, подтверждающими количество сырья, фактически использованного в производстве.
  • включить в соответствующие статьи Кодекса нормы, предусматривающие обязанность налогоплательщиков акцизов восстанавливать суммы акциза, принятые к вычету, по использованному подакцизному сырью, в случае возврата налогоплательщику произведенных им подакцизных товаров, их утраты (недостачи), произошедшей в процессе производства и хранения до момента реализации, а также в случае уничтожения налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров.
  • введение контроля за использованием производственных мощностей по производству этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и производством указанной продукции;
  • введение моратория на повышения ставок акциза на алкогольную (спиртосодержащую) продукцию и денатурированный этиловый спирт;
  • принятие меры по повышению эффективности системы администрирования и контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  • внесение изменений в административное и уголовное законодательство Российской Федерации, в целях повышения ответственности за нарушение законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Следует ужесточить наказания  не просто за незаконный оборот этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установив его не в  зависимости от нанесенного ущерба, определяемого, как правило, на момент задержания в весьма незначительных размерах, а за сам факт такой  деятельности. При этом подобные правонарушения необходимо рассматривать как наносящие значительный экономический урон государству. Это можно реализовать в виде конфискации не только оборудования для производства нелегальной продукции, но и транспортных средств, на которых незаконно перевозилась данная продукция.  

Для создания реального и  эффективного механизма, обеспечивающего  полную налоговую отдачу от производимого  в Российской Федерации этилового  спирта, а также способствующего  легализации его производства и  оборота, необходимо предложенные принципы налогообложения алкогольной и  спиртосодержащей продукции дополнить  установлением нового порядка контроля за объемами производства спирта, его  закупки и поставки, а также  определением (установлением) плательщика  акциза на реализуемый спирт (в том  числе на собственные нужды его производителя).

Представляется, что наиболее эффективным в этих целях будет  механизм, основанный на государственной  монополии на оборот спирта, при  которой специально созданная государственная  компания наделяется монопольным правом на закупку производимого в стране и закупаемого по импорту этилового  спирта и продажу его потребителям.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Учитывая особенности  государственного регулирования производства и оборота денатурированного  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции, проблематику налогообложения акцизами в данной области, можно сделать вывод, что  данная отрасль имеет большое  экономическое и социальное значение в Российской Федерации.

Но не стоит забывать, что помимо важной роли, данная отрасль  несет проблемы, которые требуют  взвешенного системного подхода  к их решению.

Одной из главных проблем  является доля нелегального товара на рынке алкогольной продукции  в России. По данным Госкомстата в 2011 году доля нелегальной продукции на рынке составила более 30% .

Такой большой объем нелегальной  продукции обусловлен следующими факторами:

  1. несовершенство законодательной базы;
  2. отсутствие полного контроля за производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  3. несоразмерность наказания, тяжести совершенных правонарушений и преступлений в области незаконного производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  4. низкий уровень дохода у значительней части населения.

Информация о работе Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию: действующий механизм, проблемы и пути их развития