Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 03:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение действующего механизма исчисления и уплаты акцизов, выявление проблем и перспектив его развития в современной налоговой системе Российской Федерации.
Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть исторические этапы становления акцизного налогообложения.
2.Провести сравнительную характеристику ФЗ и НК по акцизному налообложению.
3.Классифицировать основные элементы акциза на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Введение 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты акцизного налогообложения 5
1.1 Ретроспективнвый анализ акцизного налогообложения 5
1.2 Нормативно-законодательная база акциза и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации 9
1.3 Международная практика акцизного налогообложения. 15
Глава 2. Действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 20
2.1 Основные элементы акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 20
2.2 Налоговая декларация по акцизам и особенности ее заполнения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 30
2.3 Порядок исчисления, сроки уплаты акциза на алкогольную (спиртосодержащую) продукцию 37
Глава 3. Проблемы акцизного налогообложения и пути их решения 47
3.1 Арбитражная практика 47
3.2 Перспективы развития акцизного налогообложения 51
Заключение. 60
Список используемой литературы. 62
Налоговый контроль за сбором акцизов находится не на должном уровне. Но прежде чем говорить о проблемах, необходимо определить, каким образом осуществляется налоговое администрирование производства и реализации алкогольной продукции. Оно заключается, прежде всего, в лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При выдаче лицензии налоговые органы изучают документы на предмет соответствия деятельности организации лицензионным требованиям. Перечень представляемых документов весьма обширен. В рамках лицензирования налоговые органы обследуют территорию и помещения, предназначенные для производства, хранения и реализации алкогольной продукции. Кроме того, они проводят камеральные, выездные налоговые и внеплановые тематические проверки, если есть основания предполагать, что налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов. На предприятиях, выпускающих спирт и алкогольную продукцию, сотрудники налоговых органов контролируют учет производства данной продукции. Для этого они используют приборы, определяющие концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции. Такие приборы установлены на линиях розлива всех спиртовых заводов. При длительных и междусменных простоях налоговые органы блокируют оборудование для розлива алкогольной продукции.
Несмотря на определенные усилия, предпринимаемые в последние годы, действующая система пока не позволяет исключить негативные моменты, в первую очередь - значительный объем нелегально произведенной продукции, для изготовления которой используется этиловый спирт, тем или иным образом сокрытый от учета.
В значительной мере это
объясняется отсутствием
Согласно Налоговой политике
на 2011 год и на плановый период 2012и
2013 годов одним из способов уклонения
от уплаты акцизов на алкогольную
продукцию стало использование
так называемой «спиртосодержащей
схемы». Суть заключается в том, что
производители алкогольной
При этом налогоплательщики акцизов имеют право уменьшить сумму акциза, исчисленную по алкогольной продукции на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья.
Таким образом, неправомерная замена товаров, используемых в качестве сырья, является причиной завышения суммы акциза, подлежащей налоговым вычетам, то есть возмещаемой из бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, как показывает практика, завышение суммы акциза, возмещаемой из бюджета, происходит в случае возврата производителю реализованных им подакцизных товаров покупателем, в случаях утраты (недостачи) в процессе производства и хранения до момента реализации налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров, а также в случае уничтожения бракованных подакцизных товаров. Таким образом, налоговые вычеты производятся налогоплательщиком акцизов после оплаты приобретенного подакцизного сырья и списания его в производство. При этом исключения для перечисленных случаев в части осуществления налоговых вычетов не предусмотрено. Вследствие этого налогоплательщику из бюджета возмещаются суммы акциза, уплаченные при приобретении сырья, израсходованного на производство продукции, которая реализации не подлежит.
В таковых условиях теневой сектор получает возможность не только поднимать цену на неучтенную продукцию, но и оказывать существенное влияние на вытеснение с рынка продукции легальных производителей, за счет сохраняющейся разницы в цене.
Кроме того, стоит отметить, что из-за производства нелегальной продукции по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в настоящее время в Российской Федерации от случайного отравления алкогольной продукцией в год умирает более 23 тысяч человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, - более 75 тысяч человек в год.
Для решения указанных проблем следует:
Следует ужесточить наказания не просто за незаконный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установив его не в зависимости от нанесенного ущерба, определяемого, как правило, на момент задержания в весьма незначительных размерах, а за сам факт такой деятельности. При этом подобные правонарушения необходимо рассматривать как наносящие значительный экономический урон государству. Это можно реализовать в виде конфискации не только оборудования для производства нелегальной продукции, но и транспортных средств, на которых незаконно перевозилась данная продукция.
Для создания реального и эффективного механизма, обеспечивающего полную налоговую отдачу от производимого в Российской Федерации этилового спирта, а также способствующего легализации его производства и оборота, необходимо предложенные принципы налогообложения алкогольной и спиртосодержащей продукции дополнить установлением нового порядка контроля за объемами производства спирта, его закупки и поставки, а также определением (установлением) плательщика акциза на реализуемый спирт (в том числе на собственные нужды его производителя).
Представляется, что наиболее эффективным в этих целях будет механизм, основанный на государственной монополии на оборот спирта, при которой специально созданная государственная компания наделяется монопольным правом на закупку производимого в стране и закупаемого по импорту этилового спирта и продажу его потребителям.
Заключение
Учитывая особенности государственного регулирования производства и оборота денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, проблематику налогообложения акцизами в данной области, можно сделать вывод, что данная отрасль имеет большое экономическое и социальное значение в Российской Федерации.
Но не стоит забывать, что помимо важной роли, данная отрасль несет проблемы, которые требуют взвешенного системного подхода к их решению.
Одной из главных проблем является доля нелегального товара на рынке алкогольной продукции в России. По данным Госкомстата в 2011 году доля нелегальной продукции на рынке составила более 30% .
Такой большой объем нелегальной продукции обусловлен следующими факторами: