Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 03:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение действующего механизма исчисления и уплаты акцизов, выявление проблем и перспектив его развития в современной налоговой системе Российской Федерации.
Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть исторические этапы становления акцизного налогообложения.
2.Провести сравнительную характеристику ФЗ и НК по акцизному налообложению.
3.Классифицировать основные элементы акциза на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Введение 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты акцизного налогообложения 5
1.1 Ретроспективнвый анализ акцизного налогообложения 5
1.2 Нормативно-законодательная база акциза и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации 9
1.3 Международная практика акцизного налогообложения. 15
Глава 2. Действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 20
2.1 Основные элементы акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 20
2.2 Налоговая декларация по акцизам и особенности ее заполнения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 30
2.3 Порядок исчисления, сроки уплаты акциза на алкогольную (спиртосодержащую) продукцию 37
Глава 3. Проблемы акцизного налогообложения и пути их решения 47
3.1 Арбитражная практика 47
3.2 Перспективы развития акцизного налогообложения 51
Заключение. 60
Список используемой литературы. 62
До 1 января 1881г. существовал акциз с соли.
Экспортируемые спички перевозились
без обложения, по должны были снабжаться
печатью акцизного надзора и
удостоверениями его о
Дальнейшее развитие акцизного налогообложения в России с XX века по наше время составлено автором и представлено в таблице 1, на основе систематизации учебного материала (Приложение 1).
С конца XIX века начался поэтапный переход от системы питейных акцизов к восстановлению казенной винной монополии. Во время налоговой реформы акцизы и другие косвенные налоги были отменены, как пережитки буржуазного общества. В Россию акцизы вернулись с принятием закона в 1991 году «Об акцизах» с переходом к рыночной экономике. И по сегодняшний день акцизное налогообложение существует и развивается в основном за счет повышения ставок.
1.2. Нормативно-законодательная база акциза и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации
Основным федеральным законодательным актом, регулирующим проблемы налогообложения юридических и физических лиц является Налоговый кодекс РФ. Он устанавливает принципы построения и функционирования стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей [15, с. 68].
В соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» глава 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации введена в действие с 1 января 2001 года.
Акцизы представляют собой
один из косвенных налогов, взимаемых
с налогоплательщиков, производя
и реализующих подакцизную
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18 декабря 2000 г. N БГ-3-03/440 разработаны методические рекомендации по применению главы 22 «Акцизы».
В соответствии с законом Российской Федерации «Об акцизах» акцизами облагаются: спирт этиловый, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством. Список товаров, облагаемых акцизами, с введением части 2 НК РФ был существенно изменен.
Помимо товаров, определенных Федеральным законом от 06.12.91 №1993-1 «Об акцизах», к подакцизным товарам в части 2 НК РФ отнесены все легковые автомобили, а также мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л. с. Кроме того, под акцизное обложение попали:
- дизельное топливо, масло
для дизельных и/или
- сырье для табачной продукции;
- этиловый спирт сырец.
Подакцизное минеральное сырье, кроме ранее включенных в него нефти и стабильного газового конденсата, пополнилось еще одним крупным налоговым объектом - природным газом.
По ювелирным изделиям,
напротив, проведен ряд изъятий. В
отличие от прежней редакции Закона
об акцизах, в части 2 НК РФ не относятся
к подакцизным ювелирным
Нормы части 2 НК РФ уточняют порядок определения объектов налогообложения по отдельным группам подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья. Кроме того, уточняются особенности исчисления акцизов по отдельным видам хозяйственных операций (производство продукции из давальческого сырья, ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию России в различных таможенных режимах и т.д.).
В целом новые акцизные нормы, устанавливаемые НК, делают более простым порядок исчисления и уплаты акцизов. Глава 22 НК РФ вводит существенные новации в порядок исчисления и уплаты акцизов на алкоголь и спиртосодержащую продукцию. Так, с 01.01.2001 согласно п/п 2 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизной продукцией считается любая спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды жидких изделий) с объемной долей этилового спирта более 9%. По действовавшему до 01.01.2001 Федеральному закону от 07.03.96 №23-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об акцизах"" (в редакции от 02.01.2000) эта величина составляла 12%.
Ранее существовало положение, согласно которому не являлись подакцизными спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, парфюмерно-косметические средства, препараты ветеринарного назначения, спиртсодержащие отходы, образующиеся при производстве этилового спирта и водок и подлежащие дальнейшей переработке. С 01.01.2001 эта продукция облагается акцизами лишь при определенных условиях. Согласно ст. 181 НК РФ для ее производства без акциза следует придерживаться определенных ограничений по объему разлива.
Предел - не более 100 миллилитров - установлен для емкостей, в которые разливаются лекарственные и лечебно-профилактические средства, прошедшие государственную регистрацию и внесенные в Государственный реестр, а также лекарственные и лечебно-профилактические средства, включая гомеопатические, изготавливаемые аптеками по рецептам и требованиям лечебных организаций. Такой же объемный предел разлива (100 мл) установлен для препаратов ветеринарного назначения, разработанных для применения в животноводстве на территории РФ.
Для парфюмерно-косметической продукции предельный объем разлива составляет 270 мл (п/п 2 п. 1ст. 181 НК РФ). Превышение указанных норм разлива приводит к тому, что продукция становится подакцизным товаром.
Согласно ст.24 Федерального
закона от 05.08.2000 №118-ФЗ - п. 1 ст. 193 НК РФ,
касающейся табачного сырья, табачных
отходов, прочего промышленно
Полностью освобождены от
налогообложения коньячный
Сравнительная характеристика главы 22 НК РФ «Акцизы» и Федерального закона от 06.12.91 №1993-1 «Об акцизах» представлена в таблице 2 (Приложение 2).
Со дня вступления в силу главы 22 «Акцизы» произошло множество изменений, касающихся налоговых ставок, утратили силу многие статьи и пункты, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ приведены в схеме 1 (Приложение 3).
Структура доходов консолидированного
Бюджета Российской Федерации характеризуется
высокой долей косвенных
По данным ФНС России около четверти всех поступлений акцизов в консолидированный бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Как известно, акцизы зачисляются
как в федеральный бюджет, так
и в бюджеты субъектов
При этом поступления в бюджеты РФ с алкогольной и спиртосодержащей продукции составили в 2010 году – 3,4 млрд. рублей, а в 2011 – 2,9 млрд. рублей таблица 3.
Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2010-2011 гг.
Таблица 3
Январь –сентябрь 2010 года, млрд. руб |
Январь –сентябрь 2011 года, млрд. руб |
В % к 2010 году | |
Акцизы |
327,2 |
449,3 |
137,3 |
В федеральный бюджет |
83,6 |
170,7 |
204,3 |
В консолидированные бюджеты субъектов РФ |
243,7 |
278,6 |
114,3 |
Из них: |
|||
На спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию |
3,4 |
2,9 |
84,4 |
В федеральный бюджет |
1,8 |
1,5 |
82,9 |
В консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1,6 |
1,4 |
85,9 |