Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию: действующий механизм, проблемы и пути их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 03:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение действующего механизма исчисления и уплаты акцизов, выявление проблем и перспектив его развития в современной налоговой системе Российской Федерации.
Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть исторические этапы становления акцизного налогообложения.
2.Провести сравнительную характеристику ФЗ и НК по акцизному налообложению.
3.Классифицировать основные элементы акциза на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты акцизного налогообложения 5
1.1 Ретроспективнвый анализ акцизного налогообложения 5
1.2 Нормативно-законодательная база акциза и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации 9
1.3 Международная практика акцизного налогообложения. 15
Глава 2. Действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 20
2.1 Основные элементы акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 20
2.2 Налоговая декларация по акцизам и особенности ее заполнения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 30
2.3 Порядок исчисления, сроки уплаты акциза на алкогольную (спиртосодержащую) продукцию 37
Глава 3. Проблемы акцизного налогообложения и пути их решения 47
3.1 Арбитражная практика 47
3.2 Перспективы развития акцизного налогообложения 51
Заключение. 60
Список используемой литературы. 62

Работа состоит из  1 файл

курсовая (Восстановлен).docx

— 126.77 Кб (Скачать документ)

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что доля акцизов в федеральный и консолидированный бюджеты РФ увеличилась, а конкретно по алкогольной продукции поступления уменьшились.

Ставки на алкогольную продукцию индексировались чуть ниже уровня инфляции в стране, с фискальной точки зрения, оправданным может только повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию.

Таким образом, акцизы всегда имели большую долю в совокупных налоговых поступлениях. Изменяя  ставки акцизов, государство может  воздействовать на уровень потребления  социально-вредных товаров или  ограничить импорт определенного товара.

 

1.3 Международная  практика акцизного налогообложения

Акцизы в той или  иной мере применяются всеми странами ЕС. Как правило, они взимаются  в дополнение к НДС, которым облагаются соответствующие товары или услуги [11, с. 77].

Гармонизированное акцизное законодательство ЕС предусмотрено  для следующих товаров:

Алкоголь и  алкогольные напитки:

-Пиво;

-Вино;

-Ферментированные напитки,  отличные от вина и пива;

- Промежуточные продукты;

-Этиловый спирт.

Переработанный  табак:

-Сигареты;

-Сигары и сигариллы;

-Мелкорубленый табак  (для скручивания сигарет);

-Другие курительные табаки.

Нефтепродукты:

-Бензин и легкое дизельное  топливо;

-Сжиженный нефтяной газ  и метан;

-Тяжелое дизельное топливо  и керосин.

Энергоносители  и электричество:

-Природный газ;

-Уголь;

-Электричество.

 Законодательство государств-членов  может установить налоговые ставки, которые не должны быть ниже  минимального уровня налогообложения,  установленного Директивами ЕС.

Гармонизация акцизов, несмотря на их относительную простоту и сходство в методах взимания, связана с  рядом специфических трудностей. Во-первых, акцизами в основном облагаются товары широкого потребления и их гармонизация затрагивает интересы практически всех слоев населения. Во-вторых, в ряде стран ЕС акцизы являются частью государственной монополии на торговлю некоторыми товарами (например, на торговлю вином и табачными изделиями во Франции). В-третьих, сближение акцизов приходится увязывать с правилами единой политики в области сельского хозяйства (вино, сахар, табак), энергетики и транспорта (нефтепродукты), с условиями соглашений ЕС с отдельными группами развивающихся стран (чай, кофе) и т. д. Нельзя не учитывать также различия в действующих стандартах, требованиях по защите интересов потребителей, национальных традициях и вкусах.

В начале 90-х годов Совет  ЕС принял директивы по сближению  структуры и ставок пяти главных  акцизов: на крепкие спиртные напитки, вино, пиво, табачные изделия и нефтепродукты. Директивы устанавливают общие  правила взимания перечисленных  акцизов: формулу расчета, минимально допустимые ставки, которые периодически пересматриваются, возможности применения льготных ставок и освобождения от налогообложения. Руководствуясь этими  критериями, каждое государство-член определяет ставки и порядок взимания акцизов  на своей территории, которые обычно фиксируются в национальных законах. Правила ЕС в отношении крепких  спиртных напитков предусматривают  эскалацию уровня ставок на эту продукцию  с увеличением содержания алкоголя [11, с. 78].

Акциз на сигареты устанавливается  с таким расчетом, чтобы тяжесть  налогообложения уменьшалась по мере возрастания цены продукции. Предполагается, что регрессивный характер данного акциза способствует сдвигам в структуре спроса в пользу более дорогих, но менее опасных для потребителей сигарет (из более качественных сортов табака, с фильтром и пр.). Сам акциз должен состоять из двух компонентов:

1) специфического, выраженного в национальной валюте за единицу продукции;

2) адвалорного, фиксируемого в процентах к розничной цене наиболее популярной в ценовом отношении категории сигарет (включая все налоги).

Рассчитанный таким образом  акциз должен составлять не менее 57% от розничной цены на соответствующий  сорт сигарет и применяться в  данной стране ЕС к сигаретам всех других ценовых категорий независимо от их величины, качества и упаковки. Это относится как к сигаретам, произведенным в Сообществе, так  и ввезенным из-за его пределов.

По нефтепродуктам (бензин, дизельное топливо, отопительный мазут  и др.) минимальные ставки установлены  с учетом требований политики ЕС в  области энергетики и охраны окружающей среды. Так, минимально допустимый уровень  акциза на бензин, содержащий свинец, значительно  выше, чем на экологически более  чистый бензин без содержания свинца.

Устанавливая минимальные  ставки акцизов на те или иные товары, директивы допускают ряд послаблений для поддержки малых и средних предприятий, развития периферийных районов Сообщества и в некоторых других целях. Например, разрешается применение сниженной ставки (в размере не менее 50% от стандартной ставки) для алкогольной и табачной продукции, произведенной малыми предприятиями, для привлечения туристов и увеличения продаж в определенных районах таких стран, как Греция (острова Эгейского моря), Португалия (Азорские острова и остров Мадейра), некоторые районы Италии и др. [11, с. 81].

Еврокомиссия одобрила предложение  для стран-членов ЕС, предполагающее повышение минимального размера  акцизных сборов на алкогольные напитки, включая пиво.

Повышение тарифов коснется далеко не всех государств Евросоюза (ЕС), так как алкогольные акцизы во многих из них уже превышают новый  минимальный уровень, предлагаемый Еврокомиссией.

Наиболее серьезное повышение  предполагается для пива и коснется в первую очередь Мальты и Латвии. Этим странам придется повысить размер акцизных сборов на 31,3% и 31% соответственно. Повышение на 20-25% предусмотрено  для Германии, Люксембурга, Чехии  и Литвы. Властям Испании предлагается повысить пивные акцизы на 7,7%.

Акцизы на продукцию, содержащую до 22% алкоголя, должны быть повышены в  Греции (на 31%), на Кипре (на 28,5%), Мальте (на 26,6%), а также в Португалии (на 8,1%) и Испании (на 6,2%).

Повысить акцизы на крепкие  алкогольные напитки предлагается Кипру (на 17,9%) и Словении (на 3,6%) [11, с. 98].

Повышенные акцизы вступили в силу с 1 января 2008г. В случае необходимости  страны могут воспользоваться правом постепенного введения новых правил. В этом случае для них предусмотрен переходный период до 2010г.

Заметим, российский рынок  алкоголя тоже ждет повышение акцизов. Однако планируется, что изменения  коснутся только крепких спиртных напитков. Как стало известно РБК, правительство  внесло в Государственную думу проект поправок в Налоговый кодекс, касающихся нового порядка расчета акцизов  на алкогольную продукцию.

Так, с 2007 г. увеличились ставки акциза на алкогольную продукцию  с долей этилового спирта выше 25% (за исключением вин) с 159 руб. до 173 руб. за 1 л безводного спирта.

Однако, как заявил РБК  председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Анатолий Михалев, российские производители  крепкого алкоголя не только не готовы к увеличению акцизных сборов, но и, наоборот, выступают за скорейшее  снижение ставок акциза на алкоголь.

По словам председателя правления  Союза производителей алкогольной  продукции Анатолия Михалева, снижение ставки акциза с нынешних 159 рублей за 1 литр безводного спирта в готовой  продукции до 100 рублей за 1 литр безводного спирта позволило бы снизить цену легальной водки с нынешних 65 руб. до 48-50 руб., что даст возможность  резко расширить продажи легальной  продукции.

Однако, у более чем 30 млн. жителей РФ уровень дохода значительно ниже. Снижение ставки акциза позволило бы легальным производителям как минимум в полтора раза увеличить объемы производства, что привело бы к росту поступления в бюджет из-за увеличения налогооблагаемой базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Действующий  механизм исчисления акцизов на алкогольную  и спиртосодержащую продукцию

2.1 Основные элементы  акцизов на алкогольную и спиртосодержащую  продукцию

Акцизы - вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового  потребления, а также услуги; включается в цену товаров или тарифы на услуги. При достаточно высоких ставках обложения акцизы играют весьма существенную роль в финансовом положении налогоплательщиков, производящих подакцизную продукцию, с точки зрения обеспечения ее сбыта.

Организации и физические лица становятся налогоплательщиками в том случае, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизами.

В соответствие со ст. 179 НК РФ налогоплательщиками акцизов являются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской  Федерации, определяемые в соответствии  с Таможенным кодексом Российской  Федерации.

Понятия алкогольной и  спиртосодержащей продукции раскрыты в ст. 181 НК РФ:

  • спирт этиловый из всех видов сырья;
  • спирт коньячный;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

Информация о работе Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию: действующий механизм, проблемы и пути их развития