Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:23, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение системы налогообложения акцизов на нефтепродукты, а так же проблем их исчисления и взимания в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой системы;
- исследовать основные элементы акциза и определяющие их нормы налогового закона;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоритические аспекты акцизного налогообложения
1.1. История развития акцизного налогообложения в России……………..5
1.2. Акцизы: основные понятия и определение элементов налогообложения …………………………………………………………………………………….11
1.2. Основные характеристики элементов акцизов на нефтепродукты…….12
2. Анализ механизма исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты в Российской Федерации на современном этапе.
2.1. Порядок исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты, динамика роста налоговых ставок на нефтепродукты в период с 2010-2012гг………18
2.2. Анализ доходов от поступлений акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет за 2011-2013гг. ……………………………………….25
3. Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов
3.1 Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………
Ряд
операций с подакцизной продукцией
подлежит освобождению от налогообложения.
К таким операциям в
- реализация подакцизных товаров на экспорт;
- передача подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров между подразделениями одной организации (при условии, что эти подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками);
- ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне и т.д. [1]
Согласно
п. 2 ст. 184 НК, налогоплательщику
- вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта;
- ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.
В обоих случаях для получения освобождения от уплаты акцизов требуется предоставить в налоговый орган поручительство банка в соответствии со ст. 74 НК или банковскую гарантию. Кроме того, в установленный срок — документы, подтверждающие факт экспорта.
Для
подтверждения факта экспорта в
налоговый орган по месту регистрации
налогоплательщика в
- контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
- платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации на счет налогоплательщика в российском банке;
- грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа;
- копии транспортных (товаросопроводительных) документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории России. [14, c. 258]
Налоговым кодексом (ст. 193) установлены единые на территории Российской Федерации ставки для налогообложения подакцизной продукции, которые подразделяются на две группы: твердые и комбинированные.
Твердые ставки установлены в абсолютном значении на единицу налоговой базы. К примеру, на 1 т. нефтепродуктов соответствующего вида, на 1 л. безводного этилового спирта, на количество единиц. Комбинированная ставка предполагает сочетание твердой составляющей и доли от стоимостного показателя (расчетной стоимости).
Предусмотрена дифференциация ставок по видам подакцизной продукции, а также по ее подвидам. К примеру, с 2011 г. предусмотрена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок на топливо более высокого качества. [15, c. 79]
Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога. Налоговая база в зависимости от установленных ставок определяется:
- как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении - - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки;
- как стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса, без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;
- как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;
- как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной налоговой ставки — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки. [1]
Налоговым периодом является календарный месяц — для организаций и индивидуальных предпринимателей, а для лиц, признаваемых налогоплательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу России — согласно Таможенному кодексу России. [20]
Акциз по подакцизным товарам нужно уплачивать равными долями в два срока: первый — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, второй — не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным. Акциз уплачивается по месту производства подакцизных товаров (п. 4 ст. 204 НК РФ).
Налогоплательщики представляют декларации по акцизам в налоговую инспекцию не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. [18]
Таким
образом, акцизы являются косвенными налогами,
как и НДС, которые взимаются
с организаций и индивидуальных
предпринимателей в пользу федерального
или регионального бюджета. Обложения
акцизами определенных товаров, считающихся
вредными, или ассоциирующихся с негативными
побочными явлениями (табачные изделия
и алкоголь, а также, например, бензина
и горючего, потребление которых связанно
с загрязнением атмосферы) может отчасти
воспрепятствовать их потреблению. Такие
косвенные результаты могут стать дополнительным
эффектом от внедрения налога, однако
большинство акцизов устанавливаются
с целью изъятия в доход бюджета части
выручки от реализации продукции. Правильный
выбор ставки акциза может снизить рентабельность
производства данной продукции до среднего
по промышленности, что выравнивает экономические
условия хозяйственной деятельности для
всех предприятий. Поэтому фискальное
значение данной группы налогов для бюджетов
всех уровней трудно переоценить. Специфика
этих налогов заключается в том, что акцизы
как ни один другой вид налогов приспособлены
для государственного регулирования производства
и потребления широкого круга товаров,
например нефтепродуктов.
1.3.
Основные характеристики
элементов акцизов на
нефтепродукты
Рассмотрим одну из подгрупп подакцизных товаров – нефтепродукты. До 1 января 2001 г. единственным подакцизным нефтепродуктом был автомобильный бензин, а дизельное топливо и моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей облагались налогом на реализацию горюче-смазочных материалов. После отмены данного налога они были включены в перечень подакцизных товаров.
Итак, согласно ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации к нефтепродуктам, облагаемым акцизами, относятся автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных, карбюраторных или инжекторных двигателей, а также прямогонный бензин.
Плательщиками
акцизов являются организации и индивидуальные
предприниматели, совершающие поименованные
выше операции, которые признаются объектом
обложения акцизами, а также лица, признаваемые
плательщиками акцизов в связи с импортом
и экспортом товаров. Так же лица, получающие
подакцизные товары путем смешения, будут
признаваться плательщиками акцизов только
в случае, если они будут получать из автомобильного
бензина с октановым числом до 80 автомобильный
бензин с более высокими октановыми числами,
и, соответственно, не будут признаваться
плательщиками акцизов, если они будут
получать автомобильный бензин:
- путем смешения прямогонного бензина
с высокооктановыми присадками;
- будут добавлять в автомобильный бензин
вещества, улучшающие качество бензина,
но не изменяющие его октанового числа
(например, моющие присадки). [9, c. 173]
В
соответствии со ст. 182 НК РФ к операциям,
признаваемым объектом
обложения акцизами, относится реализация
на территории Российской Федерации лицами
произведенных ими подакцизных товаров.
Итак, акцизами облагается реализация
подакцизных товаров, под которой понимается
для целей исчисления акцизов передача
права собственности на товар. В то же
время реализация подакцизных товаров
признается объектом обложения акцизами
только в случае, если она осуществляется
непосредственными производителями этих
товаров. [1]
В ряде случаев объектом обложения акцизами признаются операции не по реализации, а по передаче произведенных подакцизных нефтепродуктов. В отличие от операции по реализации товаров при их передаче не происходит смены собственника, тем не менее ст. 182 НК РФ предусмотрена обязанность непосредственных производителей начислять акциз. В число таких операций входят:
- передача
на территории Российской
- передача
в структуре организации
- передача на территории Российской Федерации
лицами произведенных ими подакцизных
товаров для собственных нужд и т.д. [12,
c.184]
Объект обложения акцизами нефтепродуктов, произведенных на территории Российской Федерации, возникает только у организаций и индивидуальных предпринимателей, которые производят и реализуют (или передают) подакцизные нефтепродукты собственного производства (за исключением операции по реализации конфискованных подакцизных товаров).
Что
касается нефтепродуктов, произведенных
за пределами территории Российской
Федерации, то объект обложения акцизами
возникает при ввозе
К операциям, освобождаемым от обложения акцизами и перечисленным в ст. 183 НК РФ, относится передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому структурному подразделению этой же организации для производства других подакцизных товаров. [1]
Так,
передача автомобильного бензина одной
марки для производства автомобильного
бензина другой марки из одного подразделения
организации в другое, если даже
это подразделение находится
на другой территории, объектом обложения
акцизами не является.
При одновременном соблюдении ряда условий
от обложения акцизами освобождаются
также операции по вывозу подакцизных
товаров в таможенном режиме экспорта
за пределы территории Российской Федерации.
Право
на освобождение от уплаты акцизов
имеет непосредственно
Из вышеприведенного следует, что если
нефтепродукты будут реализованы на территории
Российской Федерации, а затем лицо, купившее
эти нефтепродукты, будет направлять их
на экспорт, то в этой ситуации права на
освобождение от уплаты акциза (и на возмещение
уплаченной суммы акциза) не будет ни у
лица, купившего нефтепродукты и фактически
реализовавшего их на экспорт, ни у производителя
этих нефтепродуктов.
Операции по экспорту подакцизных товаров
освобождаются от обложения акцизами,
если налогоплательщик представит в налоговый
орган поручительство банка (в соответствии
со ст. 74 НК РФ) или банковскую гарантию.
Поручительство (банковская гарантия)
должно предусматривать обязанность банка
уплатить сумму акциза и соответствующую
пеню в случаях непредставления налогоплательщиком
не позднее 180 дней со дня реализации документов,
подтверждающих факт экспорта подакцизных
товаров, предусмотренных п. 7 ст. 198 настоящего
Кодекса, и неуплаты им акциза, а также
пеней. Если такое поручительство (банковская
гарантия) отсутствует, то налогоплательщик
обязан уплатить акциз в соответствии
с общеустановленным порядком. Затем после
представления плательщиком акцизов документов,
подтверждающих факт экспорта, уплаченная
сумма возвращается налогоплательщику.
[10, c. 356]
Акциз по нефтепродуктам должен уплачиваться равными долями в два срока: первый раз - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, второй раз - не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.
Согласно
п. 4 ст. 204 НК РФ уплата акциза должна осуществляться
по месту производства подакцизных
нефтепродуктов.
Налоговые декларации по акцизам должны
представляться в налоговую инспекцию
не позднее 25-го числа месяца, следующего
за отчетным месяцем.[1]
14 июня 2011 года в «Русской газете» была опубликована статья, которая называлась: «ФНС: Отмена транспортного налога повысит акцизы на нефтепродукты». В данной статье речь шла о том, что компенсация выпадающих доходов бюджетной системы РФ в связи с возможной отменой транспортного налога потребует значительного повышения акцизов на горюче-смазочные материалы, считает руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин.
"Поскольку
сумма транспортного налога
Ранее премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что правительство РФ вновь прорабатывает вопрос отмены транспортного налога с одновременным повышением акцизов на ГСМ. Правительство РФ уже рассматривало возможность отмены транспортного налога с одновременным повышением акцизов на ГСМ. Однако такое решение так и не было принято.
По словам главы ФНС, за 2010 год в бюджет поступили акцизы на нефтепродукты в размере 166,4 млрд рублей, а транспортный налог (и с юридических, и с физических лиц) - 75,6 млрд рублей. "Таким образом, поступления от транспортного налога сопоставимы с поступлениями акцизов", - отметил он.
В свою очередь повышение акцизов, по словам М. Мишустина, приведет к росту цен на нефтепродукты, что, в свою очередь, "приведет к увеличению цен на весь объем потребляемых товаров, так как транспортная составляющая присутствует в цене в обязательном порядке". [17]
Суммируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что акцизы на нефтепродукты в России играют роль платежа за пользование автодорогами и нет стопроцентного соответствия круга плательщиков этих акцизов кругу пользователей автодорог.
Например, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей подлежат налогообложению акцизами независимо от того, где эти двигатели установлены и в какой сфере деятельности применяются (на автомобильном транспорте, речных или морских судах, на буровой технике или для обогрева жилых помещений и т.д.). Кроме того, отнесение к подакцизным товарам прямогонного бензина не обусловлено необходимостью привлечения средств для функционирования дорожного хозяйства.