Акцизы на нефтепродукты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение системы налогообложения акцизов на нефтепродукты, а так же проблем их исчисления и взимания в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой системы;
- исследовать основные элементы акциза и определяющие их нормы налогового закона;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоритические аспекты акцизного налогообложения
1.1. История развития акцизного налогообложения в России……………..5
1.2. Акцизы: основные понятия и определение элементов налогообложения …………………………………………………………………………………….11
1.2. Основные характеристики элементов акцизов на нефтепродукты…….12
2. Анализ механизма исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты в Российской Федерации на современном этапе.
2.1. Порядок исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты, динамика роста налоговых ставок на нефтепродукты в период с 2010-2012гг………18
2.2. Анализ доходов от поступлений акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет за 2011-2013гг. ……………………………………….25
3. Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов
3.1 Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Акцизы на нефтепродукты Курсовая, Налоги.docx

— 115.66 Кб (Скачать документ)

- зачисление в федеральный бюджет доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты по нормативу 30 процентов с учетом индексации ставок акцизов – на 84 313,1 млн. рублей;

- индексация  ставок акцизов на табачную  продукцию – на 34 157,3 млн. рублей, автомобили легковые и мотоциклы  – на 464,1 млн. рублей, спирт этиловый  из всех видов сырья – на 329,3 млн. рублей;

- рост  облагаемых объемов реализации  спирта этилового из всех видов  сырья – на 328,7 млн. рублей, автомобилей  легковых и мотоциклов – на 154,2 млн. рублей, табачной продукции  – 129,0 млн. рублей.

      Доходы  федерального бюджета от уплаты акцизов  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на 2012 год прогнозируются в сумме 271 167,2 млн. рублей (0,48% к ВВП), в том числе акцизов на:

- спирт  этиловый из всех видов сырья  – 979,9 млн. рублей;

- табачную  продукцию – 175 950,0 млн. рублей;

- автомобили  легковые и мотоциклы – 6 292,8 млн. рублей;

- автомобильный бензин – 55 839,6 млн. рублей;

- прямогонный бензин – 5 362,6 млн. рублей;

- дизельное топливо – 25 976,1 млн. рублей;

- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 766,2 млн. рублей. [17]

      Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в федеральный  бюджет на 2012 год прогнозируется на 42 785,2 млн. рублей или на 18,7% больше суммы, планируемой на 2011 год, том числе  за счет:

- повышения  ставок акцизов на табачную  продукцию – на 39 220,0 млн. рублей, автомобильный бензин – на 14 592,5 млн. рублей, дизельное топливо – на 10 148,4 млн. рублей, прямогонный бензин – на 1 551,1 млн. рублей, автомобили легковые и мотоциклы - на 520,3 млн. рублей, спирт этиловый из всех видов сырья – на 461,7 млн. рублей, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – на 229,0 млн. рублей;

- роста  облагаемых объемов реализации  автомобильного бензина – на 1 688,2 млн. рублей, прямогонного бензина – на 1 552,7 млн. рублей, автомобилей легковых и мотоциклов - на 1 491,0 млн. рублей, дизельного топлива – на 623,5 млн. рублей, спирта этилового из всех видов сырья – на 112,6 млн. рублей, моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – на 11,7 млн. рублей.

      На  уменьшение прогнозируемых сумм поступления  акцизов оказывают влияние:

- снижение норматива зачисления в федеральный бюджет акцизов на нефтепродукты с 30% в 2011 году до 23% в 2012 году – на 26 765,7 млн. рублей;

- применение  нулевой ставки акциза на спирт  из пищевого сырья при отгрузке  его производителям алкогольной,  спиртосодержащей, парфюмерно-косметической  продукции и лекарственных средств  – на 1 793,9 млн. рублей;

- снижение  облагаемых объемов реализации  табачной продукции – на 540,0 млн.  рублей;

- снижение  доли автомобилей легковых с  мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) в общем объеме реализации автомобилей легковых - на 317,9 млн. рублей.

      Доходы  федерального бюджета от уплаты акцизов  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на 2013 год прогнозируются в сумме 374 091,1 млн. рублей (0,60% к ВВП), в том числе акцизов на:

- спирт  этиловый из всех видов сырья  – 1 107,8 млн. рублей;

- табачную  продукцию – 224 495,0,0 млн. рублей;

- автомобили  легковые и мотоциклы – 7 700,1 млн. рублей;

- автомобильный бензин – 87 191,1 млн. рублей;

- прямогонный бензин – 7 916,7 млн. рублей;

- дизельное топливо – 44 509,3 млн. рублей;

- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 1 171,1 млн. рублей.

      Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в федеральный  бюджет на 2013 год прогнозируется на 102 923,9 млн. рублей или на 38,0% больше суммы, планируемой на 2012 год. На увеличение прогнозируемых сумм поступления акцизов  оказывают влияние:

- индексация  ставок акцизов на табачную  продукцию – на 49 465,0 млн. рублей, автомобильный бензин – на 13 758,5 млн. рублей, дизельное топливо – на 9 732,0 млн. рублей, прямогонный бензин – на 1 212,4 млн. рублей, автомобили легковые и мотоциклы - на 451,9 млн. рублей, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – на 184,1 млн. рублей, спирт этиловый из всех видов сырья – на 83,1 млн. рублей;

- увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет акцизов на нефтепродукты с 23% в 2012 году до 28% в 2013 году – на 25 140,7 млн. рублей;

- рост облагаемых объемов реализации автомобильного бензина – на 2 023,2 млн. рублей, автомобилей легковых и мотоциклов - на 1 423,4 млн. рублей, дизельного топлива – на 853,1 млн. рублей, спирта этилового из всех видов сырья – на 44,8 млн. рублей, моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – на 11,7 млн. рублей.

      На  уменьшение прогнозируемых сумм поступления  акцизов оказывают влияние:

- снижение  облагаемых объемов реализации  табачной продукции – на 920,0 млн.  рублей, прямогонного бензина –  на 72,0 млн. рублей;

- снижение  доли автомобилей легковых с  мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) в общем объеме реализации автомобилей легковых - на 468,0 млн. рублей.

      Таким образом, провели анализ поступления акцизов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2011-2013гг. Данный анализ показал, что зачисление в федеральный бюджет доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты за 2011г. составило 84 313,1 млн. рублей; за 2012г. – 87944,5 млн. рублей, а в 2013г. – 140788,2, что на 38% больше, чем в 2012г.

      Что касается последних нововведений, то ставки акцизов на нефтепродукты  с 1 января 2011 года увеличились на 1 руб. в расчете на 1 литр подакцизной продукции, с 1 января 2012 года - на 6% к ставкам, предусмотренным на 2011 год, и на 1 руб. в расчете на 1 литр подакцизного товара, с 1 января 2013 года - на 5,4% к ставкам, предусмотренным на 2012 года, и на 1 руб. в расчете на 1 литр подакцизного товара. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Перспективы развития  действующего механизма исчисления и уплаты акцизов

3.1 Основные направления  совершенствования  действующего порядка  исчисления и уплаты  акцизов 

      Сложившаяся на сегодня в России система акцизного  налогообложения характеризуется  громоздкостью, является малопонятной для налогоплательщика, требует  больших расходов по налоговому администрированию  со стороны государства. При этом сформированный в РФ механизм взимания акциза не имеет четкого экономического обоснования, основанного на содержании данного налога, что в ряде случаев  приводит к искажению объекта  акцизного налогообложения, порождает  массу возможностей для недобросовестных налогоплательщиков для ухода от налогообложения, стимулирует развитие «теневого» бизнеса [7, с. 176].

      В ряде случаев применяемая система  акцизного налогообложения допускает  неоднократное взимание налога с  одного и того же объекта. Много вопросов вызывает содержание и экономическая  обоснованность действующего перечня  подакцизной продукции, политика формирования ставок.

      Проблемам совершенствования действующего механизма  исчисления и взимания акцизов уделяется  значительное внимание российских экономистов, однако, главным образом, в статьях  периодической печати, учебных пособиях, монографиях проводится анализ нормативных  и инструктивных налоговых документов, освещаются вопросы реформирования отдельных элементов акцизного  механизма, связанные с повышением фискальной значимости акциза.

      Произошедшая  «специализация» косвенных налогов (НДС, акцизы) и соответствующее этому  законодательное установление налогооблагаемых объектов несколько трансформировали функциональное назначение акцизов, которое  было им присуще в конце XIX - начале XX века. Назначение акцизов сегодня заключается, в первую очередь, в целенаправленном регулировании отдельных сфер общественной жизни [14, с. 177].

      В настоящее время существуют некоторые  приоритетные направления государственного регулирования в сфере налогообложения  акцизами. Это - взимание акцизов по операциям с алкогольной продукцией, по операциям с нефтепродуктами. С одной стороны, такие приоритеты обусловлены высокой рентабельностью  производства в указанных сферах и соответствующим потенциалом  для обеспечения фискальных потребностей государства, с другой стороны, интересы будут удовлетворяться только при  компетентном регулирующем (правовом) воздействии по этим направлениям.

      Структуру (перечень) подакцизных товаров определяют необходимость и степень государственного вмешательства в сферы общественной жизни, то есть, приоритеты правового  регулирования в конкретный период существования государства. Законодательное  закрепление исчерпывающего перечня  подакцизных товаров (наряду с перечнем налогооблагаемых операций с этими  товарами) позволяет четко разграничить понятия предмет и объект налогообложения  в отношении акцизов: предмет  налогообложения - это подакцизные  товары, поименованные в перечне, установленном налоговым законом, а объект налогообложения - операции с этими товарами. То есть, при  установлении акцизов предмет налогообложения - признак «фактического характера» - получил непосредственное правовое закрепление [14, с. 181].

      Явление переложения; как экономическая  основа существования косвенных  налогов, с точки зрения права  характеризует способ взимания последних, и проявляется в различии законодательно определенного субъекта налогового платежа (налогоплательщика) и фактического плательщика налога, правовой статус которого законодательно не регламентируется. Явление переложения неизбежно  становится предметом исследования при разрешении вопроса о правомерности возврата из бюджета излишне уплаченных или взысканных косвенных налогов.

      В условиях объективно необходимой регламентации  отдельных вопросов, связанных с  исчислением и взиманием акцизов, подзаконными нормативными актами, органам  исполнительной власти важно не нарушать принцип определения основных (существенных) элементов налога исключительно  законами и устранять проблему несоответствия подзаконных актов нормам налоговых  законов, что нередко является предметом  судебного разбирательства. В условиях несовершенства российского налогового законодательства судебная практика по спорам, вытекающим из налоговых правоотношений (в частности отношений по исчислению и уплате акцизов), как источник налогового права приобретает особое значение. Акты правоприменения, принимаемые  в результате разрешения налоговых  споров, формируют правовые ориентиры  во многом определяющие поведение участников налоговых правоотношений, и в  дальнейшем учитываемые органами государственной  власти в законотворческой деятельности [8, с. 24].

      К сожалению, теоретические и практические аспекты воздействия акцизного  налогообложения на развитие сферы  производства и потребления тех  или иных товаров, вопросы повышения  регулирующего значения косвенного налогообложения остаются до настоящего времени слабо разработанными. Не уделяется достаточного внимания изучению экономического содержания косвенных  налогов, природы акцизного налогообложения, возможности использования альтернативных вариантов налогообложения товаров, включенных в настоящее время  в перечень подакцизных, в связи с чем рекомендации современных экономистов по совершенствованию системы налогообложения подчас носят противоречивый и дискуссионный характер.

      Все это делает актуальной проблему изучения экономической обоснованности и  эффективности применения действующего в РФ механизма акцизного налогообложения, его преимуществ и недостатков  с целью выявления направлений его совершенствования. Кроме того, представляется целесообразным исследование сущности акциза параллельно с рассмотрением природы такого экономического явления, как фискальная монополия, которая является альтернативным вариантом налогообложения товаров, традиционно являющихся подакцизными. В ряде стран государственная фискальная монополия используется параллельно с системой акцизного налогообложения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В теоритической части курсовой работы было проведено исследование теоритических  аспектов акцизного налогообложения. Мы дали четкое определение понятию «акциз» - налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

      Акциз можно классифицировать данный налог  по следующим признакам:

  1. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в федеральный, так и в региональные бюджеты.
  2. По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам.
  3. По способу изъятия акцизы также как и НДС относятся к косвенным налогам;
  4. По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на налогоплательщика;

Информация о работе Акцизы на нефтепродукты