Акцизы СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание

Налоговая политика СССР должна была реализовать две цели: финансовую - максимизировать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики; социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих. Таким образом в рамках налоговой политики в годы НЭПа неизбежно должны были реализоваться три функции налогов: фискальная, регулирующая и социальная.

Содержание

1 Введение 3

2 Система налогов и соборов при нэпе 5

3 Косвенные налоги, акцизы 8

4 Акцизы на отдельные товары 14

5 Пошлины, сборы и взносы 19

6 Система и порядок взимания акцизов с государственных и некоторых

кооперативных предприятий 22

7 Общие правила начисления и взимания акциза 25

8 Налоговая реформа в СССР 1930-1932гг. 30

9 Теоретическое обоснование налогообложения в СССР 32

10 Заключение 33

11 Литература 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 82.20 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

     Высшая  школа бизнеса

     Факультет банковского дела 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     АКЦИЗЫ СССР

     Шпак  Анна Валерьевна 
 
 

                           __________/__________

                       Руководитель

                     д-р. экон. наук, профессор

     ____________ А.А. Земцов

                        Автор работы

                        студентка группы 801/1

                                                                                                                 ______________А.В. Шпак  

Томск 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Введение             3

2 Система налогов и соборов при нэпе        5

3 Косвенные налоги, акцизы         8

4 Акцизы на  отдельные товары         14

5 Пошлины, сборы и взносы         19

6 Система и порядок взимания акцизов с государственных и некоторых   

 кооперативных  предприятий         22

7 Общие правила начисления и взимания акциза      25 

8 Налоговая реформа в СССР 1930-1932гг.       30

9 Теоретическое обоснование налогообложения в СССР     32

10 Заключение           33

11 Литература           34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Изучение  развития отечественной налоговой  системы дает возможность, с одной  стороны, исследовать положительный  опыт прошлых лет и учесть ошибки, а с другой стороны, использовать это наследие в настоящее время.

     Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался  на производителя, как правило, по месту  производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.

     Акцизами  в России всегда облагались некоторые  дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары. 

     С 1917 года открыта новая страница в  экономических преобразованиях  России.

Изменения затронули  все сферы государственного устройства, в том числе и налоговую систему, комплексное реформирование которой, на мой взгляд, началось в годы НЭП, а именно когда Советская власть полностью стала управлять государством.

     Огромный  рост финансовых потребностей и обесценение  денег в годы Первой мировой войны  значительно снизили реальное значение налогов. С национализацией кредитных  и промышленных предприятий, ликвидацией частной собственности на землю, значительным сокращением частной торговли круг объектов, подлежащих налогообложению, все больше сужался. Политика всеобщих национализации и конфискаций, запрещение в конце 1918 г. частной торговли и переход к карточной системе распределения продуктов питания и личного потребления через единый заготовительный и распределительный государственный аппарат - Компрод (декрет СНК от 21 ноября 1918 г.) - привели к фактическому отмиранию и прямых налогов, и акцизов, и пошлин.

       Отношение Советской власти в целом к  налоговой системе в 1919-1920 гг. определялось такими словосочетаниями, как «бессмысленность денежных налогов», «помеха делу естественного  отмирания денег и денежного оборота». Насколько в то время господствовала эта точка зрения, показывает резолюция Всероссийского съезда финансовых работников в мае 1919 г

       В связи с предполагавшейся отменой  денежного обращения и внедрением натурального хозяйства 3 февраля 1921 г. был издан декрет об отмене всех денежных налогов и сборов, а 9 февраля 1921 г. налоговый аппарат был распущен.

       Восстановление  налоговой системы началось с  восстановлением 26 июля 1921г. промыслового налога и акцизов на спирт, табачные изделия, папиросную бумагу и спички.  

       Наиболее  четко суть налоговой политики 20-х  годов выражена в определении  проф. А.Д.Соколова: «под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или достижения каких-либо задач экономической политики»    

       Налоговая политика СССР должна была реализовать  две цели: финансовую - максимизировать  налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной  войнами экономики; социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии  в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих. Таким образом в рамках налоговой политики в годы НЭПа неизбежно должны были реализоваться три функции налогов: фискальная, регулирующая и социальная. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Система налогов  и соборов при нэпе

     Новая экономическая политика (нэп) была разработана  В.И. Лениным и начала осуществляется в 1921 г. по решению Х съезда Российской Коммунистической партии (большевиков) (РКП(б)). В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частичной торговли, мелких частных предприятий, допущение государственного капитализма в виде концессий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; перевод государственной промышленности на хозрасчет, замена натуральной заработной платы денежной по количеству и качеству труда.

     9 августа 1921 г. СНК был принят  Наказ об основных положениях  новой экономической политики. В  пункте втором Наказа указывалось  на необходимость установления "обратного  прилива денег в кассы государства". Началось быстрое оживление финансово-налоговой  деятельности Советской власти. Хозяйственная разруха в стране  в результате многолетней империалистической  и гражданской войны, неустойчивая  валюта, порождающая высокую инфляцию, скачки цен и спекуляцию, отсутствие  торгового оборота и твердо  выявившихся экономических связей. Необходимость восстановления налогового  аппарата побудили советские  властные структуры использовать  наряду с крайне несовершенными  и мало результативными в условиях 20-х годов видами прямого налогообложения  широкую систему косвенных налогов.  Новая экономическая политика обеспечила быстрое восстановление народного хозяйства. С конца 20-х гг. проведение этой политики было прекращено.          Основными принципами построения советской акцизной системы явились: установление акцизов, дающих крупный фискальный эффект, и взыскание таких видов акцизов, которые могли бы охватить наиболее широкие массы и городского и сельского населения.             Следует также отметить, что первый период действия советской налоговой системы совпал с периодом высокой инфляции, когда ставки налогов в абсолютном выражении, как правило, безуспешно стремились приспособиться к обесценению валюты и налоговые доходы давали ничтожные суммы. С установлением "золотого рубля" ставки налогов были переведены в золотое выражение и уплата производилась по курсу котировальной комиссии. Лишь с установлением твердой валюты и проведением денежной реформы налоги, соответственно и акцизы, стали давать ожидавшийся от них доход. В тех акцизах, где это позволяло разнообразие сортов, были введены дифференцированные ставки, причем обложение прогрессивно возрастало с улучшением качества и повышением стоимости продукта.

     Переход к нэпу, проявившийся в разрешении торговли, возрождении кустарных  промыслов, восстановлении денежного  обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил возрождение налоговой системы.

     Основу  этой системы дала налоговая система  дореволюционной России – промысловый налог, подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины гербовый сбор. Вместе с тем были созданы новые виды налогообложения: единый натуральный налог, сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный, налог на сверх прибыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Система налогообложения этого периода соответствовала уровню экономического развития страны, целям и задачам государства, в частности ряд налогов имел откровенный дискриминационный характер: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налог, налог на сверх прибыли, трудгужналог.

     Характерной чертой налоговой системы периода  нэпа являлись множественность налогов  и сборов и многократность обложения  торгово-промышленного оборота в  различных его звеньях. К 1930 г. количество платежей, взымаемых только с общественного  сектора, достигало 86. Структура налоговых  поступлений по общественному сектору  была следующей(% к итогу): 

     Акцизы (12 видов)       - 28,9

     Промысловый налог       - 21,5

     Таможенные  пошлины      - 3,9

     Попенная плата       - 4,9

     Подоходный  налог       - 4,6

     Отчисление  прибылей в бюджет (3вида)    - 12,2

     Отчисление  в фонд улучшения быта рабочих  и служащих - 1,9

     Отчисления  на образование специального капитала в

     учреждениях долгосрочного кредита    - 4,3

     Займы 1928 и 1929 гг.      - 3,3

     Итого          - 85,5

     Прочие 63 платежа       - 14,5

     Всего         -100,0 

     Показаны  суммы платежей, намечавшиеся к поступлению  на 1929-1930 гг.

     Фискальная  политика государства в период нэпа претворялась в жизнь Народным комиссаром финансов. По Положению о Наркомфине СССР, принятому ЦИК СССР в ноябре 1923г., Наркомат возглавлялся наркомом финансов, имел коллегию и включал 12 основных структурных подразделений ( в том числе управления: общее, бюджетное, валютное, государственных налогов, государственных доходов, финансово – контрольное, министерство, местных финансов; финансово – экономическое бюро; Главное управление государственными трудовыми кассами; Главное управление государственного страхования; Госбанк и др.). Наркоматом финансов после Г.Я. Сокольникова в 1926-1930 гг. руководил Н.П. Брюханов.

     Систему налогов и сборов при нэпе составляли следующие виды:

  1. Прямые налоги: промысловый налог, единый натуральный налог, денежный подворный налог, сельскохозяйственный налог, индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, подоходно-поимущественный, единый общегражданский налог, военный налог, налог на сверх прибыль, квартирный налог, налог с наследств и дарений;
  2. Косвенные налоги: акцизы, налог с доходов от демонстраций кинофильмов;
  3. Пошлины: патентная, судебная и др.;
  4. Сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

     В качестве чрезвычайных вводились: в 1922 г. – единовременный общегражданский налог для оказания помощи голодающим; в 1924 г. – единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая.

     В 1922-1923 гг. отмечался резкий подъем местного «налоготворчества», выразившегося в появлении массы не предусмотренных никакими законами различного рода налогов и сборов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Косвенные налоги, акцизы.

     Косвенные налоги в период непа взимались в форме акцизов на потребительские товары. В 20-е гг. акцизы обеспечивали 11-20% всех доходов государственного бюджета.

     В 1921 г. были введены акцизы на вино крепостью до 14% (затем крепость облагаемых налогом вин была повышена до 20%). В официальных документах отмечалось, что помимо обеспечения доходной части бюджета введение этого акциза вызвано необходимостью поддержки виноградарства и виноделия. В том же 1921 г. были установлены акцизы на спички, табачные изделия, гильзы, курительную бумагу.

     В дальнейшем система акцизного обложения  постепенно расширялась: законом от 3 февраля 1922 г. был установлен акциз  на спирт, отпускаемый на технические  цели, а также на пиво, мед и  прохладительные напитки; законом  от 23 февраля 1922 г. было установлено  обложение соли, а 9 марта - нефтепродуктов; законом от 21 апреля того же года был  введен акциз на свекловичный и крахмальный  сахар, а также и на восковые свечи. Далее, в том же 1922 г. 4 мая был  установлен акциз на чай, кофе, цикорий, суррогаты чая и кофе и на прессованные дрожжи. Введение в действие всех перечисленных  акцизов ознаменовало один из наиболее активных периодов развития косвенного налогообложения и заменило основу создания единой системы акцизов  в советский период.

Информация о работе Акцизы СССР