Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:46, курсовая работа
Налоговая политика СССР должна была реализовать две цели: финансовую - максимизировать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики; социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих. Таким образом в рамках налоговой политики в годы НЭПа неизбежно должны были реализоваться три функции налогов: фискальная, регулирующая и социальная.
1 Введение 3
2 Система налогов и соборов при нэпе 5
3 Косвенные налоги, акцизы 8
4 Акцизы на отдельные товары 14
5 Пошлины, сборы и взносы 19
6 Система и порядок взимания акцизов с государственных и некоторых
кооперативных предприятий 22
7 Общие правила начисления и взимания акциза 25
8 Налоговая реформа в СССР 1930-1932гг. 30
9 Теоретическое обоснование налогообложения в СССР 32
10 Заключение 33
11 Литература 34
Министерство образования и науки Российской Федерации
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Высшая школа бизнеса
Факультет
банковского дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
АКЦИЗЫ СССР
Шпак
Анна Валерьевна
__________/__________
Руководитель
д-р. экон. наук, профессор
____________ А.А. Земцов
Автор работы
студентка группы 801/1
Томск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Введение 3
2 Система налогов и соборов при нэпе 5
3 Косвенные налоги, акцизы 8
4 Акцизы на отдельные товары 14
5 Пошлины, сборы и взносы 19
6 Система и порядок взимания акцизов с государственных и некоторых
кооперативных предприятий 22
7 Общие правила начисления и взимания акциза 25
8 Налоговая реформа в СССР 1930-1932гг. 30
9 Теоретическое обоснование налогообложения в СССР 32
10 Заключение 33
11 Литература 34
ВВЕДЕНИЕ
Изучение развития отечественной налоговой системы дает возможность, с одной стороны, исследовать положительный опыт прошлых лет и учесть ошибки, а с другой стороны, использовать это наследие в настоящее время.
Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.
Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.
С 1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях России.
Изменения затронули все сферы государственного устройства, в том числе и налоговую систему, комплексное реформирование которой, на мой взгляд, началось в годы НЭП, а именно когда Советская власть полностью стала управлять государством.
Огромный рост финансовых потребностей и обесценение денег в годы Первой мировой войны значительно снизили реальное значение налогов. С национализацией кредитных и промышленных предприятий, ликвидацией частной собственности на землю, значительным сокращением частной торговли круг объектов, подлежащих налогообложению, все больше сужался. Политика всеобщих национализации и конфискаций, запрещение в конце 1918 г. частной торговли и переход к карточной системе распределения продуктов питания и личного потребления через единый заготовительный и распределительный государственный аппарат - Компрод (декрет СНК от 21 ноября 1918 г.) - привели к фактическому отмиранию и прямых налогов, и акцизов, и пошлин.
Отношение Советской власти в целом к налоговой системе в 1919-1920 гг. определялось такими словосочетаниями, как «бессмысленность денежных налогов», «помеха делу естественного отмирания денег и денежного оборота». Насколько в то время господствовала эта точка зрения, показывает резолюция Всероссийского съезда финансовых работников в мае 1919 г
В
связи с предполагавшейся отменой
денежного обращения и
Восстановление налоговой системы началось с восстановлением 26 июля 1921г. промыслового налога и акцизов на спирт, табачные изделия, папиросную бумагу и спички.
Наиболее четко суть налоговой политики 20-х годов выражена в определении проф. А.Д.Соколова: «под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или достижения каких-либо задач экономической политики»
Налоговая
политика СССР должна была реализовать
две цели: финансовую - максимизировать
налоговые сборы для
Новая экономическая политика (нэп) была разработана В.И. Лениным и начала осуществляется в 1921 г. по решению Х съезда Российской Коммунистической партии (большевиков) (РКП(б)). В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частичной торговли, мелких частных предприятий, допущение государственного капитализма в виде концессий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; перевод государственной промышленности на хозрасчет, замена натуральной заработной платы денежной по количеству и качеству труда.
9
августа 1921 г. СНК был принят
Наказ об основных положениях
новой экономической политики. В
пункте втором Наказа
Переход к нэпу, проявившийся в разрешении торговли, возрождении кустарных промыслов, восстановлении денежного обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил возрождение налоговой системы.
Основу этой системы дала налоговая система дореволюционной России – промысловый налог, подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины гербовый сбор. Вместе с тем были созданы новые виды налогообложения: единый натуральный налог, сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный, налог на сверх прибыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Система налогообложения этого периода соответствовала уровню экономического развития страны, целям и задачам государства, в частности ряд налогов имел откровенный дискриминационный характер: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налог, налог на сверх прибыли, трудгужналог.
Характерной
чертой налоговой системы периода
нэпа являлись множественность налогов
и сборов и многократность обложения
торгово-промышленного оборота
Акцизы (12 видов) - 28,9
Промысловый налог - 21,5
Таможенные пошлины - 3,9
Попенная плата - 4,9
Подоходный налог - 4,6
Отчисление прибылей в бюджет (3вида) - 12,2
Отчисление в фонд улучшения быта рабочих и служащих - 1,9
Отчисления на образование специального капитала в
учреждениях долгосрочного кредита - 4,3
Займы 1928 и 1929 гг. - 3,3
Итого - 85,5
Прочие 63 платежа - 14,5
Всего -100,0
Показаны суммы платежей, намечавшиеся к поступлению на 1929-1930 гг.
Фискальная политика государства в период нэпа претворялась в жизнь Народным комиссаром финансов. По Положению о Наркомфине СССР, принятому ЦИК СССР в ноябре 1923г., Наркомат возглавлялся наркомом финансов, имел коллегию и включал 12 основных структурных подразделений ( в том числе управления: общее, бюджетное, валютное, государственных налогов, государственных доходов, финансово – контрольное, министерство, местных финансов; финансово – экономическое бюро; Главное управление государственными трудовыми кассами; Главное управление государственного страхования; Госбанк и др.). Наркоматом финансов после Г.Я. Сокольникова в 1926-1930 гг. руководил Н.П. Брюханов.
Систему налогов и сборов при нэпе составляли следующие виды:
В качестве чрезвычайных вводились: в 1922 г. – единовременный общегражданский налог для оказания помощи голодающим; в 1924 г. – единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая.
В
1922-1923 гг. отмечался резкий подъем местного
«налоготворчества», выразившегося в
появлении массы не предусмотренных никакими
законами различного рода налогов и сборов.
Косвенные налоги в период непа взимались в форме акцизов на потребительские товары. В 20-е гг. акцизы обеспечивали 11-20% всех доходов государственного бюджета.
В 1921 г. были введены акцизы на вино крепостью до 14% (затем крепость облагаемых налогом вин была повышена до 20%). В официальных документах отмечалось, что помимо обеспечения доходной части бюджета введение этого акциза вызвано необходимостью поддержки виноградарства и виноделия. В том же 1921 г. были установлены акцизы на спички, табачные изделия, гильзы, курительную бумагу.
В дальнейшем система акцизного обложения постепенно расширялась: законом от 3 февраля 1922 г. был установлен акциз на спирт, отпускаемый на технические цели, а также на пиво, мед и прохладительные напитки; законом от 23 февраля 1922 г. было установлено обложение соли, а 9 марта - нефтепродуктов; законом от 21 апреля того же года был введен акциз на свекловичный и крахмальный сахар, а также и на восковые свечи. Далее, в том же 1922 г. 4 мая был установлен акциз на чай, кофе, цикорий, суррогаты чая и кофе и на прессованные дрожжи. Введение в действие всех перечисленных акцизов ознаменовало один из наиболее активных периодов развития косвенного налогообложения и заменило основу создания единой системы акцизов в советский период.