Акцизы СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание

Налоговая политика СССР должна была реализовать две цели: финансовую - максимизировать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики; социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих. Таким образом в рамках налоговой политики в годы НЭПа неизбежно должны были реализоваться три функции налогов: фискальная, регулирующая и социальная.

Содержание

1 Введение 3

2 Система налогов и соборов при нэпе 5

3 Косвенные налоги, акцизы 8

4 Акцизы на отдельные товары 14

5 Пошлины, сборы и взносы 19

6 Система и порядок взимания акцизов с государственных и некоторых

кооперативных предприятий 22

7 Общие правила начисления и взимания акциза 25

8 Налоговая реформа в СССР 1930-1932гг. 30

9 Теоретическое обоснование налогообложения в СССР 32

10 Заключение 33

11 Литература 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 82.20 Кб (Скачать документ)

     Развитие  ряда отраслей легкой промышленности и соответственное расширение ассортимента на потребительском рынке дали возможность  изменить структуру акцизного обложения  с одновременным его расширением. 1923-1924 гг. ознаменовались привлечением к акцизному обложению текстильных  изделий путем обложения пряжи, с освобождением от акциза пряжи  кустарного производства. Параллельно  постепенный рост акцизных поступлений  дал возможность понизить налоговое  бремя на предметы наиболее широкого потребления. Так, законами 1923 и 1924 гг. был снижен акциз с соли с 45 коп. до 22 коп. за пуд и с керосина с 80 коп. до 60 коп. за пуд. Далее, в целях развития государственной и кооперативной промышленности, потребляющей в своем производстве предметы акцизного обложения, законом 1922 г. были понижены ставки для соли, отпускаемой для химической и рыбной промышленности, и законом 1923 г. был разрешен без акцизный отпуск нефтепродуктов для сельскохозяйственных работ.

     В 1924 г. был отменен вызывавший значительные нарекания со стороны промышленности акциз на табачные изделия и взамен была введена более совершенная система обложения - по весу готовой продукции с дифференциацией ее на 5 сортов и с установлением предельных этикетных цен на все сорта, кроме высшего сорта. Система эта просуществовала в течение всего рассматриваемого периода, причем ставки акциза были повышены с 1 августа 1925 г., а количество сортов сокращено до шести.

     В этот же период была изменена система  акцизного обложения пива по готовому продукту. Эта достаточно неудачная  система обложения и чрезвычайно  высокие местные начисления на пивную торговлю вызвали падение поступлений  акциза с пива. Поэтому в 1925 г. было введено обложение пива по весу поступающего в затор солода с одновременным понижением размеров обложения с 1 руб. 70 коп. до 75-78 коп. с ведра пива. Одновременно были ограничены предельные размеры надбавок в местные средства к государственным налогам и сборам.

     1924 – 1925 годы по достигнутым финансовым результатам были очень благоприятными для развития косвенного обложения. Следующий 1926 г. также стал достаточно интенсивным по развитию расширенной системы косвенных налогов. В конце 1925 г. было принято постановление ЦИК и СНК о разрешении продажи с соответствующим акцизным обложением. Таким образом, была практически полностью восстановлена государственная винная и водочная монополия.

     В 1927 г. был отменен акциз на соль. Необходимо отметить, что этот акциз сыграл значительную роль в первой половине 20-х годов не только по бюджетным соображениям (ежегодные поступления составляли 15-18 млн. руб.), но и ввиду того, что служил почти единственным источником акцизного обложения деревни ввиду недостатка на рынке прочих продуктов сельского потребления. С развитием реального товарооборота между городом и деревней отпала необходимость в акцизном обложении соли. Это решение в те годы имело еще и немалое политическое значение, так как акцизное обложение соли наиболее тяжело ложилось на плечи крестьянства, потребляющего соль в значительно большем количестве, чем городское население. В том же году был отменен акциз на кофе с одновременным повышением таможенной пошлины на кофе и акциз на крахмала – паточный сахар.

     С целью частичного возмещения утраченного  государством дохода по акцизу на соль в 1927 г. было введено обложение акцизом  парфюмерных и косметических  изделий на совершенно иных основаниях, чем другие акцизы: акциз был установлен в процентном отношении к этикетной  цене, а все изделия парфюмерно-косметической  промышленности в отношении акцизной облагаемости, распределены на четыре основные группы. В том же году был отменен акциз на папиросную курительную бумагу, ввиду незначительных акцизных поступлений и затруднительности учета папиросной бумаги; расходуемой без оплаты акцизов, на технические цели.

     В 1928 г. в целях поощрения мелкого  виноградарства и виноделия, не имеющего возможности изготовлять крепкие  спиртовые вина и выдерживать  их в своих подвалах, был отменен  акциз на слабые и крепкие виноградные  вина с одновременным повышением обложения виноградного спирта, отпускаемого на изготовление коньяков н крепких  вин.

     Общая сумма акцизных поступлений составила:

      1922 - 1923 г. - 108,5 млн. руб.,

       1923 -1924 г. - 240 млн. руб.,

      1924 - 1925 г. - 507,8 млн. руб.,

       1925 - 1926 г. - 823,5 млн. руб.,

      1926 - 1927 г.- 1,210 млн. руб.,

      1927 - 1928 г. - 1,491 млн. руб.,

       1928 - 1929 г. - 1,788 млн. руб.,

      1929 - 1930 г. - 2,628 млн. рублей.

     Таким образом, за 8 лет сумма акцизных поступлений увеличилась в 25 раз.

     В обшей сумме государственных  доходов на долю акцизов приходилось  около 20% При этом наблюдалась интересная тенденция: акцизные поступления росли и в абсолютном, и в относительном выражении до середины 20-х годов. Во второй же половине этого десятилетия, хотя акцизные поступления систематически возрастали в абсолютной величине, но в процентном отношении доля их постепенно падала. Объяснить это явление можно скорее всего тем, что в середине 20-х годов восстановительный период в подакцизной промышленности был завершен и потребление подакцизных предметов подошло к довоенному уровню н дальнейший рост акцизных поступлений мог идти только естественным путем - за счет постепенного повышения материального благосостояния населения. Материальное же благосостояние, а следовательно, и покупательная способность населения во второй половине 20-х - начале 30-х годов росли достаточно медленно - централизованная государственная система управления тех лет культивировала иные приоритеты: рост накопления производственных фондов, в том числе и за счет ограничения потребительского спроса.

     Существенную  роль в период нэпа играли целевые налоги и сборы. В СССР в 1920 – 1930 гг. целевые налоги вводились как дополнительный источник средств для оказания помощи голодающим, борьбы с эпидемическими болезнями, улучшения жизни детей (единовременный общегражданский налог), расширения жилищного и культурно – бытового строительства (квартирный налог и сбор на нужды жилищного и культурно -  бытового строительства).

     Для местных бюджетов доходным источником выступали надбавки к государственным налогам дополнительные суммы налогов, поступающие в местные бюджеты; устанавливаются в определенной доле к государственным налогам. В Советской России и СССР в 20-х гг. надбавки к государственным налогам использовались как налоговый источник доходов местных бюджетов. Право вводить надбавки ( в установленных пределах) имели губернские и уездные съезды Советов. Действовали надбавки к промысловому и подоходному налогам, плате за патенты на право продажи спиртных напитков, минеральной воды и табачных изделий, охотничьему сбору, судебной пошлине, плате, взимаемой нотариальными органами.

     В 1930 г. была осуществлена налоговая реформа, коренным образом изменившая систему  взимания косвенных налогов на территории СССР.        Налог с оборота представлял собой комплексный налог, объединяющий и заменяющий целый ряд косвенных и прямых налогов.       Налог с оборота заменял промысловый налог в обобществленном секторе. В его состав также включались взымавшийся с предприятий обобществленного сектора платеж за разработку месторождений каменного угля, нефти и рудных ископаемых, т.е. налоги на недра, а также платежи за древесину и местный налог на нее.       В состав налога с оборота в обобществленном секторе и промыслового налога в частном секторе вошли: 1) надбавка к промналогу взамен гербового сбора с векселей; 2) все акцизы: на спирт, водку, коньяк, пиво, дрожжи, сахар, чай, спички, табачные изделия, гильзы, парфюмерию и косметику, нефтепродукты, свечи, резиновые галоши; 3) сбор за инспектирование и анализ хлебофуражных продуктов; 4)сбор за пробирные операции и анализ металлов; 5) сбор с паровых котлов, приборов, действующих под давлением, подъемников и подъемных механизмов; 6) сбор за торговую регистрацию; 7) сбор за обязательную последующую регистрацию сделок; 8) сбор за поверку и клеймение мер и весов, медицинских термометров и рабочих и контрольных манометров; 9) сбор за производство горных отводов;10)сбор с освидетельствования бракёрами сельскохозяйственного сырья и молочно-масляных продуктов; 11) налог с грузов, привозимых и вывозимых по железнодорожным и водным путям сообщения; 12) налог с ресторанов, столовых, лавок и т.п. предприятий; 13) сбор с золото- и платинопромышленных предприятий; 14) сбор за ветеринарно-санитарный осмотр скота и других животных продуктов; 15)налог с промышленных садов и огородов; 16) налоги с аукционных продаж; 17) налоги с плакатов, афиш и объявлений; 18) сборы с лиц, играющих на биллиарде; 19) целевой сбор с радиоизделий, применяемых для приема радиовещательных станций: 20) абонементная плата, взимаемая с радиостанций частного пользования.

     В налог с оборота вошли налоги и сборы, взимавшиеся только с предприятий обобществленного сектора: 1) сборы со свеклы; 2) особый сбор с организаций изготовляющих хлопок; 3) отчисления на развитие овцеводства от прибылей шерсти -перерабатывающей промышленности; 4) отчисления от товарной продукции авто- и авиа трестов; 5) взносы на работы по хозяйственному строительству государственных земельных имуществ; 6) начисления (целевые надбавки) на заготовительные и сбытовые цены сельскохозяйственных продуктов; 7) начисления на продажную стоимость древесины; 8) взносы на содержание надзора на рыбных промыслах; 9) долевое участие в расходах на местное строительство; 10) сборы, взимаемые управлениями строительного контроля. Гербовый сбор у предприятий обобществленного сектора также вошел в состав налога с оборота, а для частного сектора был заменен единой государственной пошлиной. Таким образом, все косвенные налоги (кроме таможенных пошлин), пошлины и сборы и некоторые прямые налоги заменялись налогом с оборота, принявшем форму надбавки к оптовой цене и взимаемой с населения при продаже товаров и услуг в сети розничной торговли.    В мировой практике налог с оборота имел в те годы и позже значительно более узкое экономическое содержание он определялся как косвенный налог, включаемый в цены определенных групп товаров, потребление которых экономически регламентируется. В советской же налоговой практике введение налога с оборота означало введение нового синтетического (или номинального) налога взамен значительного числа статей расходной части бюджета, или, если говорить строго, введение нового механизма формирования доходной части бюджета.           Этот синтетический налог был очень удобен для сформировавшейся в те годы централизованной системы государственного регулирования экономики и существовать мог только в рамках этой системы. Методы включения в розничные цены товаров и услуг налога с оборота и последующего его изъятия в бюджет стали мощным и весьма эффективным инструментом пополнения бюджета и перекачки средств из фонда потребления в фонд производственного накопления, но эти же методы достаточно быстро спровоцировали отрыв движения финансовых ресурсов от кругооборота материальных ценностей.   Системы обложения акцизами и промысловыми налогами еще до 1929-1930 гг. были подвергнуты значительными изменениям, выразившимся в централизации взимания акцизов, отмене ряда мелких акцизов и введений, в виде опыта, однократного обложения промысловым налогом  нескольких товаров (текстиля, сахара, масла и табака) и в слиянии акциза и промыслового налога по текстилю и спирту (причем для первого сохранился только промысловый налог, а для спирта только акциз). Эти мероприятия рассматривались как полумеры – конечной задачей налоговой реформы должно было явиться построение новой системы изъятий из общественного сектора в виде единого отчисления от прибылей предприятий.

       Фискальная функция в период 1922-1930 гг. была реализована успешно в значительной степени за счет расширения сферы косвенного и, прежде всего, акцизного обложения (табл. 1).

     Формально косвенные налоги были упразднены налоговой  реформой 1930-1932 гг. 

     Таблица 1 - Косвенные налоги в бюджете СССР в 1922 - 1930 годах в млн. руб.

  1922-1923 1923-1924 1924-1925 1925-1926 1926-1927 1927-1928 1928-1929 1929-1930
Акцизы 103,5 240,7 507,8 841,6 1197,00 1479,3 1789,3 2629,2
Таможенные  расходы    66,8   67,4   101,9   150,5 190,0 259,7 258,2 304,3
Итого косвенных  налогов  170,3 308,1 608,7     992,1 1387,0 1739,0 2047,5 2933,5
Всего налоговых  доходов    584,0 788,5   1323,4 1784,6 2333,6 2483,1 3146,1 5653,3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Акцизы  на отдельные товары

     Табачные  изделия. Этот акциз дает значительный доход государству вместе с тем налогом на непроизвольное потребление. Установлен он еще в 1921 году, причем в течение ряда лет менялись не только ставки, но и сама система его взимания.

     Акцизные  ставки с табачных изделий установлены  в следующих размерах: с табака высшего сорта - 9,5 руб., первого сорта А – 6 руб.,  первого сорта Б – 5,50 руб.

второго сорта А – 3,30 руб.,  второго сорта Б – 2,60 руб., третьего сорта – 1,40 руб.,

Информация о работе Акцизы СССР