Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:50, реферат
Акцизы являются налогами, которыми облагаются товары, входящие в специальный перечень. Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода.
Введение
1. Теоретические аспекты акцизного налогообложения
1. 1. Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление
1. 2. Преимущества и недостатки адвалорной,специфической и смешанной ставок акцизов
2. Практические аспекты акцизного налогообложения.
2.1Определение налогооблагаемой базы акцизов
2.2 Выбор ставки акцизов и единицы налогообложения
2. 3. Способы уплаты акцизов
3. Особенности применения импортных акцизов в торговле со странами СНГ .
3. 1. Особенности взимания акцизов в России
3. 2. Особенности применения импортных акцизов в торговле со странами СНГ
4. Концепция реформирования акцизного налогообложения
4. 1. Определение плательщика акцизов
4. 2. Ставки акцизов
4. 3. Способы уплаты акциза
4. 4. Кредитование (вычеты) уплаченного акциза
4. 5. Алкогольная продукция и этиловый спирт
4. 6. Прочие подакцизные товары
На протяжении всего периода с 1992 года по настоящее время, распределение акцизов между федеральным бюджетом и остальными уровнями бюджетной системы осуществлялось следующим образом: в федеральный бюджет зачислялись 100% от поступлений акцизов на нефть, включая газовый конденсат, автомобили, импортные товары, подлежащие акцизному налогообложению, а также 50% от поступлений акцизов на алкогольную продукцию, включая питьевой спирт; в консолидированные бюджеты субъектов Федерации - 50% от поступлений акцизов на алкогольную продукцию и 100% от поступлений всех прочих акцизов, включая акцизы на ювелирные изделия, табачные изделия и пиво.
Поступление акцизов в местные
и региональные бюджеты
Учитывая тот факт, что важную часть поступлений акцизов в Российской Федерации составляют акцизы на нефть и газовый конденсат (до 30% поступлений от акцизов), включение их в число источников доходов федерального бюджета существенно увеличивает долю поступлений от акцизов в федеральный бюджет в общем объеме поступлений от акцизов в бюджетную систему РФ.
Колебания
поступлений акцизов в
3. 2.
Особенности применения
импортных акцизов
в торговле со
странами СНГ
Подобно практике применения
различных ставок импортных
Если импортные пошлины в торговле со странами СНГ не применяются, то практика взимания акцизов, напротив, существует, что в принципе не противоречит принятым взаимным договоренностям о зоне свободной торговле между Россией и бывшими республиками. Как указывалось выше, конкретные механизмы взаимной торговли определяются двусторонними соглашениями, при этом национальная акцизная политика значительно различается по странам Содружества не только по величине ставок на аналогичные товары, но и по используемой налоговой базе. К сожалению, до сих пор не выработаны единые правила в отношении применения акцизов.
Последовательно проводя политику импортных преференций в отношении сопредельных государств, Россия в торговле с ними не использовала механизм акцизов. Так, в первом федеральном Законе «Об акцизах» (от 06. 12. 91) декларировалось, что товары, происходящие с территории государств бывшего СССР, при ввозе в Россию акцизами не облагаются.
В последующих
нормативных актах это
Были приняты и другие
Однако партнеры по СНГ нередко в одностороннем порядке вводят меры, прямо противоположные межгосударственным Соглашениям, и Россия вынуждена реагировать на эти меры, как например, было в отношении отмены акцизов на экспорт со стороны Украины и Казахстана.
В начале 1996 года Украина отменила взимание акцизов с подакцизных товаров, происходящих с ее территории, при ввозе в Российскую Федерацию. В целях защиты отечественных производителей и на основании Закона Российской Федерации «Об акцизах», а также с учетом решений Экономического Суда Содружества Независимых Государств о толковании положений учредительных документов Содружества относительно статуса Украины как государства-участника Содружества Независимых Государств был подписан Указ Президента РФ от 18. 01. 96 г. «О взимании акцизов с подакцизных товаров, происходящих с территории Украины, при ввозе на таможенную территорию РФ». При этом импортные акцизы на соответствующие украинские товары взимались по ставкам, установленным для подакцизных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации из стран дальнего зарубежья. Тем не менее Кабинету Министров Украины было предложено провести переговоры по вопросам налогообложения товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых на территорию Российской Федерации, а также товаров, происходящих с территории Российской Федерации и ввозимых на территорию Украины. Этот Указ действовал только несколько месяцев и был отменен следующим Указом от 10. 09. 96 г. как несоответствующий новой редакции Закона «Об акцизах».
Новая редакция указанного Закона была принята на основании Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» и вступила в силу с 1 февраля 1996 года. В прежней редакции Закона «Об акцизах» содержалась норма, предусматривавшая освобождение от обложения акцизами товаров, ввозимых из стран Содружества Независимых Государств. В статье 5 (пункт 7, часть вторая) новой редакции Федерального закона «Об акцизах», напротив, предусматривалась уплата акцизов по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории этих государств. При этом сумма акциза, подлежащая уплате по подакцизным товарам, уменьшалась на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения. Однако поскольку этот новый закон ухудшал положение налогоплательщиков, правомерность данного нововведения рассматривалась даже в Конституционном Суде РФ, который постановил что положения, касающиеся налогообложения товаров из стран СНГ, вступают в силу не ранее 24 марта 1996 года (См. Постановление Конституционного Суда от 24. 11. 96 г.).
Для реализации нового порядка взимания акцизов с подакцизных товаров из сопредельных стран, ГТК России было принято решение о том, что зачет акцизов не разрешается производить до выработки соответствующего порядка проведения зачета по каждой отдельной стране (См. Телетайпограмму ГТК РФ от 12. 05. 96 г.)
Учитывая
разногласия в проводимой
Однако
в связи с изменениями
Указание о зачете сумм
Особый
режим существует в отношении
импортируемых товаров из
При
решении вопроса о
Как следует из
Как уже указывалось выше, принятая в 1996 году новая редакция Закона «Об акцизах» гласит, что акцизы с импорта из стран СНГ могут взиматься при условии, что акцизы на экспортируемые товары в стране происхождения не выше чем в России. При этом величина российских акцизов должна уменьшаться на величину акцизов, уплачиваемых в стране происхождения товаров.
Стремясь способствовать интеграции в рамках Содружества и одновременно защитить своей внутренний рынок, Россия последние годы пыталась осуществлять дифференцированную политику по отношению к своим основным партнерам из ближнего зарубежья.
В
отношениях между Россией и
Белоруссией проблему акцизов можно было
бы считать снятой, поскольку между двумя
странами нет таможенной границы. Однако
на деле ситуация осложняется тем, что
через Белоруссию в Россию ввозятся значительные
объемы товаров, произведенные на территории
третьих стран, причем на практике их не
всегда легко выделить из всего объема
российского импорта из Белоруссии. Поэтому
обоснованной представляется норма новой
редакции закона «Об акцизах» (ред. от
14. 02. 98 г.), предписывающая взаимозачет
акцизов при импортно-экспортных операциях
между Россией и Белоруссией. Подобный
порядок будет применяться и по отношению
к российским товарам в Белоруссии. Сегодня
отрабатывается процедура такого зачетного
механизма, при этом планируется к 2000 году
перейти к взиманию всех косвенных налогов
по принципу страны назначения. Эта мера
не должна ущемлять интересы двух стран
и не идет вразрез с нормами Таможенного
союза, так как белорусское таможенное
законодательство в основном уже унифицировано
с российским.
В торговле России с Казахстаном, Киргизией и Молдавией действовал механизм взаимозачетов акцизов несмотря на то, что первые две из названных стран являются членами Таможенного союза. Это объясняется тем, что Соглашение о таможенном союзе, как и двусторонние Соглашения о свободной торговле, содержит лишь общую норму о невзимании эквивалентных налогов. Поскольку налоговое законодательство, и в первую очередь, акцизное законодательство с этими странами не унифицировано, то отдельные государства сохраняют в этой области практически неограниченную свободу действия. При этом взаимозачет акцизов периодически приостанавливается как на определенный срок, так и в отношении отдельных позиций товарной номенклатуры, обычно в случае изменения национальной акцизной политики.
Таким образом, непроработанность межгосударственных соглашений и соглашений о таможенном союзе снижает действенность интеграции в этой области.
Особенно
ущербна правовая база в
В
настоящее время ситуация