Акцызы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:50, реферат

Описание

Акцизы являются налогами, которыми облагаются товары, входящие в специальный перечень. Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты акцизного налогообложения
1. 1. Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление
1. 2. Преимущества и недостатки адвалорной,специфической и смешанной ставок акцизов
2. Практические аспекты акцизного налогообложения.
2.1Определение налогооблагаемой базы акцизов
2.2 Выбор ставки акцизов и единицы налогообложения
2. 3. Способы уплаты акцизов
3. Особенности применения импортных акцизов в торговле со странами СНГ .
3. 1. Особенности взимания акцизов в России
3. 2. Особенности применения импортных акцизов в торговле со странами СНГ
4. Концепция реформирования акцизного налогообложения
4. 1. Определение плательщика акцизов
4. 2. Ставки акцизов
4. 3. Способы уплаты акциза
4. 4. Кредитование (вычеты) уплаченного акциза
4. 5. Алкогольная продукция и этиловый спирт
4. 6. Прочие подакцизные товары

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 53.44 Кб (Скачать документ)

     Представляется, что накопленный (во многом  отрицательный) опыт следует учесть  при разработке новых законодательных  актов, а когда они будут  приняты - провести работу по детализации и конкретизации межгосударственного торгового режима в рамках СНГ и Таможенного союза, а также максимально унифицировать внутреннее законодательство России и ее партнеров в этой области.

    Уже  предприняты первые шаги в  направлении решения указанных проблем. В июне 1998 года пять государств Содружества: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписали межправительственное соглашение о создании налоговых представительств «пятерки», основными функциями которых станут согласование решений налоговых служб, организация и обмен информацией о состоянии налоговых систем и текущих изменений в налоговом законодательстве. Представительства займутся также выработкой предложений по сближению налоговых систем и созданием правовой базы взаимодействия между налоговыми службами государств.

  1. Концепция реформирования акцизного налогообложения
 

     Ключевым  направлением реформирования акцизного  налогообложения могут стать  следующие: решение проблемы территориальности  при уплате налога с подакцизных товаров, ввозимых из стран СНГ и вывозимых из России в страны СНГ, установление автоматической индексации специфических ставок акцизов, изменения принципа авансового платежа с использованием акцизных марок по некоторым видам подакцизных товаров, установление дифференцированного обложения люксовых товаров. В этой главе будут рассмотрены также вопросы реформирования определения плательщиков акцизов, способов уплаты и контроля за уплатой акцизов, особенностей акцизного налогообложения некоторых видов подакцизных товаров.

4. 1. Определение плательщика  акцизов 

Акцизы по таким  товарам, как: табачные изделия, спирт, алкогольная продукция, пиво, автомобильный  бензин - целесообразно взимать на стадии производства. Причем учитывая специфический характер ставки акциза по данным товарам, контролю должны подлежать лишь объемы производства. Особый случай может представлять взимание акцизов с автомобилей. Ввиду специфичности данного товара - необходимости оформления разрешения на пользование, может быть признано целесообразным взимать акциз в момент регистрации, непосредственно с владельца.

     Принцип  взимания акцизов на некоторые  виды минерального сырья (нефть,  включая газовый конденсат, природный  газ) предполагается оставить  без изменений - налог взимается с предприятий, осуществляющих добычу или транспортировку этого сырья. Исключение составляют предприятия, добывающие подакцизные виды минерального сырья на условиях раздела продукции, если уплата акциза является частью соглашения.

     По  импортным подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию России, кроме автомобилей, акциз необходимо взимать с лица, осуществляющего импорт подакцизного товара, одновременно с таможенными пошлинами и НДС. В случае импорта подакцизных товаров, маркированных акцизными марками, ранее приобретенных в счет авансового платежа использовать марки для зачета уплаченного с их помощью налога.

4. 2. Ставки акцизов

 

    В условиях слабой налоговой дисциплины и стремления налогоплательщиков легальными и нелегальными путями занижать налоговые обязательства, приоритетным направлением реформирования налоговой системы должно быть избрано установление наиболее простых принципов налогообложения, чтобы в максимальной степени ограничить возможности уклонения от налогообложения. В частности, это предусматривает переход, где это возможно, от расчета суммы налога в процентах от налогооблагаемой базы, то есть адвалорной ставки, к расчету суммы налога в зависимости от объема произведенного товара на основе специфической ставки. Наиболее показательным, в данном случае, являются акцизы, поскольку установление четких правил их расчета может в значительной степени снизить потери бюджета от занижения налоговой базы налогоплательщиками. 

Что касается установления автоматической индексации специфических ставок акцизов, то подобная норма должна содержаться в Налоговом Кодексе, а базой для индексации должен служить официально публикуемый показатель, основанный на статистике Госкомстата или другого государственного органа.

4. 3. Способы уплаты акциза 

По нашему мнению, следует в существенно увеличить  использование гарантий аккредитованных  банков и страховых компаний для  обеспечения своевременности и  полноты уплаты налога. Использование  акцизных марок следует ограничить некоторыми видами табачной продукции и алкогольной продукцией.

     Для  товаров, к которым неприменима  система акцизных марок, а также  для алкогольной продукции и  табачных изделий, к которым  неприменима маркировка с помощью  акцизных марок, может быть  признано целесообразным ввести авансовый вмененный платеж, равный обязательству по акцизу на объем складированного на территории производства подакцизного товара или на объем фактически импортированного товара, независимо от того, будет ли он в дальнейшем экспортирован с территории РФ, использован в качестве сырья, в том числе давальческого, для производства других товаров на территории РФ или потреблен на территории РФ. В качестве альтернативы подобному методу могут быть использованы гарантии аккредитованных банков или страховых компаний по уплате причитающихся сумм акцизов.

     Каждый  вид подакцизного товара, для  которого является приемлемой  практика использования акцизных  марок в качестве платежа по  акцизам, должен иметь свой  вид акцизной марки с указанием  наименования продукта или категории, к которой продукт отнесен для целей налогообложения. В дальнейшем может быть также рассмотрен вопрос о дифференциации акцизных марок по регионам. В этом случае продажа подакцизных товаров, акцизы с которых уплачиваются с помощью акцизных марок, будет ограничена регионом, чья марка наклеивается на изделие. Данный порядок позволит контролировать перемещение товаров по территории страны, а также обеспечит поступление акцизов, в части, направляемой в территориальный бюджет, в бюджет того региона, на территории которого осуществляется розничная реализация.

4. 4. Кредитование (вычеты) уплаченного акциза 

При использовании  в производстве подакцизного товара другого подакцизного товара, необходимо применять систему зачета уплаченного  акциза по входящим материалам и сырью, в том числе давальческому, по которым акциз уплачен его собственниками, в счет обязательств по акцизу на производимый подакцизный товар. В то же время, по нашему мнению, целесообразно исключить возможность зачета отрицательных разниц по налоговым обязательствам по акцизам в счет задолженности по другим налогам, ввиду того, что некоторые предприятия могут намеренно создавать подобную задолженность.

4. 5.  Алкогольная продукция  и этиловый спирт 

Сумма акциза, взимаемого с алкогольной продукции, должна зависеть от содержания в готовом продукте чистого спирта (кроме вермутов, различных видов вин и пива). Предлагаемая в проекте Налогового Кодекса система ставок на алкогольную продукцию, содержащую этиловый спирт, является отражением подобного подхода.

    По  нашему мнению, существует метод,  позволяющий оптимизировать данную  систему. Он заключается в введении  единой ставки акциза на 1 литр  стопроцентного этилового спирта, независимо от его объемной  доли в готовой продукции. Это,  по нашему мнению, серьезно упростит администрирование налога, поможет избежать такой формы занижения налогового обязательства, как снижение содержания этилового спирта на пограничных значениях существующей шкалы объемной доли содержания этилового спирта (например, для продукции, содержащей 25% и более долю содержания этилового спирта установлена ставка налога в размере 55 рублей за литр стопроцентного этилового спирта в конечном продукте, а для содержащей менее 25% - 44 рубля. Таким образом, при снижении объемной доли содержания этилового спирта на 1 п. п. сумма налога на литр продукта сокращается более, чем на 3 рубля)

     Производство  алкогольной продукции в России  имеет специфическую особенность:  зачастую предприятия, производящие  спирт, производящие из спирта  водку и разливающие водку по бутылкам являются различными юридическими лицами, связанными друг с другом лишь коммерческими отношениями. В этой связи введение единой ставки на литр стопроцентного этилового спирта позволит избежать необходимости вычитать на всех последующих стадиях производства алкогольной продукции, использующих данный спирт, сумму уплаченного акциза. Данная мера также позволит увеличить эффективность физического контроля за правильностью уплаты акциза, так как требует надзора лишь за производством и импортом этилового спирта и правильностью уплаты акциза.

     Предприятия,  производящие алкогольную продукцию  из собственного сырья, будут  уплачивать налог в полном  объеме при приобретении марок.  Налоговым событием в этом  случае будет служить производство  конечного продукта, содержащего этиловый спирт. Предприятия, использующие спирт, произведенный другими предприятиями, с которого ранее был уплачен акциз, будут иметь право получить налоговый кредит (зачет) при приобретении акцизных марок на готовую продукцию в размере уплаченного налога. В случае, если со спирта, использованного при производстве алкогольной продукции, акциз ранее по какой-то причине не уплачивался или производитель не может доказать факт уплаты - акциз с готовой продукции уплачивается в полном объеме, путем приобретения акцизных марок.

    Важную  роль, при этом, должна играть  дифференциация вида акцизных  марок в зависимости от вида  алкогольной продукции. По нашему  мнению, оптимальным подходом будет  применение различных акцизных  марок для следующих категорий алкогольной продукции: алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 35% (по фиксированной ставке за литр этилового спирта), алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 10%, кроме вин и вермутов (по фиксированной ставке за литр этилового спирта); вермуты и вина (по фиксированной ставке за литр продукции); шампанское (по фиксированной ставке за литр продукции); натуральные вина и алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта менее 10% (по фиксированной ставке за литр продукции).

    Кредитование  акциза, уплаченного за спирт,  произведенный из непищевого  сырья, при производстве неподакцизных  товаров, может привести к фальсификациям (представлению пищевого спирта  в качестве непищевого) или к  переработке спирта с целью его использования для производства алкогольной продукции без уплаты акциза. В связи с этим кредитование акциза должно производиться лишь в случае денатурирования спирта (добавления денатуратов, приводящих к невозможности использования спирта в качестве пищевого), в соответствии с порядком, устанавливаемым правительством. Должен быть также установлен список производств, в которых может использоваться непищевой спирт с целью получения возмещения по акцизам, ранее уплаченным по нему.

    Для  прочих видов алкогольной продукции (вина, пива, шампанского, вермутов), следует определить строгий список конечных продуктов, облагаемых акцизом, и применять методику уплаты акциза с помощью акцизных марок, как в случае с некоторыми видами табачной продукции. Важным моментом, в данной связи, является введение дифференцированной акцизной марки для каждого вида (группы) конечной алкогольной продукции. 

4. 6. Прочие подакцизные  товары 

Адвалорная ставка акциза к природному газу, учитывая тот факт, что он относится к товарам, на которые установлены регулируемые государством цены, фактически является специфической ставкой, что может быть установлено на законодательном уровне.

     Адвалорная  же ставка по отношению к  ювелирным изделиям может быть  заменена на специфическую, дифференцируемую в зависимости от драгоценности металлов и камней, использованных при их изготовлении.

Заключение 

Основополагающими принципами реформирования акцизного  налогообложения является установление таких правил их уплаты, которые  бы в максимальной степени ограничили возможность ухода от налогообложения как законными, так и незаконными методами.

    В  этой связи предлагается изменить  систему акцизного налогообложения  алкогольной продукции, являющейся  значительным источником поступлений для территориальных бюджетов. С этой целью предлагается, во-первых, изменить правила взимания акциза с помощью акцизных марок, а именно сделать их способом уплаты полной суммы налогового платежа вместо существующего на данный момент авансового метода, во-вторых, ввести налогообложение литра произведенного или импортированного этилового спирта по ставке, равной ставке налога, применяемой к литру этилового спирта, содержащегося в конечном продукте, с последующим кредитованием при налогообложении конечного продукта, и, наконец, в-третьих, установить шедулярное налогообложение готовой алкогольной продукции с применением дифференцированных акцизных марок для каждой группы алкогольных изделий. Кроме того, необходимо развивать систему гарантирования платежей по акцизу аккредитованными кредитными и страховыми учреждениями при предоставлении отсрочек по уплате налога, в случае использования давальческого сырья при изготовлении алкогольной продукции, а также в случае использования этилового спирта для производства неподакцизных товаров.

     Табачное  налогообложение и налогообложение  ГСМ в целом предлагается оставить  без изменений, за исключением  введения в число подакцизных  товаров масел для двигателей  и дизельного топлива. Момент  уплаты акциза при налогообложении  автомобилей предлагается перенести, и взимать налог в момент государственной регистрации автомобилей.

Информация о работе Акцызы