Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:33, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение имущественного налогообложения в России, его достоинств и недостатков.
Достижение намеченной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрыть экономическое содержание и генезис имущественных налогов;
- исследовать современное состояние имущественного налогообложения в Российской Федерации;
- выявить приоритетные направления совершенствования системы имущественных налогов;
- провести анализ налоговых расчетов предприятия на примере ООО «Алеон».
Введение 3
1 Имущественное налогообложение в России: достоинства и недостатки 5
1.1 Экономическое содержание и генезис имущественных налогов 5
1.2 Современное состояние имущественного налогообложения в Российской Федерации 9
1.3 Приоритетные направления совершенствования системы имущественных налогов 13
2 Анализ налоговых расчетов предприятия на примере ООО «Алеон» 19
2.1 Общая характеристика исследуемого предприятия 19
2.2 Анализ расчетов с бюджетом на исследуемом предприятии 24
Заключение 34
Список литературы 37
Концептуальным направлением современной бюджетной политики Российской Федерации является создание финансово-экономической основы для реализации полномочий всех уровней власти и управления в виде стабильных и устойчивых доходов бюджетной системы. Федеративное устройство российского государства предусматривает самостоятельность и относительную экономическую независимость субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что предполагает необходимость укрепления их доходной базы и справедливого распределения налогового бремени. Значительным потенциалом, обеспечивающим решение этих задач, обладают имущественные налоги как источник собственных налоговых доходов региональных и местных бюджетов.
Имущественные налоги имеют ряд фискальных преимуществ по сравнению с другими налоговыми платежами (на доход, прибыль, хозяйственные операции), являются важной составной частью налоговой системы, играют существенную роль в стимулировании социально-экономического развития и формировании доходов бюджетов территорий. Теоретические модели и эмпирический опыт многих стран показывают, что в условиях посткризисной экономической нестабильности налоги на имущество становятся оптимальным инструментом мобилизации доходов территориальных бюджетов.
Вместе с тем достижение прироста бюджетных доходов не может быть обеспечено без совершенствования практики взимания и изучения функциональных возможностей имущественных налогов, которые уплачиваются значительным числом налогоплательщиков. Можно констатировать, что в современных условиях изменение порядка и условий налогообложения касается многих организаций и физических лиц, однако управление имущественными налогами затруднено неразвитостью экономических и организационных механизмов, призванных обеспечить максимально полный учет интересов как государства, так и плательщиков.
Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предполагает ряд принципиальных новаций в налоговой сфере, в том числе установление налога на недвижимость, основанного на рыночной стоимости и заменяющего существующие местные налоги. Однако его внедрение сдерживается необходимостью формирования кадастрового учета, проведения инвентаризации объектов обложения, актуализации сведений о налогоплательщиках, качественной проработки условий предоставления льгот социально незащищенным категориям налогоплательщиков. Таким образом, теория и практика организации имущественного налогообложения требуют дальнейшего развития.
Необходимость укрепления доходной базы территориальных бюджетов собственными налоговыми источниками, недостаточная изученность теоретических аспектов организации взимания имущественных налогов, возросшая практическая необходимость совершенствования механизмов имущественного налогообложения обусловили актуальность исследования.
Целью работы является рассмотрение имущественного налогообложения в России, его достоинств и недостатков.
Достижение намеченной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрыть экономическое содержание и генезис имущественных налогов;
- исследовать современное состояние имущественного налогообложения в Российской Федерации;
- выявить приоритетные направления совершенствования системы имущественных налогов;
- провести анализ налоговых расчетов предприятия на примере ООО «Алеон».
В современной финансовой теории и практике отсутствует единая трактовка определения имущественных налогов, теоретическое обоснование их сущности опирается на два подхода: операционный, при котором имущество как предмет налога квалифицируется как товар либо модифицированная форма капитала, и объектный, учитывающий наличие у налогоплательщика вещественных активов (рис. 1.1).
По налоговой базе |
По содержанию операций | ||||||||||||
|
Налоги на отдельные виды имущества (на землю, строения, недвижимость, транспорт и другие) |
||||||||||||
Налогообложение имущества, переходящего в порядке наследования и дарения |
|||||||||||||
|
|
Налогообложение прироста капитала (разницы между ценой реализации имущества и стоимостью его приобретения, а также расходами на содержание имущества) |
|||||||||||
- на возникновение |
|||||||||||||
- на прирост |
Чистый налог на имущество (стоимость всех персональный активов за вычетом всех претензий на эти активы) |
||||||||||||
- на движение |
Рисунок 1.1 – Характеристика
состава имущественных налогов
с позиции операционного и имущественного
подходов [13, с. 21]
В рамках операционного подхода имущественные налоги и имущественное налогообложение понимаются в широком смысле, захватывая не только имущество как таковое, но и доходы в форме обязательных платежей, которые прямо или косвенно связаны с объектами имущества, принадлежащего юридическим и физическим лицам, в том числе возникающие в связи со сменой собственника. Использование для обозначения пределов сферы отношений по установлению и взиманию имущественных налогов экономико-правовых характеристик имущества как объекта обложения позволяет, на наш взгляд, активизировать функциональные свойства и преимущества организации имущественного налогообложения, а отдельные предметные составляющие операций с имуществом следует рассматривать в их совокупности для целей построения оптимального распределительного механизма при помощи единой налоговой системы.
Конкретизация условий установления и взимания обеспечивает теоретическую основу для содержательной характеристики имущественных налогов и дает возможность обособить их как самостоятельную налоговую категорию, выделив основные признаки, которые свойственны имущественным налогам как финансовым отношениям, а также критерии, позволяющие отразить видовую специфику данного типа налогов (табл. 1.1).
Таблица 1.1 – Признаки имущественных налогов [14, с. 321]
Общеродовые признаки финансов |
Видовые признаки налогов |
Специфические признаки имущественных налогов |
– экономические отношения; – распределительный характер; – денежный характер; – одностороннее движение стоимости; – безэквивалентность |
– установление законом; – формирование фондов денежных средств; – обязательный характер; – принудительность взимания; – правовая регламентация условий реализации отношений |
– правообладание как объект налога; –личный характер взимания; – физически обособленная вещь как предмет налога; – обязательная регистрация вещных прав налогоплательщика |
Имущественные налоги можно рассматривать как денежные распределительные отношения по уплате в бюджетную систему обязательных, индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с лица, на которое зарегистрированы в установленном порядке подлежащие налогообложению в соответствии с законом права на владение, распоряжение и пользование предметно-целостной вещью.
Многообразие имущественных налогов основано на специфике облагаемых объектов, их расположении и фактическом использовании (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 – Основания дифференциации имущества для целей налогообложения [15, с. 8]
Отечественный опыт становления имущественных налогов характеризуется непоследовательностью, неупорядоченным процессом налоготворчества и недостаточным правовым регулированием, что определяет недооценку фискальной и регулирующей роли налогов на имущество и низкую эффективность этого вида налогообложения в регулировании экономических отношений в целом, и имущественных в частности.
Приведенные в таблице 1.2 данные свидетельствуют о том, что имущественные налоги не играют определяющей роли в доходах бюджетной системы РФ, однако за период 2002–2012 гг. доля поступлений от имущественных налогов в совокупных налоговых доходах изменялась в диапазоне от 3,0% в 2007 г. до 7,0% в 2012 г. Тенденция к росту в 2011–2012 гг. может быть объяснена как фактором сокращения поступлений налога на прибыль вследствие неблагоприятной экономической ситуации, так и абсолютным увеличением уровня сборов.
Таблица 1.2 – Удельный вес основных видов и групп налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ в 2002–2012 гг., в %
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Налог на прибыль организаций |
23,4 |
21,9 |
14,8 |
14,1 |
17,6 |
24,8 |
25,1 |
25,5 |
22,4 |
15,2 |
16,9 | |
Налог на доходы физических лиц |
10,2 |
10,9 |
11,4 |
12,2 |
11,6 |
13,2 |
14,0 |
14,8 |
14,9 |
20,0 |
20,0 | |
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Налог на добавленную стоимость |
26,6 |
27,3,0 |
24,0 |
23,6 |
21,7 |
27,4 |
22,3 |
26,6 |
19,0 |
24,6 |
27,9 | |
Налоги на имущество |
3,8 |
3,8 |
3,9 |
3,4 |
3,0 |
4,7 |
4,7 |
4,8 |
4,4 |
6,7 |
7,0 | |
Платежи за пользование природными ресурсами |
4,6 |
5,8 |
10,6 |
10,6 |
11,7 |
17,3 |
17,8 |
14,5 |
15,6 |
13,0 |
16,1 |
В качестве предпосылок дальнейшего развития имущественного налогообложения в Российской Федерации могут быть выделены унификация условий взимания налогов на имущество и их регулирование на федеральном уровне, а также предоставление прав на дифференциацию налоговых льгот регионам и муниципальным образованиям при установлении их ответственности за результаты сбора налогов. Максимально эффективная реализация указанных предпосылок возможна при адаптации лучшей практики мирового опыта, предполагающей обеспечение корректной системы налоговых оценок и их своевременной актуализации на основе компьютерных систем учета имущественных объектов, а также предоставляемых по каждому объекту вычетов и освобождений.
Изучение международного опыта взимания имущественных налогов показало усиление фискальной и регулирующей роли в преодолении последствий глобального экономического кризиса. В качестве элементов лучшей мировой практики, определяющих эффективность имущественного налогообложения, выделены:
– использование единых ставок для разных категорий плательщиков;
– применение корректирующих коэффициентов для разных типов имущества;
– регулирование базовых элементов налога центральным правительством;
– снижение ставки для жилой недвижимости и строений сельскохозяйственного назначения;
– использование системы вычетов и освобождений для снижения налоговой нагрузки для наименее обеспеченных и социально незащищенных категорий населения;
– возложение ответственности за сбор имущественных налогов на местные власти;
–внедрение компьютерных систем учета и оценки имущественных объектов.
Таким образом, российская система имущественных налогов прошла достаточно длинный и сложный путь своего развития и становления, а процесс эволюции налоговых отношений сопровождался поиском новых форм и их теоретического обоснования. Изучение опыта развития имущественного налогообложения в России показало, что реальная основа для эффективного функционирования систем управления социально-экономическим развитием территорий может состоять только в создании условий и прямой заинтересованности органов власти субъектов Российской Федерации в укреплении и развитии их собственной экономической базы.
Анализ поступлений имущественных налогов на территории Приморского края показал существенный прирост налоговой базы, что можно объяснить региональной политикой привлечения инвесторов путем предоставления налоговых преференций. При этом выпадающие доходы по налогу на имущество компенсируются увеличением налога на прибыль вследствие активизации предпринимательской деятельности в регионе, в том числе за счет мер налоговой поддержки.
Информация о работе Анализ налоговых расчетов предприятия на примере ООО «Алеон»