Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:33, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение имущественного налогообложения в России, его достоинств и недостатков.
Достижение намеченной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрыть экономическое содержание и генезис имущественных налогов;
- исследовать современное состояние имущественного налогообложения в Российской Федерации;
- выявить приоритетные направления совершенствования системы имущественных налогов;
- провести анализ налоговых расчетов предприятия на примере ООО «Алеон».
Введение 3
1 Имущественное налогообложение в России: достоинства и недостатки 5
1.1 Экономическое содержание и генезис имущественных налогов 5
1.2 Современное состояние имущественного налогообложения в Российской Федерации 9
1.3 Приоритетные направления совершенствования системы имущественных налогов 13
2 Анализ налоговых расчетов предприятия на примере ООО «Алеон» 19
2.1 Общая характеристика исследуемого предприятия 19
2.2 Анализ расчетов с бюджетом на исследуемом предприятии 24
Заключение 34
Список литературы 37
Таблица 1.3 – Поступления региональных имущественных налогов в Приморском крае в 2008–2012 гг., млн. руб.
Вид налога |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 к 2008, % |
1. Налог на имущество организаций |
3149,8 |
3796,0 |
4559,6 |
5589,5 |
6 537,3 |
207,5 |
2. Транспортный налог |
735,2 |
960,0 |
1 449,7 |
1 986,2 |
1 123,5 |
152,8 |
Всего |
3885,0 |
4756,0 |
6009,3 |
7575,7 |
7660,8 |
197,2 |
Данные, представленные
в таблице 1.3, свидетельствуют о значительном увеличении
поступлений налога на имущество организаций,
который за 5 лет возрос более чем в два
раза. Негативным фактором следует считать
сокращение сборов транспортного налога
в 2012 г. на 43,4% по сравнению с уровнем, достигнутым
в 2011 г., поскольку объективных оснований
для этого не имеется, так как законодательство
Приморского края не претерпело существенных
изменений. Налог на имущество организаций
в течение 2011–2012 гг. активно используется
многими субъектами РФ для выравнивания
бюджетной обеспеченности муниципальных
образований, поскольку местные налоги
не являются в настоящее время экономической
основой формирования их бюджетов
(табл. 1.4).
Таблица 1.4 – Поступления налогов и сборов в бюджеты муниципальных
образований Приморского края за 2009–2012
гг., млн руб.
Показатель |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. | |||||
сумма |
% |
сумма |
% |
сумма |
% |
сумма |
% | ||
Поступило, всего |
12687,3 |
100 |
20452,3 |
100 |
23281,5 |
100 |
29968,0 |
100 | |
в том числе: |
|||||||||
Налог на доходы |
8988,9 |
71 |
12071,1 |
59 |
12457,8 |
54 |
12975,3 |
42 | |
Земельный налог |
1878,8 |
15 |
2532 |
12 |
4558,9 |
20 |
5850,0 |
20 | |
Показатель |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. | |||||
сумма |
% |
сумма |
% |
сумма |
% |
сумма |
% | ||
Налоги, относящиеся к специальным |
1369,7 |
11 |
3246,1 |
16 |
3121 |
13 |
3481,9 |
12 | |
Транспортный налог |
х |
– |
724,8 |
4 |
1625,6 |
7 |
1123,5 |
3 | |
Налог на имущество организаций |
х |
– |
1367,9 |
7 |
895,7 |
3 |
6537,3 |
21 |
Анализ показывает, что в структуре налоговых доходов местных бюджетов в 2012 г. преобладают отчисления от налога на доходы физических лиц (47%), налог на имущество организаций (24%), поступления земельного налога составили 20%, что является существенной величиной, хотя и не оказывающей значительного влияния на уровень бюджетных поступлений. При этом в Приморском крае доля распределяемых имущественных налогов (63,5%) значительно превышает средние показатели по Российской Федерации (22,9%) и по ДВ региону (45,2%).
Налог на имущество организаций, как один из основных доходов региональных бюджетных систем и эффективный регулятор деловой и инвестиционной активности бизнеса, подвергается постоянному развитию. Вместе с тем выделен ряд проблем применения законодательства налогоплательщиками, в том числе: несвоевременное признание объекта обложения из-за неверной квалификации имущества в качестве основных средств по правилам бухгалтерского учета; уклонение от осуществления государственной регистрации объектов недвижимого имущества; ошибки при формировании налоговой базы в результате неправильного формирования первоначальной стоимости объекта и расчета остаточной стоимости в силу неправильного определения амортизации по правилам бухгалтерского учета; неправильное распределение сумм налога между бюджетами в связи с деятельностью обособленных подразделений, филиалов (представительств) и расположения недвижимого имущества.
Для повышения уровня поступлений налога на имущество организаций предложены следующие изменения правил расчета налоговой базы [8, с. 12]:
1) закрепление в Налоговом
2) включение в налоговую базу
расходов на сооружение
3) уточнение состава затрат налогоплательщика, подлежащих включению в первоначальную стоимость объекта основных средств, непосредственно связанных с его созданием либо приобретением, а также доведением до состояния, позволяющего осуществлять использование.
Необходимость укрепления доходной базы региональных бюджетов в условиях глобального экономического кризиса потребовала не только взвешенного дифференцированного подхода к налоговым льготам, но и уточнения условий взимания и величины налоговых обязательств. Как показало изучение региональной политики предоставления налоговых льгот в Приморском крае, увеличение налоговых доходов в региональных бюджетах может осуществляться по двум основным направлениям: интенсивному за счет развития бизнеса в регионе и экстенсивному за счет расширения налоговых баз и повышения ставок. При этом для оценки бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых льгот по имущественным налогам необходима дифференциация целей стимулирующих механизмов – поддержка инвестиционной активности, сокращение налоговой нагрузки для определенных групп населения, оптимальное распределение бюджетных потоков, что позволит проследить экономический эффект в виде улучшения финансового положения конкретного налогоплательщика и минимизировать возможности извлечения необоснованной налоговой выгоды. Среди приоритетных направлений сокращения федеральных налоговых льгот в первую очередь рассматривается инфраструктурное имущество (рис. 3.3).
Расчеты свидетельствуют о том, что льготы, используемые налогоплательщиками в Приморском крае, связаны, в первую очередь, с региональными преференциями. Если в целом по РФ доля региональных льгот составляет 40,1%, то в Приморском крае этот показатель равен 44,8%, при этом обращение налогоплательщиков к региональным льготам за последние пять лет характеризуется приростом в 51,1%, в то время как использование федеральных льгот возросло на 70,0%. Эти показатели также существенно превышают среднероссийские.
Рисунок 1.3 – Объем и структура выпадающих доходов по федеральным льготам по налогу на имущество организаций в Приморском крае в 2011 г.
Сформулируем направления совершенствования налоговых льгот:
– исключение льгот индивидуального характера, используемых единичными налогоплательщиками;
– установление среднесрочных пределов пользования льготами;
– определение устойчивости влияния предоставленной льготы на финансовое положение налогоплательщика;
– установление обязательной отчетности для налогоплательщика-организации, использующей право на соответствующую льготу;
– исключение информации об использовании налоговых льгот из состава сведений, составляющих налоговую тайну.
Внедрение налога на недвижимость на основе массовой рыночной оценки для физических лиц ориентировано, во-первых, на достижение фискальной результативности за счет практической реализации принципа платежной способности налогоплательщика, устранения регрессивного и уравнительного эффектов инвентаризационной стоимости; во-вторых, на обеспечение справедливости условий взимания, базирующееся на дифференциации ставок для объектов недвижимости разных ценностных и потребительских категорий, установлении вычетов для социально незащищенных категорий и малоимущих налогоплательщиков, введении скидок на детей; в-третьих, на использование потенциала общественного контроля, требующего прозрачности процедур рыночной оценки, публичности информации о рыночной стоимости объектов недвижимости, возможности обжалования и пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Выделены следующие методические проблемы формирования элементов налога на недвижимость [7, с. 9].
1. Формирование единого объекта
недвижимости или обложение
2. Целесообразность вывода из-
3. Потеря рыночной стоимости
недвижимости в результате
4. Достоверность массовой рыночной оценки, расчетный уровень которой может оказаться недостаточно объективным, что повлечет риск судебных разбирательств, причем не только по применению методов оценки к конкретному объекту, но и по вопросу определенности условий налогообложения, несоблюдение которого формально дает основание для отмены судом решения органа местного самоуправления о введении налога.
5. Установление статуса налога на недвижимость в качестве регионального или местного. Представляется, что закрепление регионального статуса налога нецелесообразно, так как это не позволит преодолеть слабость доходной базы местного самоуправления и его зависимость от межбюджетных трансфертов и субсидий, а также снизит эффективность администрирования налога.
6. Выбор принципа построения шкалы ставок налог – пропорционального или прогрессивного. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть вопрос о введении сложной поразрядной прогрессии, предполагающей увеличение налоговой ставки в зависимости от рыночной стоимости объектов. В обоснование этого предложения следует привести довод о необходимости сглаживания имущественного неравенства фискальными методами, что позволяет снизить степень социальной напряженности, возникающей вследствие угрожающей степени разрыва уровня доходов малоимущих и состоятельных граждан. Однако вопрос о налоговых ставках и вычетах в настоящее время не является предметом широкой дискуссии. Во многом это связано с тем, что экономические параметры для расчета оптимальной нормы налогообложения не ясны в связи с незавершенностью работ по массовой оценке. Диапазон возможных ставок рассматривается в настоящее время в пределах от 0,01 до 0,5 процентов от рыночной стоимости недвижимости.
Проанализируем уровень налоговой нагрузки на владельцев стандартной двухкомнатной квартиры в г. Уссурийск Приморского края общей площадью 52 кв.м, жилой площадью 32 кв.м и кухней 9,6 кв.м, рыночная стоимость которой по состоянию на сентябрь 2013 г. составила 2 500 000 руб. (по типичному варианту продажи). Результаты расчетов, представленные в таблице 1.5, позволяют сделать вывод о том, что уровень налоговых обязательств зависит как от политики государства, так и от экономических возможностей среднего налогоплательщика.
Таблица 1.5 – Сравнительный анализ уровня налоговой нагрузки по законодательству отдельных стран [13, с. 22]
Страна |
Город |
Ставка и условия расчета |
Сумма налога, руб. |
США |
Нью-Йорк |
1,12% от рыночной стоимости |
28000,00 |
Турция |
Стамбул |
0,006% от кадастровой стоимости |
1500,00 |
Испания |
Мадрид |
0,2% от рыночной стоимости |
5000,00 |
Болгария |
София |
0,15% минус скидка 50% за единственное жилье |
1875,00 |
Великобритания |
Лондон |
0,08% |
2000,00 |
Италия |
Рим |
0,05% от кадастровой стоимости (на 50% ниже рыночной) |
625,00 |
Страна |
Город |
Ставка и условия расчета |
Сумма налога, руб. |
Финляндия |
Хельсинки |
1,1 доллара × площадь |
1716,00 |
Швеция |
Стокгольм |
0,5% от экспертной цены (75% от рыночной) |
9375,00 |
Норвегия |
Осло |
2,5% от стоимости свыше 240 тыс. дол |
0 |
Россия |
Уссурийск |
От 0,01 до 0,5% от рыночной стоимости |
250,00 – 12500,00 |
Регулирование уровня налоговой нагрузки обеспечивается и установлением налоговых преференций в виде вычетов из налоговой базы, скидок с суммы налогового обязательства или применения нулевой ставки. Установление льготы в виде полного освобождения от уплаты налога представляется нецелесообразным, подобная возможность создаст стимулы для уклонения от уплаты.
Информация о работе Анализ налоговых расчетов предприятия на примере ООО «Алеон»