Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:23, реферат
Совершенно очевидно, что глубоко разобраться в содержании бюджета, понять и оценить его роль в макроэкономическом регулировании возможно лишь после детального изучения материалов всей главы. Необходимо ознакомиться с принципами построения бюджетной системы РФ; структурой и динамикой доходов и расходов федерального бюджета; системой межбюджетных отношений; особенностями структуры доходов и расходов территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
экономическую классификацию
расходов бюджетов РФ;
классификацию источников
внутреннего финансирования дефицитов
бюджетов РФ;
классификацию источников
внешнего финансирования дефицита федерального
бюджета;
классификацию видов
государственных внутренних долгов
РФ, а также субъектов РФ и муниципальных
образований;
классификацию видов
государственного внешнего долга РФ
и государственных внешних
ведомственную классификацию
расходов федерального бюджета.
Фрагмент бюджетной
классификации доходов
Необходимо отметить,
что законодательные органы субъектов
РФ и органы местного самоуправления
при утверждении бюджетных
Таблица 1.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации (фрагмент)
Код
Наименование групп,
подгрупп, статей и подстатей дохода
1000000
1010000
1010100
1010101
1010102
1010103
1010104
1010105
Налоговые доходы
Налоги на прибыль
(доход), прирост капитала
Налог на доход (прибыль)
предприятий (организаций)
Налог на прибыль (доход)
предприятий и организаций (резидентов)
Налог на прибыль
иностранных юридических лиц
Налог на прибыль
бирж, брокерских контор, кредитных
и страховых организаций, от посреднических
операций и сделок
Налог на доходы в
виде дивидендов, полученных по акциям,
принадлежащим предприятию-
Налог на доходы с
процентов (дисконта), полученных владельцами
государственных и
Принцип разграничения
доходов и расходов между уровнями
бюджетной системы состоит в
закреплении соответствующих
налоговые доходы, закрепленные
законодательством РФ за соответствующими
бюджетами, бюджетами государственных
внебюджетных фондов;
неналоговые доходы
в соответствии с бюджетным законодательством;
безвозмездные перечисления.
Регулирующие доходы
бюджетов — федеральные и региональные
налоги и иные платежи, по которым
устанавливаются нормативы
В прежнем бюджетном
законодательстве и бюджетной практике
не было четкого различия между понятиями
собственных и регулирующих доходов
бюджетов. Действительно, различить
их было трудно, поскольку речь в
любом случае шла о частях (долях)
доходов. Бюджетный кодекс РФ разделяет
собственные и регулирующие доходы
по периоду их установления: собственные
доходы определяются на постоянной основе;
регулирующие устанавливаются на год
или на долговременной основе (не менее
чем на три года). Отличие собственных
и регулирующих доходов бюджетов
определяется также видом нормативного
документа, который их устанавливает.
Иначе говоря, собственные доходы
регламентируются законодательством
в целом, а регулирующие — законодательством
РФ и субъектов РФ о соответствующем
бюджете на очередной год.
Бюджетный кодекс РФ
разграничил расходы по уровням
бюджетной системы РФ. При этом
различают:
расходы, финансируемые
исключительно из федерального бюджета;
расходы, совместно
финансируемые из бюджетов всех уровней;
расходы, финансируемые
исключительно из бюджетов субъектов
РФ;
расходы, финансируемые
исключительно из местных бюджетов.
Принцип самостоятельности
бюджетов провозглашает:
право законодательных
(представительных) органов государственной
власти и органов местного самоуправления
на каждом уровне бюджетной системы
самостоятельно осуществлять бюджетный
процесс;
наличие собственных
источников доходов бюджетов каждого
уровня бюджетной системы, определяемых
в соответствии с законодательством
РФ;
законодательное закрепление
регулирующих доходов бюджетов, полномочий
по формированию доходов бюджетов каждого
уровня в соответствии с бюджетным
и налоговым законодательством
РФ;
право органов государственной
власти и органов местного самоуправления
самостоятельно определять направления
расходования средств и источники
финансирования дефицитов соответствующих
бюджетов;
недопустимость изъятия
доходов, дополнительно полученных
в ходе исполнения законов (решений)
о бюджете, сумм превышения доходов
над расходами бюджетов и сумм
экономии по расходам бюджетов;
недопустимость компенсации
за счет бюджетов других уровней бюджетной
системы потерь в доходах и
дополнительных расходов, возникших
в ходе исполнения законов (решений)
о бюджете.
Принцип полноты
отражения доходов и расходов
бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов означает, что
все эти доходы и расходы подлежат
отражению в бюджетах, бюджетах государственных
внебюджетных фондов в обязательном
порядке и в полном объеме. Все
государственные и
Принцип сбалансированности
бюджета означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объему доходов бюджета
и поступлений из источников финансирования
его дефицита. При составлении, рассмотрении,
утверждении и исполнении бюджета
уполномоченные органы должны исходить
из необходимости минимизации
В Бюджетном кодексе
РФ установлены нормы, регулирующие
дефицит бюджета:
в случае принятия бюджета
на очередной финансовый год с
дефицитом в законе (решении) об этом
бюджете утверждаются источники
финансирования дефицита бюджета;
текущие расходы
бюджета субъекта РФ, местного бюджета
не могут превышать объем доходов
бюджета субъекта РФ, местного бюджета;
размер дефицита
федерального бюджета не может превышать
суммарный объем бюджетных
размер дефицита
бюджета субъекта РФ не может превышать
15% объема доходов бюджета субъекта
РФ без учета финансовой помощи из
федерального бюджета (в первоначальной
редакции предел составлял 5%);
размер дефицита
местного бюджета не может превышать
10% объема доходов местного бюджета
без учета финансовой помощи из федерального
бюджета и бюджета субъекта РФ
(в первоначальной редакции предел
составлял 3%);
в случае утверждения
законом субъекта РФ, нормативным
актом представительного органа
местного самоуправления о бюджете
на соответствующий год размера
поступлений от продажи имущества,
предельный размер дефицита бюджета
субъекта РФ, местного бюджета может
превышать установленные
Итак, Бюджетный кодекс
РФ установил «золотое» правило:
текущие расходы бюджета должны
быть обеспечены доходами.
Принцип эффективности
и экономности использования
бюджетных средств состоит в
том, что при составлении и
исполнении бюджетов уполномоченные органы
и получатели бюджетных средств
должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием
наименьшего объема средств или
достижения наилучшего результата с
использованием определенного бюджетом
объема средств.
Принцип общего (совокупного)
покрытия расходов заключается в
том, что все расходы бюджета
должны обеспечиваться общей суммой
доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита,
которые не могут быть увязаны
с определенными расходами
Принцип гласности
означает:
обязательное опубликование
в открытой печати утвержденных бюджетов
и отчетов об их исполнении, полноту
представления информации о ходе
исполнения бюджетов, а также доступность
иных сведений по решению законодательных
(представительных) органов государственной
власти, органов местного самоуправления;
обязательную открытость
для общества и средств массовой
информации процедур рассмотрения и
принятия решений по проектам бюджетов,
в том числе по вопросам, вызывающим
разногласия либо внутри законодательного
(представительного) органа государственной
власти, либо между законодательным
(представительным) и исполнительным
органами государственной власти.
Принцип достоверности
бюджета означает надежность показателей
прогноза социально-экономического развития
соответствующей территории и реалистичность
расчетов доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности
и целевого характера бюджетных
средств состоит в том, что
бюджетные средства выделяются в
распоряжение конкретных получателей
с обозначением направления их на
финансирование определенных целей.
В зарубежных публикациях
большое внимание уделяется принципу
прозрачности бюджета (transparensy), который
означает открытость и гласность
в отношении структуры и
Следует обратить внимание,
что из всех перечисленных принципов
только принципы единства, самостоятельности
и разграничения доходов и
расходов между уровнями бюджетной
системы можно отнести
3. Доходы и расходы
федерального бюджета
Федеральный бюджет
- центральное, стратегическое звено
бюджетной системы Российской Федерации.
Формирование эффективной бюджетной
системы является неотъемлемой частью
процесса развития государства, рыночной
экономики и открытого