Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:23, реферат
Совершенно очевидно, что глубоко разобраться в содержании бюджета, понять и оценить его роль в макроэкономическом регулировании возможно лишь после детального изучения материалов всей главы. Необходимо ознакомиться с принципами построения бюджетной системы РФ; структурой и динамикой доходов и расходов федерального бюджета; системой межбюджетных отношений; особенностями структуры доходов и расходов территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
РЕФЕРАТ
по курсу «Основы
экономики»
по теме: «Бюджет
государства»
1. Бюджет государства,
его содержание и роль в
макроэкономическом
Совершенно очевидно,
что глубоко разобраться в
содержании бюджета, понять и оценить
его роль в макроэкономическом регулировании
возможно лишь после детального изучения
материалов всей главы. Необходимо ознакомиться
с принципами построения бюджетной
системы РФ; структурой и динамикой
доходов и расходов федерального
бюджета; системой межбюджетных отношений;
особенностями структуры
Обратимся, прежде всего,
к самому понятию «бюджет». Бюджет
— центральное звено системы
финансов, выражающее все ее основные
качественные признаки. Поскольку государственные
финансы — это система
Следует обратить особое
внимание на применение термина «бюджет»
в законах и экономической
литературе: монографиях, учебниках, научных
статьях. Он одновременно используется
для обозначения различных по
своей природе объектов: «форма образования
и расходования денежных средств
для обеспечения функций
Если следовать
сформулированному выше правилу, то
«бюджетом» не следует называть документ,
так как для последнего уже
с давних пор использовали термины
«роспись государственных доходов
и расходов», «государственная роспись»,
«смета доходов и расходов государства»,
«баланс доходов и расходов».
Правильнее было бы называть документ
«бюджетным планом», в котором бюджет
как система денежных отношений
выражен количественно (суммарно). Иными
словами, составляется, рассматривается,
утверждается и исполняется бюджетный
план — основной финансовый документ
страны. В процессе исполнения «бюджетного
плана» образуется и используется «бюджетный
фонд» — основной государственный
централизованный денежный фонд.
Сущность любой
экономической категории, в том
числе и бюджета, проявляется
в ее функциях. Под функциями финансов
следует понимать форму проявления
их общественного назначения. Поскольку
бюджет является наиболее широкой финансовой
категорией, то ему принадлежат все
функции, присущие финансам:
образование бюджетного
фонда (бюджетные доходы);
использование бюджетного
фонда (бюджетные расходы);
контрольная.
Первую функцию
выполняют бюджетные доходы, включающие
налоги, займы, доходы от государственной
собственности (предприятий), доходы от
эмиссии бумажных денег. Основной источник
бюджетных доходов — полученные
в результате первичного распределения
чистого национального продукта
доходы хозяйствующих субъектов, а
именно: заработная плата работников;
доходы лиц, работающих не по найму; предпринимательская
прибыль (промышленности, сельского
хозяйства, торговли и других отраслей);
рента; процент (прибыль банков и
вкладчиков).
Структура бюджетных
доходов непостоянна, она зависит
от конкретных экономических условий
развития страны. Динамика структуры
бюджетных доходов отражает изменения,
связанные с экономическими процессами.
Так, например, изменение соотношения
между налогами и займами в
сторону увеличения доли последних
свидетельствует о спаде
Вторая функция
бюджета принадлежит конкретным
целевым бюджетным расходам. Государство,
выступая как совокупный хозяйствующий
субъект, учитывает экономические
интересы всех других участников воспроизводственного
процесса, в связи с чем бюджетные
расходы охватывают всю экономику.
Потребность соблюдения макроэкономических
пропорций в народном хозяйстве требует
бюджетного финансирования отдельных
отраслей хозяйства, учреждений социальной
сферы, различных форм собственности,
отдельных хозяйствующих субъектов. Структура
бюджетных расходов подвержена еще более
частым изменениям, чем структура бюджетных
доходов. Структура бюджетных доходов
и расходов, в которой проявляется сущность
бюджета любого государства, находит свое
отражение в бюджетном плане.
Контрольная функция
бюджета предполагает создание условий
для проведения контроля, осуществляется
одновременно и с первой функцией,
и со второй. Контрольная функция
обусловливает возможность
Бюджет играет важную
экономическую, социальную и политическую
роль в воспроизводственном
В заключение хотелось
бы еще раз обратить внимание на
концептуальную значимость бюджета
в жизни страны, необходимость
овладения тончайшим механизмом
формирования и исполнения бюджетных
параметров в рамках научно обоснованной
бюджетной политики.
2. Принципы построения
и структура бюджетной системы
Российской Федерации
До 1991 г. бюджетная
система страны была чрезвычайно
централизованной. Все бюджеты на
территории Советского Союза находили
отражение в государственном
бюджете СССР, который включал
союзный бюджет, государственные
бюджеты союзных республик и
бюджет государственного социального
страхования. В состав государственных
бюджетов союзных республик входили
республиканские бюджеты
Становление собственно
российской бюджетной системы совпало
с началом радикальной
В Законе дано определение
консолидированного бюджета как
свода бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ на соответствующей территории.
Следует отметить, что консолидированный
бюджет не несет правовой нагрузки,
однако его параметры широко используются
в процессе сводного планирования,
отчетности, анализа.
Важное значение
для развития бюджетов субъектов
федерации имел Закон РФ от 15 апреля
1993 г. № 4607-1 «Об основах бюджетных
прав и прав по формированию и использованию
внебюджетных фондов представительных
и исполнительных органов государственной
власти республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных
округов, краев, областей, гг. Москвы и
Санкт-Петербурга, органов местного
самоуправления». Этот Закон определил
права субъектов федерации, а
также местных территориальных
образований в лице их законодательных
(представительных) и исполнительных
органов власти на получение доходов
в соответствующие бюджеты, на расходование
средств этих бюджетов, взаимоотношения
органов власти в бюджетном процессе.
Закон также установил общие
принципы составления, рассмотрения проектов
бюджетов, утверждения и исполнения
бюджетов, формирования и использования
внебюджетных фондов в целях финансового
обеспечения социально-
Итак, бюджетная система
современной России состоит из трех
звеньев: федерального бюджета, территориальных
бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
28 июля 1995 г. был принят Федеральный
закон № 154-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», который ввел
новое понятие — «муниципальное образование».
Муниципальное образование — это городское,
сельское поселение, несколько поселений,
объединенных общей территорией, часть
поселения, иная населенная территория,
в пределах которых осуществляется местное
самоуправление, имеются муниципальная
собственность, местный бюджет и выборные
органы местного самоуправления. Каждое
муниципальное образование имеет собственный
бюджет и право на получение в процессе
бюджетного регулирования средств из
федерального бюджета и из бюджета субъекта
РФ. Понятия «местные бюджеты», «бюджеты
муниципальных образований», «бюджеты
органов местного самоуправления» рассматриваются
как синонимы.
Новый этап бюджетной
реформы связан с Бюджетным кодексом
РФ, принятым в 1998 г. и вступившим в
силу с 1 января 2000 г. Согласно Бюджетному
кодексу бюджетная система
Бюджетное устройство
— это организация бюджетной
системы и принципы ее построения.
Как следует из Бюджетного кодекса
РФ, бюджетная система РФ основывается
на следующих принципах:
единства;
разграничения доходов
и расходов между уровнями бюджетной
системы;
самостоятельности
бюджетов;
полноты отражения
доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
сбалансированности
бюджета;
эффективности и
экономности использования
общего (совокупного)
покрытия расходов бюджетов;
гласности;
достоверности бюджета;
адресности и целевого
характера бюджетных средств.
Рассмотрим принципы
организации бюджетной системы
подробно.
Принцип единства бюджетной
системы означает единство правовой
базы, денежной системы, форм бюджетной
документации, принципов организации
бюджетного процесса в Российской Федерации,
санкций за нарушение бюджетного
законодательства, а также единый
порядок финансирования расходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы,
ведения бухгалтерского учета средств
федерального бюджета, территориальных
бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов. Одним из инструментов, обеспечивающих
принцип единства, является бюджетная
классификация. Доходы и расходы
бюджетов разных уровней по своим
характеристикам очень
Бюджетная классификация
РФ — группировка доходов и
расходов бюджетов всех уровней с
присвоением объектам классификации
группировочных кодов. Бюджетная классификация,
обеспечивая сопоставимость показателей
бюджетов всех уровней, включает в себя:
классификацию доходов
бюджетов РФ;
функциональную классификацию
расходов бюджетов РФ;