Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:23, реферат
Совершенно очевидно, что глубоко разобраться в содержании бюджета, понять и оценить его роль в макроэкономическом регулировании возможно лишь после детального изучения материалов всей главы. Необходимо ознакомиться с принципами построения бюджетной системы РФ; структурой и динамикой доходов и расходов федерального бюджета; системой межбюджетных отношений; особенностями структуры доходов и расходов территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
повышение эффективности
функционирования региональных бюджетных
систем, оздоровление региональных финансов;
сокращение объема
дотаций и количества дотационных
территорий;
минимизацию встречных
финансовых потоков;
обусловленность выделения
средств и повышение контроля
и ответственности за их использование
регионами;
обеспечение дополнительной
финансовой поддержки высокодотационным
территориям;
создание механизмов
избирательной инвестиционной поддержки
территорий;
использование режимов
совместного финансирования за счет
средств федерального бюджета и
бюджетов субъектов РФ для реализации
отдельных программ и проектов;
повышение заинтересованности
органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного
самоуправления в увеличении производственного
и налогового потенциала территории,
рационализации расходов и обеспечении
сбалансированности бюджетов.
Финансовая помощь
из федерального бюджета бюджету
субъекта РФ, предоставляемая для
выравнивания уровня минимальной бюджетной
обеспеченности, определяется на основе
нормативов финансовых затрат на предоставление
государственных услуг в целях
финансирования расходов, обеспечивающих
минимальные государственные
Субвенции и субсидии
бюджетам субъектов РФ предоставляются
на финансирование: расходов по федеральным
целевым программам; капитальных
расходов; расходов, передаваемых из бюджетов
других уровней бюджетной системы
РФ; иных целевых расходов.
Целевые бюджетные
ссуды бюджетам субъектов РФ на финансирование
кассовых разрывов, обусловленных сезонным
характером затрат либо сезонным характером
поступлений доходов, могут быть
выданы по решению федеральных
Система межбюджетных
отношений включает не только отношения
между Российской Федерацией и ее
субъектами, но и внутри субъекта —
между региональными органами власти
и органами местного самоуправления.
Общие принципы организации межбюджетных
взаимоотношений в субъектах
федерации определены в Федеральном
законе от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ«0 финансовых
основах местного самоуправления в Российской
Федерации». Согласно закону для предоставления
финансовой помощи муниципальным образованиям
в составе расходов бюджета субъекта РФ
образуется фонд финансовой поддержки
муниципальных образований. Распределение
средств фонда осуществляется в соответствии
с формулой, учитывающей численность населения
муниципального образования, долю детей
дошкольного и школьного возраста и долю
лиц пенсионного возраста и площадь территории,
уровень душевой обеспеченности бюджетными,
средствами, а также другие факторы, определяющие
особенности данного субъекта РФ.
Конституция РФ относит
вопросы финансового
Предоставление субъектам
РФ права самостоятельно формировать
свои отношения с местными органами
власти является отличительной чертой
государств с федеративным устройством.
При этом федеральные органы власти
заинтересованы в том, чтобы общая
стратегия развития бюджетной системы,
разрабатываемая в Центре, была поддержана
субъектами РФ. В этих целях федеральные
власти формируют и дают субъектам
РФ свои рекомендации по формированию
межбюджетных отношений регионального
уровня. Эти рекомендации могут быть
оформлены в виде типовых моделей
построения межбюджетных отношений
на региональном уровне, отвечающих государственной
стратегии развития межбюджетных отношений.
В 2006 г. в Министерстве финансов РФ были
разработаны Временные
В 2010 г., одновременно
с реализацией Концепции
более четкое разграничение
расходных обязательств, полномочий
и ответственности между
сокращение обязательств
по финансированию ведомственных льгот,
возложенных на бюджеты субъектов
РФ федеральным законодательством.
Для реализации этого решения
в федеральном бюджете должны
быть предусмотрены расходы на компенсацию
затрат по предоставлению льгот военнослужащим
и приравненным к ним лицам, работникам
судов и прокуратуры по коммунальным
услугам, абонентской плате за телефон
и его установку, бесплатному
проезду в городском
четкое определение
сферы финансовой ответственности
субъектов РФ за реализацию федеральных
законов социального характера («О
ветеранах», «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации», «О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей»).
С этой целью начиная с 2009 г. в
составе федерального бюджета создается
фонд компенсаций за счет централизации
15% НДС, ранее зачисляемых в
внедрение новой
методики распределения средств
фонда финансовой поддержки субъектов
РФ, основанной на объективной оценке
бюджетных потребностей и налогового
потенциала регионов;
оказание поддержки
бюджетным и экономическим
повышение объективности,
прозрачности и обоснованности распределения
средств федерального бюджета в
территориальном разрезе. С этой
целью в 2009 г. внедрена методика распределения
инвестиционных субвенций фонда
регионального развития и вновь
созданного фонда целевых субвенций
на дорожное хозяйство.
В ближайшие годы
будет продолжено сокращение нефинансируемых
федеральных мандатов за счет отмены
действия законодательных норм, не
обеспеченных источниками финансирования,
предоставления субъектам РФ целевой
финансовой помощи на реализацию федеральных
социальных законов, освобождение региональных
и местных бюджетов от обязательств по
финансированию ведомственных льгот,
федеральных организаций и учреждений.
Планируется начать практическую отработку
финансовых механизмов, стимулирующих
проведение на региональном уровне экономических
и бюджетных реформ, продолжить совершенствование
методологии бюджетного выравнивания
с законодательным закреплением ее основных
положений на среднесрочную перспективу.
Средства фонда регионального развития
будут переориентированы на восстановление
инфраструктуры жилищно-коммунального
хозяйства. В то же время основными источниками
бюджетных средств на эти цели должны
оставаться ресурсы региональных и местных
бюджетов.
Таким образом, реформа
межбюджетных отношений должна обеспечить
повышение эффективности
Литература
1. Бюджетный кодекс
РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с
изменениями и дополнениями).
2. О бюджетной
классификации Российской
3. О государственных
пенсиях в Российской
4.
Бюджетная система Российской
Федерации: Учебник/ Под ред.
М.В. Романовского, О.В. Врублевской.
2-е изд. М.: Юрайт, 2008.
5. Финансы: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива: Юрайт, 2009.