Что справедливее в налогообложении: пропорциональное или прогрессивное налогообложение доходов физических лиц?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:43, реферат

Описание

Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому они неразрывно связаны с функционированием самого государства и, соответственно, напрямую зависят от уровня развития самого государства. Посредством налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного национального дохода, и поэтому налоги и налоговая система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма.

Содержание

Теории пропорционального и прогрессивного налогообложения. 5
Налогообложение физических лиц в разных странах. 14
Налогообложение физических лиц в России. 19
Прогрессивное налогообложение: “за” и “против”. 24
Круглый стол на тему: "Нужно ли в России вводить прогрессивное налогообложение?" 24
Заключение. 28

Работа состоит из  1 файл

Что справедливее.docx

— 60.85 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

(МИНОБОРОНАУКИ  РОССИИ)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт  налогов и налогового менеджмента

 

 

Реферат

По дисциплине «Основы  теории государственных

 финансов и налогообложение»

на тему:

«Что справедливее в налогообложении:

пропорциональное или  прогрессивное налогообложение 

доходов физических лиц?»

 

 

 

Выполнила студентка

Очной формы обучения

Специальности «Менеджмент  организации»

Специализации «Налоговый менеджмент»

2 курса  1 группы

                                                                                 ____________      К. В. Вдовик            

                                                    (подпись)                  

 

 

 

Руководитель работы

Зав. кафедрой, профессор                                                                                   ______________

                                                                                                                                      (подпись)

 

Ю.Д. Шмелев                                                                                       ___________

        (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011 

Оглавление

 

Теории пропорционального  и прогрессивного налогообложения. 5

Налогообложение физических лиц в разных странах. 14

Налогообложение физических лиц в России. 19

Прогрессивное налогообложение: “за” и “против”. 24

Круглый стол на тему: "Нужно ли в России вводить  прогрессивное налогообложение?" 24

Заключение. 28

 

 

Введение

Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому они неразрывно связаны  с функционированием самого государства  и, соответственно, напрямую зависят  от уровня развития самого государства. Посредством налогов государство  изымает и присваивает себе часть  произведенного национального дохода, и поэтому налоги и налоговая  система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма.

В условиях рыночных отношений  и особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система  на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий  о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению  в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая  система России создается практически  заново, сегодня мало монографий отечественных  авторов по налогообложению, в которых  можно было бы найти грамотные, глубоко  продуманные, просчитанные предложения  по созданию именно российской налоговой  системы, отвечающей нашим российским реалиям.

Чтобы повысить эффективность  налогообложения и уменьшить  сокрытие среди налогоплательщиков доходов, каждый налогоплательщик должен быть уверен в справедливости и правильности взимания налогов.

Позиции сторонников, отстаивающих метод пропорционального либо прогрессивного обложения, еще более непримиримы, чем в вопросе установления единого  налога. К тому же эти споры всегда были значительно более политизированы. Ведь выбор соответствующего метода обложения – это по сути реализация приоритетов того или иного класса, отражение расстановки сил на политической арене.

Прогрессивное обложение  отвечает чаяниям малоимущих и противоречит интересам обеспеченных слоев населения. Противодействие богатых установлению такого обложения тем сильнее, чем  существеннее предлагается прогрессия. В свою очередь пропорциональное и еще более регрессивное обложение  устраивает богатых, а не бедных. Причем и те, и другие в своих доводах  всегда говорили о стремлении к равенству  и справедливости налогообложении. Но до сих пор так и не найден однозначный ответ на вопрос: какое обложение обеспечивает большее равенство и справедливость?

 

Теории пропорционального  и прогрессивного налогообложения.

 

Пропорциональное налогообложение

Пропорциональное налогообложение  предполагает применение неизменных налоговых  ставок вне зависимости от величины налоговой базы, т.е. неизменность доли налога (налогового бремени) в стоимостной  или иной оценке налоговой базы (облагаемого  дохода, добавленной стоимости, имущества  и т.п.). При этом сумма налога возрастает пропорционально по отношению к  увеличению налоговой базы.

Пропорциональное налогообложение  предполагает установление для каждого  налогоплательщика фиксированной  ставки в долях или процентах, которая не меняется в зависимости  от динамики налоговой базы. При  таком методе налогообложения налог  растет пропорционально росту налоговой  базы.

Принцип справедливости уже  на протяжении более 230 лет является ориентиром любой цивилизованной системы  налогообложения. Данный принцип основывается на высказывании Адама Смита, что  «подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности  и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются, под  покровительством и защитой государства». Адам Смит, шотландский экономист  и философ, считал, что принципу справедливости соответствует пропорциональное налогообложение, когда лица с равными доходами вносят в бюджет одинаковую долю своих  доходов.

Принцип пропорционального  налогообложения был окончательно закреплен в налоговой практике французской революцией и базировался  на провозглашенной ею идее равенства: «Из идеи равенства вытекало не только всеобщее, но и равное обложение, равномерное  разверстывание налогов между всеми плательщиками, сообразно средствам каждого, иначе говоря, каждый обязан отдать одинаковую часть своего имущества государству». Хотя некоторые считали, что идея равенства должна вести к установлению равного налогообложения, большинство все же соглашалось с тем, что налоги должны уплачиваться по средствам каждого, сообразно экономическим возможностям, платежеспособности. Платежеспособность определялась в то время доходами лица.

Большинство российских налогов  строятся на основе пропорционального  метода. Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки (не зависящей  от величины полученной прибыли): 2% –  федеральная составляющая и 18% –  максимально возможная ставка субъектов  Федерации. По НДС установлены три  ставки – 18, 10 и 0%. Причем ни одна не зависит  от объемов налоговой базы. С 2001 г. налог на доходы физических лиц в  России также взимается на основе пропорционального метода налогообложения  по ставке 13%.

В Европе ставки центральных  налогов на прибыль юридических  лиц, как правило, также являются пропорциональными, их уровень в  зависимости от применения систем зачетов  колеблется от 28% в Швеции до 53,2% в  Италии.

 

Прогрессивное налогообложение

Прогрессивное налогообложение  предполагает применение возрастающих налоговых ставок при увеличении налоговой базы, т.е. возрастание  доли налога (налогового бремени) в  стоимостной или иной оценке налоговой  базы по мере роста последней. При  этом сумма налога возрастает прогрессивно по отношению к увеличению налоговой  базы.

 

В настоящее время выбор  прогрессивного налогообложения в  большой степени основан на понятии  дискреционного дохода, т.е. дохода, используемого  по собственному усмотрению. Теоретически дискреционный доход представляет собой разницу между совокупным доходом и доходом, который расходуется  на удовлетворение первоочередных, жизненно-необходимых потребностей. Именно дискреционный, а не совокупный доход определяет истинную платежеспособность лица.

Естественно, что с ростом доходов уменьшается доля всех жизненно необходимых затрат (на продукты питания, покупку одежды, других товаров первой необходимости, на транспорт и т.п.) и возрастает доля дискреционного дохода. Нетрудно заметить, что при пропорциональном обложении совокупного дохода менее  состоятельный плательщик несет  более тяжелое налоговое бремя, чем более состоятельный, поскольку  доля свободного дохода у него меньше, а доля налога, выплачиваемая за счет этого свободного дохода, выше. Поэтому необходима градация налога с учетом потребностей человека.

И хотя разные налогоплательщики  будут платить разные по размерам налоги, принципы равенства и справедливости налогообложения будут выдерживаться. Иначе говоря, богатые, как лица, обладающие большими платежными возможностями, должны нести налоговое бремя  в большем размере, нежели бедные, обладающие низким дискреционным доходом  и, соответственно, низкими платежными возможностями.

 

Существует 4 вида прогрессии.

а) простая  поразрядная прогрессия.

При простой поразрядной  прогрессии выделяются ступени, или  разряды, налогооблагаемой базы и для  каждого разряда устанавливается  налоговый оклад в твердой  сумме. Например, первый разряд составляет от 1 до 1000 руб., второй – от 1001 до 5000 руб., третий – от 5001 до 10 000 руб., четвертый – от 10 001 до 15 000 руб. и т.д. Для каждого из названных разрядов устанавливается сумма налога. Например, для первого разряда – 1 руб., для второго – 100 руб., для третьего – 500 руб. и т.д.

Удобством такого метода является простота исчисления суммы налога. Достаточно определиться с налоговым  разрядом и сумма налога будет  известна.

Неудобство этой системы  очевидно — чем шире границы разрядов, тем больше неравномерность в  налогообложении лиц, получающих доходы, прилегающие к разным границам разряда. А незначительно различающиеся  доходы, входящие в разные разряды (например, 4999 руб. и 5001 руб.), имеют значительную разницу в налогообложении. Эта  система широко применялась в  прошлом.

В современных условиях такая  система практически не используется, поскольку при ее построении невозможно обеспечить прогрессивность в рамках разрядов. Более того, чем шире рамки  разрядов, тем менее справедлива  данная схема, т.к. нарушается принцип  равенства при налогообложении.

 

б) простая  относительная прогрессия.

При простой относительной  прогрессии устанавливают разряды  и фиксированные пропорциональные (как твердые, так и процентные) ставки по этим разрядам, применяемые  ко всей сумме налоговой базы по каждому разряду и увеличивающиеся  в размере при переходе от низшего  разряда к высшему.

Простая относительная прогрессия используется в транспортном налоге. Согласно Налоговому Кодексу РФ при мощности двигателя автобуса "до 200 л.с. включительно" транспортный налог уплачивается по ставке 10 руб. с каждой лошадиной силы, а при мощности двигателя "свыше 200 л.с." — 20 руб. Владелец автобуса с двигателем мощностью 200 л.с., таким образом, уплачивает налог в размере 2000 руб. (200 л.с. * 10 руб.). Владелец автобуса с двигателем мощностью 201 л.с. уплачивает налог в размере 4020 руб. (201 л.с. * 20 руб.): данный автобус входит во второй разряд ("свыше 200 л.с."). Повышенная ставка применяется ко всей возросшей базе, а не к ее части.

В отличие от простой поразрядной  прогрессии для дохода или имущества, входящего в один разряд, при использовании  метода простой относительной прогрессии налог возрастает пропорционально, однако сохраняется тот же недостаток — резкость переходов. В рассмотренном  примере при увеличении базы налогообложения  на 0,5% сумма налога возросла в 2,01 раза. Известны примеры, когда в результате применения этого метода налогообложения  у плательщика с более высоким  доходом после уплаты налога оставалось меньше средств, чем у плательщика  с более низким доходом.

 

в) сложная  поразрядная прогрессия.

В наибольшей степени задачам  прогрессивного налогообложения соответствует  система сложной прогрессии. Именно эта система распространена наиболее широко в настоящее время. Как  и в других системах прогрессии, в системе сложной прогрессии налоговая база разделена на налоговые  разряды, но ставки по этим разрядам применяются  только в отношении части полученного  дохода, соответствующей данному  разряду. То есть, повышенная ставка применяется  не ко всему возросшему доходу, а  только к его части, превышающей  определенный уровень.

Сложную прогрессию называют также прогрессией террасами  или каскадной прогрессией, хотя она и обеспечивает гораздо большую плавность налогообложения, чем другие виды прогрессии. Эта плавность зависит от количества налоговых разрядов и постепенности возрастания ставки.

Ярким примером данного вида прогрессии в российской налоговой  системе являлась действовавшая  до 2001 г. шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма  годового совокупного облагаемого  налогом дохода граждан была разделена  на 3 части. Первая часть (до 50 000 руб.) облагалась по ставке 12 %. Вторая часть (от 50 001 до 150 000 руб.) – по ставке 20 % и третья часть  – (свыше 150 000 руб.) – по ставке 30 %. В  настоящее время в отечественной  налоговой системе нет налогов  и сборов, взимаемых на основе сложной  прогрессии.

 

г) скрытая  система прогрессии.

В ряде случаев фактическая  прогрессия в налогообложении достигается  не путем установления прогрессивных  ставок налога, а иными методами. Например, для доходов, входящих в разные разряды, могут устанавливаться неодинаковые суммы вычетов — большие для низких доходов и меньшие для высоких. В этом случае непропорционально будет изменяться база налогообложения, а значит, и налог. Также прогрессия может достигаться путем предоставления налоговых льгот низкооплачиваемым слоям населения, различных вычетов из налоговой базы или, напротив, введением в дополнение к подоходному некоторых иных налогов (дополнительного, пропорционального и др.). В качестве примера можно привести схемы, действующие в ряде канадских провинций, где за счет дополнительных налогов усиливается номинальная прогрессивность основной сетки подоходного налогообложения (с дохода, превышающего 10000 канадских долларов, берется дополнительный налог в размере 10%). 

Информация о работе Что справедливее в налогообложении: пропорциональное или прогрессивное налогообложение доходов физических лиц?