Единый социальный налог как аккумулятор средств для гарантий населения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:02, дипломная работа

Описание

Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому они неразрывно связаны с функционированием самого государства и, соответственно, напрямую зависят от уровня развития самого государства. Посредством налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного национального дохода, и поэтому налоги и налоговая система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма.
Налоги, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любо

Содержание

Введение 3
1 Социально-экономическое значение государственных внебюджетных фондов 6
1.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов 6
2 Единый социальный налог как средство реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь 18
2.1. Экономическая сущность единого социального налога 18
2.2. Порядок формирования налоговой базы по единому социальному налогу 21
2.3. Ставки, порядок и сроки уплаты налога 30
3 Практическое исчисление единого социального налога: проблемы, возникающие в налоговом учете 41
3.1. Оценка налоговой нагрузки по единому социальному налогу 41
3.2. Проблемы исчисления единого социального налога индивидуальными предпринимателями 46
3.3. Исчисление единого социального налога юридическими лицами, применяющими две системы налогообложения 55
Заключение 62
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Диплом ЕСН.doc

— 509.00 Кб (Скачать документ)

      Разъяснения, приведенные в данном письме, соответствуют  нормам налогового законодательства.

      Действительно, п. 2 ст. 243 НК РФ установлен максимально  возможный размер налогового вычета. Фактический размер налогового вычета не может превышать суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных на те же выплаты, на которые начислен ЕСН за соответствующий месяц (отчетный, налоговый период).

      В рассматриваемой ситуации размер вычета окажется меньше общеустановленного, как только общая сумма выплат, произведенных в пользу работника, занятого в различных видах деятельности, превысит предел, после которого страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются по регрессивным тарифным ставкам (280 000 руб.), но при этом сумма выплат, облагаемых ЕСН, указанного предела не достигнет.

      Для наглядности приведем следующий  пример.

      Торговая  организация осуществляет как оптовую, так и розничную торговлю. По виду деятельности «розничная торговля» организация является плательщиком единого налога на вмененный доход (ЕНВД). По виду деятельности «оптовая торговля» организация является плательщиком налога на прибыль.

      Трудовая  деятельность работника организации  связана и с оптовой и розничной торговлей. Ежемесячно работнику выплачивается заработная плата в сумме 30 000 руб.

      Удельный  вес выручки от оптовой торговли в общей сумме выручки по обоим  видам деятельности составляет 60%.

      Обложению ЕСН подлежит часть выплат, произведенных в пользу работника, пропорциональная удельному весу выручки от оптовой торговли в общей сумме выручки (60% суммы выплат). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются на всю сумму выплат, произведенных в пользу работника (Приложение Б)54.

 

Заключение 

      В данной дипломной работе были рассмотрены  вопросы, определяющие значение и структуру  единого социального налога как  основного средства формирования бюджетов внебюджетных фондов Российской Федерации.

      Государственные внебюджетные фонды - это государственные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации прав граждан на:

     • социальное обеспечение по возрасту;

     • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

     • социальное обеспечение в случае безработицы;

     • охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

      Социальные внебюджетные фонды являются относительно самостоятельными финансово-кредитными институтами финансовой системы России. Эта самостоятельность имеет свои особенности. Она существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств фондов в размерах и на цели, жестко регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

      Вторая  глава работы посвящена определению  экономической сущности единого  социального налога. Единый социальный налог (ЕСН) – это новый налог, который заменил уплачиваемые до 1 января 2001 года страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного страхования РФ).

      Сущность  данного налога заключается в том, что он предназначен для мобилизации средств с целью реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

      Переход к взиманию ЕСН стал результатом  работы по совершенствованию сбора страховых взносов и контроля за их поступлением. ЕСН был введен в целях повышения эффективности использования средств государственных социальных внебюджетных фондов, применения более обоснованных тарифов поступлений в фонды и методики их исчисления, проведения политики большей прозрачности средств и ответственности за их целевое использование.

      В третьей главе определяется практическая значимость налоговой нагрузки ЕСН индивидуальных предпринимателей и предприятий. Размер реальной ставки ЕСН определяется итоговой налоговой ставкой в регрессивной шкале налогообложения и суммой облагаемого дохода, начисленного в пользу работника. Потому вывод о возрастании стимулирующего воздействия ЕСН можно сделать только при радикальном снижении реальной ставки налога с ростом облагаемого дохода (соответствующего различным диапазонам налоговых баз в регрессивной шкале), что является основой достижения устойчивого равновесия между фискальными интересами государства, с одной стороны, и величиной налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект, с другой стороны.

      Приведенные расчеты в третьей главе и рассуждения дают основания для умеренного оптимизма в отношении постепенного снижения единого социального налога и достижения экономического эффекта за счет постепенного выхода заработной платы из тени. 

Библиография: 

Нормативно-правовые акты: 

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части  первая и вторая): по состоянию на 20 февраля 2008 года. – Новосибирск: Сиб.унив. Изд-во, 2008
    2. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 03-05-02-04/15
 

Учебно-методическая литература: 

    1. Салькова  О.С. «Оценка налоговой нагрузки по единому социальному налогу»// «Финансы», № 1, 2006. – с. 31-33
    2. «Налоговая статистика»// «Финансы», № 2, 2006. – с. 3
    3. Акинин П.В., Жидкова Е.Ю Налоги и налогообложение: учеб. Пособие / П.В. Акинин, Е. Ю. Жидкова. – М.: Эксмо, 2008
    4. Воробьева Е.В ЕСН 2007. Новейший справочник налогоплательщика: актуальные разъяснения и профессиональные комментарии / Е.В. Воробьева. -2-е изд., испр.- М.: Эксмо, 2007
    5. Кропивко М.Д Учет, налогообложение, отчетность индивидуальных предпринимателей с учетом нового законодательства / М.Д. Кропивко – 4-е изд., и доп. – М.: Эксмо, 2007
    6. Кириллова, О.С. Налоги и налогообложение. Курс лекций: учебное пособие для вузов/ О.С. Кирилова, Т.В. Муравлева. – изд.2-е, перераб.и доп. – М.: Издательство «Экзамен»,2006
    7. Мандрощенко О.В., Пинская И.Р. Налоги и налогообложение: Ученое пособие / Под общ. Ред . проф Л. И. Гончаренко. – М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и к», 2006
    8. Налоги и налогообложение. 6-е изд./ Под ред. М. В. Романовского, О.В. Врублевской.- СПБ.:2007
    9. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / под ред. И.А. Майбурова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
    10. Парамыгина В.А налоги и налогообложение в России : учебник / В.А. Парамыгина, К.Браун, Дж. Масг применения в целях бухгалтерского учета и налогообложения: практическое руководство/  Под общей ред. Ю.Л.Фадеева.-М.: Эксмо, 2008
    11. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и менеджмента/под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 (серия «Золотой фонд российских учебников») 

                                                                                                                                                                          Приложение А

      Регрессивная  шкала ставок ЕСН

        

 

                                                                                              Приложение  Б

Месяц, период   Начислено в пользу работника Налоговая база по ЕСН в части, зачисля-емой в федераль-ный бюджет (графа 3 стр. 0100 Расчета авансовых платежей по ЕСН*) Налоговая ставка Сумма ис-численного ЕСН в части, подлежащей уплате в фе-деральный бюджет База  для начисления страховых взносов  на обязатель-ное пенси-онное страхование, всего (стр. 0300 Расчета авансовых  платежей по ЕСН*) Тариф-ная  ставка Сумма начислен-ных  страховых взносов на обязатель-ное  пенси-онное страхова-ние, всего (стр.0300 Расчета авансовых платежей по ЕСН*) Сумма страховых  взносов, принима-емая в уменьше-ние  ЕСН, зачисляя-емого в федераль-ный  бюджет (налоговый вычет) (стр. 0300 Расчета  авансовых платежей по ЕСН*) Начислено авансовых платежей по налогу в части, зачисля-емой в федераль-ный бюджет, за отчетный период (графа 3 стр. 0600 Расчета авансовых платежей по ЕСН*)
всего В том  числе
В рамках деятельно-сти, пере-веденной на уплату ЕНВД В рамках деятельно-сти, по которой уплачива-ется налог на прибыль
      Гр. 3х40% Гр. 3х60% Гр. 5   Гр. 6х гр. 7 Гр. 3   Гр.9 х гр.10 Гр.11х60% Гр.8-гр.12
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Январь За месяц 30000 12000 18000 18000 __ 3600 30000 __ 4200 2520 1080
С начала года 30000 12000 18000 18000 __ 3600 30000 __ 4200 2520 1080
В т.ч. до 280000 руб. 30000 12000 18000 18000 20% 3600 30000 14% 4200 2520 1080
Свыше 280000 руб. __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
Сентябрь За месяц 30000 12000 18000 18000 __ 3600 30000 __ 4200 2520 1080
С начала года 270000 108000 162000 162000 __ 32400 270000 __ 37800 22680 9720
В т.ч. до 280000 руб. 270000 108000 162000 162000 20% 32400 270000 14% 37800 22680 9720
Свыше 280000 руб. __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
Октябрь За месяц 30000 12000 18000 18000 __ 3600 30000 __ 2500 1500 2100
С начала года 300000 120000 180000 180000 __ 36000 300000 __ 40300 24180 11820
В т.ч. до 280000 руб. 280000 120000 180000 180000 20% 36000 280000 14% 39200 23520 __
Свыше 280000 руб. 20000 __ __ __ __ 1580 (20000х7,9%) 20000 5,5% 1100 660 __
Ноябрь За месяц 30000 12000 18000 18000 __ 3600 30000 __ 1650 990 660
С начала года 330000 280000 198000 198000 __ 39600 33000 __ 41950 25170 14430
В т.ч. до 280000 руб. 280000 280000 198000 198000 20% 39600 280000 14% 39200 23520 __
Свыше 280000 руб. 50000 __ __ __ __ __ 50000 5,5% 2750 1650 __
Декабрь За месяц 30000 12000 18000 18000 __ 3600 30000 __ 1650 990 480
С начала года 360000 144000 216000 216000 __ 432000 360000 __ 43600 26160 17040
В т.ч. до 280000 руб. 280000 144000 216000 216000 20% 432000 280000 14% 39200 23520 __
Свыше 280000 руб. 80000 __ __ __ __ __ 80000 5,5% 4400 2640 __
* Форма расчета авансовых платежей  по единому социальному налогу  для лиц, производящих выплаты  физическим лицам, и рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Минфина России от 17.03.2005 № 40н

Информация о работе Единый социальный налог как аккумулятор средств для гарантий населения РФ