Единый социальный налог как аккумулятор средств для гарантий населения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:02, дипломная работа

Описание

Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому они неразрывно связаны с функционированием самого государства и, соответственно, напрямую зависят от уровня развития самого государства. Посредством налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного национального дохода, и поэтому налоги и налоговая система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма.
Налоги, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любо

Содержание

Введение 3
1 Социально-экономическое значение государственных внебюджетных фондов 6
1.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов 6
2 Единый социальный налог как средство реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь 18
2.1. Экономическая сущность единого социального налога 18
2.2. Порядок формирования налоговой базы по единому социальному налогу 21
2.3. Ставки, порядок и сроки уплаты налога 30
3 Практическое исчисление единого социального налога: проблемы, возникающие в налоговом учете 41
3.1. Оценка налоговой нагрузки по единому социальному налогу 41
3.2. Проблемы исчисления единого социального налога индивидуальными предпринимателями 46
3.3. Исчисление единого социального налога юридическими лицами, применяющими две системы налогообложения 55
Заключение 62
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Диплом ЕСН.doc

— 509.00 Кб (Скачать документ)
 
 

     Для налогоплательщиков, производящими выплаты физическим лицам. Сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в ФСС России, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ. Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации»

      Сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

      Уплата  ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

      По  итогам отчетного периода налогоплательщики  исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой; базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

      В случае если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

        Данные о сумме исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которых воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Минфином России.

      Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

      Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных  выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм, налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

      Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения ФСС РФ сведения (отчеты) по утвержденной форме о суммах:

     - начисленного налога в ФСС РФ;

     - использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

     - направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

     - расходов, подлежащих зачету;

     - уплачиваемых в ФСС РФ.

      Уплата  налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет ФСС РФ, Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС России) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

      Кроме того, налогоплательщики обязаны  не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить в налоговый орган налоговую декларацию по ЕСН. Ее копию с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим представление декларации, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФ РФ).

      В свою очередь, налоговые органы обязаны  представлять в органы ПФ РФ копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате ЕСН и иные сведения (в том числе составляющие налоговую тайну), необходимые для осуществления органами ПФ РФ обязательного пенсионного страхования. Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в ПФ Р сведения и документы в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в отношении застрахованных лиц. Органы ПФ РФ представляют в налоговые органы информацию о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов, открытых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

      В случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно. Разница между суммой ЕСН, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, и суммами налога, уплаченными налогоплательщиками с начала года, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня подачи такой декларации или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

     Для налогоплательщиков, не производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц. Для этой категории налогоплательщиков характерно, что расчет авансовых платежей по ЕСН производится налоговыми органами. Этот расчет производится исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период. Если налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, то они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов) определяется налогоплательщиком самостоятельно. Исходя из таких данных, налоговые органы производят расчет сумм авансовых платежей по ЕСН на текущий налоговый период. Также следует отметить, что в случае значительного (более чем на 50%) увеличения дохода в налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода - вправе) представить уточненную декларацию в месячный срок после установления данного обстоятельства с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий налоговый период по ненаступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи уточненной декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.

      Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

     - за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

     - за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

     - за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

      Расчет  налога по итогам налогового периода  производится налогоплательщиками, относящихся к указанной категории, самостоятельно, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговым период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 71 НК РФ38.

      Особые  правила установлены для адвокатов. Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями в порядке, установленном для налогоплательщиков, производящими выплаты физическим лицам, без применения налогового вычета. Исключение составляют адвокаты, учредившие адвокатские ка6инеты: эти лица исчисляют и уплачивают ЕСН с доходов, полученных от профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей.

      Данные об исчисленных суммах налога с доходов адвокатов за прошедший налоговый период коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации представляют в налоговые органы не позднее 30 марта следующего года по форме, утвержденной Минфином России.

      Налогоплательщики представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При представлении налоговой декларации адвокаты обязаны оставить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов, адвокатские 6юро или юридической консультации о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период.

      В случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно. В случае прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, налогоплательщики обязаны в двенадцатидневный срок со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

      Уплата  налога, исчисленного по представляемой в соответствии с пунктом 8 ст. 244 НК РФ налоговой декларации (с учетом начисс,1IСННЫХ авансовых платежей по истекшим срокам уплаты за текущий налоговый период), производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такой декларации39.  

 

3. Практическое исчисление единого социального налога: проблемы, возникающие в налоговом учете 

      3.1. Оценка налоговой  нагрузки по единому  социальному налогу 

      В 2005 г. максимальная ставка ЕСН снижена  до 26% с сохранением регрессии (введена новая регрессивная шкала налогообложения стремя видами ставок). Вместе с тем, важным новшеством явилась отмена условий применения регрессивной шкалы. Из ст.241 НК РФ исключен п. 2, который запрещает применять регрессивную шкалу, если средняя налоговая база на одного работника составляет менее 2500 руб. в месяц. Таким образцом, пониженные ставки стали доступны для всех налогоплательщиков. Цель подобной налоговой инновации, несомненно, благая: уменьшение налогового бремени для бизнеса, выход заработной платы из тени.

      Однако  сегодня становится ясным, что реформа  по снижению базовой ставки ЕСН с 1 января 2005 г. принесет реальное сокращение налоговой нагрузки далеко не для  всех организаций, а только для тех, которые выплачивают своим работникам небольшие зарплаты.

      С помощью специально проведенного анализа  определим и обоснуем форму и  направление связи между суммами  ЕСН в 2004 и 2005 гг., и суммами выплат, начисляемых налогоплательщиками  ЕСН в пользу физических лиц40.

Информация о работе Единый социальный налог как аккумулятор средств для гарантий населения РФ